Что такое свобода и нужно ли её включать в систему ценностей?
"Ключевым вопросом в выборе пути является ответ на загадку, поставленную историей в восьмидесятых годах с приходом Горбачёва. Он зло или добро?
Предательство или запутались из-за сложного пути?
Многие считают, что в Брежневские годы люди были свободными и счастливыми.
Однако вспомните фразы тех лет. "Думаем одно, говорим другое, делаем третье", "Народ и партия едины", "Всё для человека, всё во имя человека - только покажите мне этого человека" Вспомните магазины Берёзка, куда простой человек попасть не мог.
А с духом что творилось? Понятие дух там отсутствовал. Душа и дух были за пределами разрешённого разговора.
Началась перестройка. Запрос на неё был огромный. А почему в финале - развал СССР? Ошибок понаделали много.
Ключевой вопрос - предатели или заблудившиеся?
Советский союз взорвался из-за того, что не знали, куда идти.
Нужно различать два этапа перестройки: первый - 85-87 год, второй 88 и дальше.
В первый период народ почувствовал себя людьми. Но это было ненадолго. Но что пошло не так? Надо разобраться с научной точки зрения.
В чем суть учения исторического материализма? В том, что определяющим являются производительные силы и производственные отношения.
Надстройка вторична, а производительные силы первичны. То есть люди вторичны, а производительные силы первичны.
Откуда источник взрыва СССР - надстройка.
Разум, интеллект и его духовность начинают влиять на производительные силы и на поведение в стране.
Не только бытие определяет сознание (это классический марксизм), но и сознание определяет бытие.
Мы перешли от коммунизма-социализма к капитализму, к феодализму, а где-то даже людьми торгуют - к рабству.
Производительные силы продолжают двигаться вперёд, а вот надстройка, помутненный разум может ломать.
Ещё одно доказательство помутненного разума - это короновирусные годы. Китай до сих пор не может оправиться. У них темпы роста были 68 процентов, а сейчас только 3.
Горбачёв нутром чувствовал, что нужно дать человеку свободу, нужно заняться духом, атмосферой. Дать человеку права, возможность самим принимать решения.
Свобода всегда сопряжена с ошибками.
Нужно понять, что есть дух, что он может творить. Но, если он не определяется какими-то законами, которые мы должны прописать, то мы и получим на сцене "поющие трусы". В человеке от рождения есть и Ангелы и Дьявол.
Марксизм нужно соединить с духом и сказать, что не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие.
Условия жизни влияют.
Мы должны оба фрагмента и внешние условия и внутреннее состояние включить в нашу теорию. Получается, что всему есть мера. Свобода должна быть контролируема порядками и вот здесь должна быть гармония между свободой и не свободой.
Абсолютная свобода -это хаос и беспредел, абсолютная несвобода -это диктатура и рабство. Нас не устраивает ни первое, ни второе. Значит свобода нужна, но в меру.
Отличие искусственного интеллекта в том, что у него нет свободы, есть программа.
Сталин говорил, что нужно развитие теории.
Я уверен, что был построен коммунизм. Но чего-то не хватало в теории.
В рамках развития теории должна войти глава о психике, о духе и о свободе.
Человека воспитывает и школа и среда.
Кто-то должен приступить к выработке законодательной, мировоззренческой базы.
Мы стоим на развилке - нам быть стадами, которых нужно резать и стричь или свободными людьми, могущими ошибаться и, чтобы минимизировать ошибки нужно проработать механизм гармонии между свободой и порядком"
(Из интервью с И.А.Гундаровым.Нужна ли свобода.21.09.2024 В сокращении)
Гармония противоположностей
http://proza.ru/2025/03/15/1884