опус 03. 01 родственники-рим менологии

Петр Петрович Шличус
Здесь показан один из форматов римской календарной системы, получивший название «менология».

Календарь римский
*****************
Римский календарь с изображением знаков зодиака, религиозных праздников, сельскохозяйственных работ, представляет собой мраморный блок, боковые грани которого разделены колонками с текстом на латинском языке. Изделие датируется I-м веком от р.х. Найдено вблизи Палатина (один из семи холмов Рима: 1/Палатин, 2/Капитолий, 3/Авентин, 4/Квиринал, 5/Виминал, 6/Эсквилин, 7/Целий). Название двум найденным монументам («rusticum menologium»: на латыни = «сельский менологиум», на греческом = «ежемесячный отчет») дал Кристиан Маттиас Теодор Моммзен в I-м томе «Корпус латинских надписей». К.Моммзен (1817 - 1903) = немецкий историк, филолог, юрист, политик описывает находки, как сельскохозяйственные календари, деревенские календари (на немецком = «bauernkalender») и как «альманах римских фермеров». Энни Ли Хобсон Бротон предостерег от чрезмерного подчеркивания «деревенской природы памятника». Э.Бротон поясняет свою позицию памятника, акцентируя на его дорогой материал, на математические расчеты, на отсутствие основных сельскохозяйственных праздников (несмотря на присутствие Фордицидию/фестиваль плодородия, Цериалию/фестиваль зерна, Виналию/фестиваль вина) и на присутствие Робигалии/фестиваль религии.

Менология/menologium
*********************
Менология = термин, имеющий отношение к римскому календарю. Менологический календарь = бытовой календарь, в котором дни года разделены на домашние и божественные. Менология/менологий/месяцеслов:
1) сборник помесячных празднований святых, соответственно дням их памяти
2) помесячная запись сельскохозяйственных работ, согласно времени года
3) календарь предназначен для домашнего или монастырского чтения
4) календарь не используется при богослужении
Два образца этого календаря найдены в Риме во время Итальянского Возрождения. Это:
1) «Menologium Rusticum Colotianum» = сельский менологиум «колотианум» || хранится в музее Неаполя
2) «Menologium Rusticum Vallense» = сельский менологиум «валленсе» || утерян
Оба экземпляра, включая солнечные часы для отделения дня от ночи, дают информацию на каждый день конкретного месяца. Оригинал менологии создан в I веке от р.х. Эти менологии в колонном стиле, привязаны к fasti и другим календарям, которые включают аналогичные элементы в свой годовой цикл.

Menologium Rusticum Colotianum
*****************************
Деревенский менологиум «колотианум» представляет собой четырехгранную мраморную колонну с отверстием наверху, для солнечных часов (гномона). На него нанесена информация о каждом месяце года, организованная в 12 столбцов по 3-и столбца на каждой гране. Его размеры: высота = 66,4 см, ширина = 41,3 см/одна сторона и 38,7 см/другая сторона. Каждая колонка содержит:
1. иллюстрацию знака зодиака данного месяца
2. текст «месяц» для каждого месяца
3. название месяца
4. количество дней в месяце
5. разделение часов на ночные и дневные
6. астрологический дом, через который прошло солнце
7. божество-покровитель в римском пантеоне
8. сельскохозяйственные задачи
9. главные фестивали

Справка.
Это копия оригинальной работы, опубликованной в Menologium Rusticum Vallense. Датируется: 19-65 год/Мишель Рене Зальцман и 36-100 год/Джозеф Патрич. Колонна найдена в саду Анджело Колоччи (Марсово поле, Рим, 1500 год). Находку описал Фабрициус (Георг Гольдшмидт, 1516-1571) в 1549 году, будучи в то время соседом А.Колоччи. Потом она стала частью коллекции Фарнезе (Алессандро Фарнезе = папа Павел III, 1534-1549). В 1787 году была передана в Неаполь королем Фердинандом IV. Сейчас хранится в Национальном археологическом музее города Неаполь (инв. № 2632).

Menologium Rusticum Vallense
****************************
Деревенский менологиум «валленсе» представлял собой 4-гранную мраморную колонну с вырезами для часового механизма или солнечных часов. В «Menologium Rusticum Vallense» вписана информация о каждом месяце года, в 12-ь столбцов по 4-е столбца на 3-х боковых гранях (4-я боковая грань чистая/пустая). Несмотря на косметические различия с «Menologium Rusticum Colotianum», она аналогична календарю «Menologium Rusticum Colotianum», так как оба памятника исходят из одного исходника.

Справка.
Колонна (создана до 1480 года) обнаружена в районе цирка Фламиниуса (южная часть Марсова поля, река Тибр, Рим) или в мавзолее Августа Октавиана, возведённого между Палатинским и Капитолийским холмами Августом в 28 году до р.х. (Марсово поле, улица Виа ди Рипетта, идущая вдоль реки Тибр, Рим). Колонну нашел Андреа делла Валле в своем Палаццо ди Джове. Нижние части лицевой стороны блока закрыты, что исключает римские праздники из календарной информации и подчеркивает тему неизбежной утраты экспоната. Коллекция А.Валле была приобретена Фердинандо де Медичи (1584 год). Впоследствии она была разделена и рассеяна по различным поместьям Медичи. С начала XX века считается утраченной.

Картина.
Нидерландский художник Герман Постумус (1512-1566) запечатлел «Menologium Rusticum Vallense» на картине «Разрушитель всего сущего во времени» (1536 год, высота = 96 см, ширина = 142 см). Публий Овидий Назон (43 до р.х. - 18 от р.х. = римский поэт, современник Августа Октавиана) в своей поэме из сборника «Метаморфозы», книга XV, лист 234: «Время, пожиратель всего сущего …»), которая стала одним из важнейших источников в изучении классической мифологии, упомянул о картине Г.Постумуса. В настоящее время картина находилась в музее княжества Лихтенштейн.

Свидетельства.
1. На римских виллах (фермерский или загородный дом на территории Римской республики и Римской империи), часто выставлялись мозаики и настенные росписи, изображающие сезонные или ежемесячные сельскохозяйственные работы. Уникальные изображения служили своего рода рустической менологией. В 1966 году археологи, проводившие раскопки под базиликой Марией Маджоре на Эсквилинском холме, обнаружили остатки римского здания, стена которого была украшена императорским календарем с фасти, сельскохозяйственными аннотациями, иллюстрациями, которые были описаны как menologium rusticum.
2. У.Фаулер/английский историк, Д.Фрейзер/шотландский мифолог использовали сельскую менологию в своих работах над римским календарем. В.Л.Джонсон предположил, что 4-сторонняя форма менологии сохранила первоначальный 4-месячный римский «год» или фестивальный цикл. Г.Виссова/немецкий филолог допустил, что менологии и их образец были созданы с учетом интересов римских фермеров, указав на упоминания о датах основания храма, соответствие солнечной информации с широтой Рима, пригодность указанного времени для сельскохозяйственных работ в окрестностях Рима.
3. Э.Бротон отметил, что Италия приняла римский календарь в имперский период, и что точность информации с точностью до четверти часа для определенных месяцев (даже если бы она была абсолютно точной) не могла установить местоположение (более чем в пределах 4; широты) расстояние, позволяющее определить любое местоположение между Римини и Бриндизи. Однако такая точность и достоверность допускается, поскольку расчеты за отдельные месяцы не сбалансированы в течение года. Наконец, представленные сельскохозяйственные сезоны не соответствуют древнему или современному сельскому хозяйству в непосредственной близости от Рима. Георг Филипп Эдуард Хуске (1801 - 1886, немецкий юрист, авторитет в области церковного управления) считал описанные очень поздние урожаи соответствующими северной Италии, деревням в пределах Апеннин, другой провинции целиком. Таким образом, нельзя предположить, что календари отражают римское расписание их собственного времени, не говоря уже об их использовании без учета исторического анализа.