Летом 2024-го года в Елгавской центральной библиотеке можно было познакомиться с выставкой работ художника Валериана Даджанса (1932 - 2012). В аннотации к выставке Марис Бранцис - руководитель Елгавского общества художников - рассказал, что В.Даджанс не имел академического образования, он был художником-автодидактом*, но творчество стало для него единственной возможностью самовыражения.
Его произведения оригинальны. Художник не хотел просто копировать природу, его привлекали возможности современного искусства. В своих работах Даджанс использовал не только палитру красок, но и ткани, природные материалы, например, солому, он создавал картины в самой разной технике.
Оформляя выставку, организаторы разместили на полу и на столах множество ваз с букетами летних цветов, их аромат кружил голову, заставляя верить, что картины дышат. Огоньки, бегущие вдоль стен и задорно подмигивающие посетителям, словно говорили: я жив, я здесь, я тоже огонёк в этом мире!
В 1958-м году Валериан Даджанс связал свою жизнь с внучкой первого президента Латвии Яниса Чаксте. Инта Чаксте (1934 - 2012) была дочерью врача Ринголда Чаксте - сына президента. После окончания медицинского института Инта работала врачом Елгавской психиатричесокй больницы "Гинтермуйжа", она много сделала для музея больницы.
Выставка в библиотеке называлась "Памяти" и была посвящена творчеству Валериана Даджанса, 165-летнему юбилею президента Яниса Чаксте (1859 - 1927) и 90-летнему юбилею Инты Чаксте.
Инта и Валериан были близкими друзьями моих родителей. Они часто бывали у нас дома, их трогательные отношения были понятны даже ребёнку. Инта всегда была элегантно одета, причёсана, на пальцах у неё были серебряные кольца с янтарём, и пахло от неё очень терпко и вкусно - как от опавших осенних листьев.
Родители (да и не только они) называли Валериана Малюточкой, а ведь его рост был более 2-х метров. Но прозвище говорит о доброй душе этого талантливого человека. Малюточка, как и полагается художнику, ходил в серых свитерах крупной вязки, у него были длинные волосы и борода.
В нашей хрущёвке Валериан расписал две стеклянные двери в стиле супрематизма. Я наблюдала за его работой. Это было великолепно! Быстро и очень профессионально он рисовал разноцветные геометрические фигуры, а потом тонкой палочкой прочерчивал прозрачные линии. Только одна из дверей (в оранжевых тонах) разбилась не без моей помощи, а потом мы и вовсе переехали.
Уж не помню, на юбилей отчима или мамы Валериан пришёл с прекрасной картиной**, написанной рельефными остренькими мазками. Эта картина сейчас в моей коллекции, и я могу бесконечно ею любоваться. Она меняется в течение дня: то на первый план выступают ели, то яркий жёлтый куст справа, то небо вдруг становится голубее, то дерево в центре словно шелестит бурой листвой...
Есть в ней и тайны, которые открылись со временем. Например, я долго не видела огороженный прямоугольник слева. Что это? Собранные в кучу осенние листья? Муравейник? А маленькая собачья будочка в глубине справа открылась взгляду лишь недавно. Какие ещё тайны хранит картина?
Мне кажется, в ней собраны все цвета осенней палитры! Охра, терракота, бордо, жёлтый, бурый, розоватый, зелёный, голубой, серый... Но при определённом освещении я вижу в центре не дерево, а чудесную осеннюю розу, взметнувшуюся к небу и словно взывающую: пощади, не дай увянуть, не дай опасть, дай ещё пожить, порадоваться жизни и порадовать собой мир!
*Автодидакт - человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.
**На фото - картина, которую я называю "Осенняя роза Валериана"