КУРСОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТА. ДЛЯ ЧЕГО?
Курсовая работа над которой обязан трудиться каждый студент вуза России, про другие страны я не в курсе. Для чего? Будем разбираться.
Для того, чтобы обучающийся смог получить навыки современного ведения практической работы в той или иной профессиональной области.
Для того, чтобы получить оценку в зачётную книжку студента и получить право на продолжение учёбы, а иногда и получение стипендии.
Для того, чтобы преподаватель, выполняющий обязанности научного руководителя, смог поставить отметку о проделанной работе и получить право на продолжение профессиональной деятельности.
Для того, чтобы преподаватель имел достаточную часовую нагрузку в соответствии с занимаемой должностью.
Для того, чтобы преподаватель имел возможность передать своему студенту курсовику те знания и навыки, которые он сам сформировал за годы обучения и профессиональной деятельности.
Для того,чтобы научное сообщество и общество смогло получить добавочные знания и способы ведения практической работы.
Для того, чтобы тандем преподаватель-студент поспособствовал развитию обоих в результате общения и ведения совместной работы.
Весь комплекс значимости курсовой работы студента для развития науки и общества очевиден. Можно искренне восхититься тем, кто впервые придумал такой обучающий элемент в системе профессионального образования.
Признаюсь, что всё то, что написано выше было в моей студенческой жизни в полной мере исполнено. Когда я занималась этим под руководством доцента кафедры ботаники Валентины Ивановной Полуяновой, я испытывала трудности. Работа была физически трудоёмкой. В основе моей курсовой работы был положен эксперимент с растениями, которые я собственноручно высаживала на опытные площадки на биостанции Казанского государственно университета (КГУ) имени В. И. Ульянова-Ленина, и за которыми я наблюдала каждые две недели с мая по октябрь, проводя учёт показателей роста по внешним признакам. То, что было мной проделано и получено в процессе курсовой работы студента было правдиво и качественно с самого начала и до момента её защиты на заседании кафедры ботаники биолого-почвенного факультета КГУ.
Я выискивала литературу на тему курсовой в библиотеке университета. Я вчитывалась в мало понятные тексты. Я многого не понимала тогда, и брала целые фрагменты учёного текста для формирования литературного обзора по теме. Я выстраивала ряды чисел, варьирующих от растения к растению, ведь не бывает двух организмов с одинаковыми ростовыми качествами, в колонки по учтённым показателям и по вариантам посадок. Я высчитывала статистические параметры по каждому вариационному ряду. Я придумывала формы таблиц для того, чтобы представить мои результаты оптимальным образом. Я выстраивала диаграммы, демонстрирующие скорость прироста ратания по вариантам посадок.
Я высчитывала критерии достоверности, позволяющие подтвердить или опровергнуть различия в скорости прироста растений в двух вариантах посадок по каждому их учтённых мной показателей. А потом ещё в двух... А потом то же, но по другому показателю. Таблицы-матрицы заполнялись по результатам такого сравнительного анализа. Только на основании критериев достоверности, полученных через обработку полевых данных я могла твёрдо сказать: в посадке такой-то плотности на такой-то почве в результате проведения таких-то мероприятий по обработке почвы и пр. растение определённого биологического вида разрастается быстрее или медленнее и это имеет такое-то внешние проявление.
Я рисовала схематические рисунки моделей роста растения. Я рисовала плакаты для того чтобы они висели на защите курсовой работы и их видели слушатели в любое время моего выступления и, чтобы могли задавать интересующие вопросы.
Курсовая работа студента стала для меня увлекательным занятием. Я делала открытия для самой себя, занимаясь этим. Тогда я не предполагала, что пройдёт некоторое время и мои открытия станут достоянием науки, благодаря моим научным произведениям - статьям и тезисам...
Мой научный руководитель не менялся. Валентина Ивановна Полуянова была им в период моей дипломной работы, в период моей диссертационной работы на соискание учёной степени кандидат биологических наук. Она давала мне полную свободу для моей инициативы. Но таких как она на кафедре ботаники КГУ больше не было и нам с нею пришлось, мягко говоря, нелегко. А по правде очень тяжело в моральном плане!
Светлана Федорова, Казань, 5 сентября 2024 г.