Заметки о воспитании

Галина Куриленко
Эти заметки рождены под косвенным воздействием  Ланы Вальтер, которая в своей публикации «От осинки не родятся апельсинки» http://proza.ru/2024/09/24/1361  подняла тему воспитания детей.  Мне эта тема интересна, и я начала писать рецензию на эту публикацию. Но она получилась очень громоздкой для рецензии, что и побудило меня сделать свою публикацию на эту тему, не ущемляя себя в объёме написанного,  и попытаться развить тему в полной, для себя, мере. Что из этого получилось, судить читателям.

Я отрицаю целенаправленное воспитание в семье, как таковое.  Глупое отрицание? Нет. Считаю, что семья ребёнка не воспитывает, а формирует. Ежесекундно, днём и ночью, в болезни и здравии, в нищете и богатстве, в труде и на отдыхе…
Каждым словом, действием,  замечанием, улыбкой, одобрением, укоризненным взглядом, поддержкой, даже, когда ребёнок «нашкодил»… Высказанным мнением о ком-то или о чём-то при ребёнке, спором, ссорой родителей или горячими объятиями после разлуки. Всем образом жизни семьи. Это почва,  на которой ребёнок  созревает, как личность. И какой будет она - питательной  или обеднённой, таким и сформирует ребёнка, при равных других факторах.

Сначала малец, неосознанно, просто, копирует поведение родителей. А позже впитывает, как губка, устои, ценности родителей, семьи. Да, он бунтует, протестует против чего-то, но где-то глубоко в его сознании откладывается навык, понимание необходимости выполнять, то что принято в его семье – чистить зубы, мыть за собой тарелку или говорить правду.
 
Семилетний сын, побывав в гостях у соседского мальчика, оправдывался перед мамой, что был там долго потому, что помог другу мыть тарелки – «они, наверное, не знают, что надо мыть посуду, вымазали всё, и не осталось чистых тарелок.» Сказано это было без какого-либо осуждения, «они не знали». Инициатором  наведения порядка был гость, наш сын. Семья друга, и правда, сильно отличалась от нашей по всем параметрам. 
Так,  разбитые при мытье чашки и тарелки с двухлетнего возраста, к семи годам сформировали у ребёнка навык – вымой тарелку, чтобы в следующий раз тебе было куда насыпать вкусный салат. Это пример формирования ребёнка, а не целенаправленного воспитания.

«…Волевые действия активно занятой саморазвитием и самовоспитанием личности» (с Лана Вальтер).  Я, снова, отрицаю осознанное, тем более, волевое саморазвитие и самовоспитание личности.  Жажда знаний и стремление к развитию заложены в человеке от природы, на генном уровне, предками, родителями, если - заложены.  Фонарик под одеялом, чтобы дочитать главу интересной книги, когда родители выключили свет в твоей спальне, призывая  спать  - завтра рано в школу надо вставать, это «волевое действие саморазвития» или жажда познания?

 Экспериментировать «растворяя» природные камни в воде, в те же семь-восемь лет, или постоянно задавать вопросы о строении мира?   Это всё заложено при рождении и называется "любознательность", которая и помогает развиваться ребёнку. В пятнадцать лет принести домой, во времена «книжного голода» и отсутствия интернета, книгу - «Величайшие открытия человечества двадцатого столетия», читать её  с упоением, рассказывая с азартом родителям прочитанное и восхищаться, - что это, как не любознательность? Я бы это назвала «неосознанное саморазвитие».

Гены. Вот уж, эти гены! Никто их не видел, но все знают об их ответственности за всё! Девочка похожа на папу, а мальчик - на маму? - Гены. У ребёнка талант? - Гены. У парня криминальные наклонности? - Гены. Для обывателя определение «ген» включает в себя всё о наследственности, которая, в свою очередь, несёт информацию о всех предыдущих поколениях, а не только о родителях. Вот, почему наклонности твоего сына могут быть сильно похожи на увлечения брата мужа - рыбалка, любовь к природе, стремление к общению с ней. И не важно, что унаследовано это не от отца, а от родственника второй линии.  Наследственная родовая память хранит информацию рода и передаёт определённые  склонности, навыки следующим поколениям.

 Так, что же для меня обозначает термин «воспитание» в семье? Это то, на что ты обращаешь внимание ребёнка целенаправленно, ругая или хваля, объясняя риски. Постоянно держать ребёнка, его увлечения, интересы, достижения и промахи, круг общения в поле зрения родителей. Любить, поддерживать, направлять, защищать всю оставшуюся (твою) жизнь. И это, воспитание, вкупе с остальными факторами влияния - школа, друзья, формируют ребёнка.
 
Девочка в пятнадцать лет забеременела, а мама «не заметила», а потом поволокла ребёнка на аборт? Это воспитание?  Равнодушие к своему ребёнку - преступление.

 Теперь, в оправдание своих «отрицаний» - всё написанное мной это моя, субъективная, точка зрения, основанная на личном опыте, а не научный трактат. Точка зрения человека испытавшего на себе сиротство при живых родителях, но вырастившего  двоих хороших сыновей и четверых замечательных внуков.  Значит, я имею право на это, своё, мнение.
С интересом выслушаю любого читателя, имеющего другую точку зрения.