В I веке н. э. Земля Израиля являлась частью Римской империи: Иудея была римской провинцией с 6 года н. э., а Галилея, где Иисус из Назарета вырос и провел большую часть своей взрослой жизни, находилась под управлением сына Ирода Великого, тетрарха Ирода Антипы, в период с 4 года до н. э. по 39-й н. э.
Однако римляне были не первыми захватчиками этой территории: на протяжении большей части обсуждаемого периода у евреев не было государства
«Период Второго Храма» начался в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир Великий издал указ, позволяющий евреям вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм. Иудея существовала как так называемое «храмовое государство» в составе гигантской Персидской империи, обладала широкой автономией и управлялась первосвященником Храма и персидским наместником, назначавшимся из самих евреев.
Рим управлял евреями не напрямую, а через своих «марионеток» на примере Ирода Великого ,а позднее- также римских прокураторов и префектов, в число которых входил Понтий Пилат.Положение изменилось, когда на Восток пришли эллины. С пришествием Александра Македонского начался эллинистический период, который продолжался до аннексии Иудеи римлянами в 63 году до н. э.
Рим управлял евреями не напрямую, а через своих «марионеток» на примере Ирода Великого ,а позднее- также римских прокураторов и префектов, в число которых входил Понтий Пилат.
Кто были «LESTAI»- «разбойники» ?
За несколько лет,прошедших с момента завоевания римлянами Иерусалима, огомная масса крестьян лишилась собственности и ушла в город, но нашлись смельчаки, бывшие разорившиеся крестьяне, которые начали борьбу против тех, кого считали виновными в своих бедах:аристократов и представителей Рима. Эти «робины гуды» грабили богатых и помогали бедным. Это были патриоты,герои, выступившие против римской агрессии и предателей. Римляне называли их «лестаи»- «разбойники» . Слово «разбойники» было общим наименованием, подходящим для обозначения любого мятежника и повстанца, который поднимал оружие против Рима или сотрудничавших с ним иудеев. Для римлян «разбойники» было синонимом понятий «вор» или «подстрекатель». Это были первые выразители настроений, которые впоследствии превратятся в движение народного сопротивления, направленного против римской оккупации. Эти «разбойники» говорили о себе как о «каре Божьей». Они придавали своим вождям образы библейских героев, представляя их действия как прелюдию к восстановлению Царства Божьего на земле.В основе их движения были массовые мессианские апокалиптические чаяния, охватившие Палестину после римского завоевания.
Мессианские чаяния иудеев
Один из самых грозных мятежников в начальный период римского владычества над Иудеей был Хизкия , глава повстанческого отряда, который открыто объявил себя мессией, призванным восстановить славу Израиля. Иосиф Флавий называет Хизкию «архилестес», т.е. «главный бандит». Хизкия боролся за независимость евреев и авторитет еврейского закона в то время, когда первым правителем Иудеи был Ирод Великий (47 г. до н.э.).Провозгласить себя «мессией» в период римской оккупации означало объявить войну Риму.Ироду удалось поймать и обезглавить вождя Езекию и на время положить конец выступлениям повстанцев. В награду за службу Рим назначил Ирода «царем иудеев».
Политика Римской империи, направленная на внедрение в сознание порабощённых народов представления об исключительной, «божественной» власти императора, а также поощряемое римскими наместниками укрепление позиции других народов в Земле Израиля привели к многочисленным восстаниям еврейского народа против Рима.Ирод мастерски усмирял и держал под контролем население Иудеи. Его правление открыло период политической стабильности. Он был верным гражданином Рима и хотел воссоздать Рим в Иудее, проводя принудительную эллинизацию. Ирод не считался с религиозными чувствами народа, откровенно нарушал законы и традиции иудаизма.Римская власть назначала даже первосвященника на храмовую должность. Все это не могло не вызывать гнев и обиду на римское присутствие в регионе. Гнев евреев был обращен не только на язычников, но также и на своих соплеменников, которые сотрудничали с оккупантами.
После смерти Ирода ( 4 г до н.э.) царство Ирода было поделено между его сыновьями.В атмосфере ожидания прихода Мессии в стране то и дело появлялись лжепророки, собиравшие вокруг себя толпы людей и обещавшие сотворить чудеса. Римляне рассматривали выступления любых подобных пророков как вызов своей власти и жестоко расправлялись с ними и их приверженцами. Иосиф Флавий, очевидец тех событий, пишет о них :
«Это были обманщики и прельстители, которые под видом божественного вдохновения стремились к перевороту и мятежам, туманили народ безумными представлениями, манили его за собой в пустыни,чтобы там показать ему чудесные знамения его освобождения. Феликс (римский прокуратор) усмотрел в этом семя восстания и высылал против них тяжеловооруженных всадников и пехоту,которые убивали их массами».
Вновь возникали мятежи и вооруженные восстания, вновь появлялись многочисленные банды «разбойников», ранее усмиренных Иродом.В основе мятежей лежали мессианские чаяния иудеев. Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий, поэтому он стал мечтать о спасителе и избавителе. Народ ждал Мессию – посланца Божьего, который, согласно пророчествам, освободит страну от власти языческого Рима и его местных слуг.Чем тяжелее становилась жизнь народа, тем сильнее людей охватывала страстная мечта о явлении Царя-Мессии , который принесет народу свободу и мир.
Антиримское движение началось во времена наместничества Ирода 1.
Хизкия , один из самых знаменитых повстанцев, в 46 г. до н. э. был захвачен Иродом и казнен. Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иехуда Галилеянин, продолжил дело своего отца. Вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, они призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами переписи населения , видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.
В книге «Деяния святых апостолов»(5:36-37) Иехуду Галилеянина и др «мессий» упомянул фарисей и законоучитель Гамалиил:« незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» Галилейский повстанец Иехуда Галилеянин считается основателем радикального течения ЗЕЛОТОВ в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э.
Описание этого времени дал Иосиф Флавий дает в своем труде «Иудейские древности» ( глава 10).« Существовал тогда также один из служителей царя Ирода, некий Симон, пользовавшийся доверием царя. .. этот человек осмелился возложить на себя царский венец. Собрав себе толпу приверженцев, которые провозгласили его царем, и считая себя вполне достойным этого высокого сана, Симон разграбил и сжег царский дворец в Иерихоне. Равным образом он предал пожару целый ряд других дворцов в стране, причем предоставлял толпе своих приверженцев грабить их сколько угодно. Он, наверное, совершил бы еще более значительные беззакония, если бы против него не были приняты меры: Грат присоединил царские войска к римским и во главе этой рати выступил против Симона. Когда затем произошла продолжительная и ожесточенная битва, большинство приверженцев Симона, происходивших из Переи и представлявших из себя беспорядочную толпу, сражавшуюся скорее храбро, чем умело, погибло, а сам Симон попался в руки Грата и был им обезглавлен .Около Иордана, в Амафе, дворец был также сожжен толпой бродяг, похожих на приверженцев Симона. Таким образом, полная разнузданность овладела народом, так как у него не было своего царя, который мог бы доблестным правлением сдерживать народную массу, а прибывшие для успокоения возмутившихся иноземцы лишь подливали масла в огонь своим наглым отношением и своим корыстолюбием... Вместе с тем даже некий Афронг, всего-навсего простой пастух, решился домогаться царской власти.В руках такого человека власть была долгое время; он назывался царем и мог невозбранно делать все, что ему было угодно. Как он сам, так и его братья сильно вредили своей жестокостью римлянам и царским войскам, питая как к тем, так и к другим сильную ненависть: последних они ненавидели за надменность при жизни Ирода, римлян же за те обиды, которые они, по их мнению, наносили им.Иудея была полна разбойничьих шаек. Где только ни собиралась толпа недовольных, она тотчас выбирала себе царя, на общую гибель. Правда эти цари наносили римлянам незначительный вред, зато свирепствовали среди своих собственных единоплеменников.»
Наконец легионеры цезаря Августа положили конец восстаниям, назначив Иерусалиму римского наместника, а в 6 г. н.э. превратив всю Иудею в провинцию, управляемую напрямую из Рима. Теперь Иерусалим полностью принадлежал Риму, который постановил: «Никаких более «Царей Иудейских».
Но в какой-то момент между смертью Ирода в 4 г до н.э и взятием Иерусалима римлянами в 6 г н.э. в деревеньке (или городке) Галилеи родился Тот, кому предстояло унаследовать звание «Царь Иудейский».Служение Иисуса происходило в то время, когда мессианские чаяния еврейского народа принимали форму активных массовых движений. Политическое и религиозное брожение при правлении Ирода и его преемников, а также римское владычество вызывало появление новых мессианских вождей. Чем более представлялось невероятным, чтобы Израиль когда-нибудь мог одержать верх над своими врагами, тем сильнее становились мессианские ожидания , предчувствие, что конечному торжеству должно предшествовать полнейшее ниспровержение существующего мирового порядка. Времени наступит внезапный конец и его место займет «новое время» , вступлением в которое будет «день Господень».
«Мессии» неоднократно появлялись в Израиле, «обольщали» народ ; все заканчивалось кровавой расправой над обольстителем и обольщенными..
Идея конечного торжества Бога возникла и развивалась с развитием еврейской апокалиптики. Грядущий «день Господень» рассматривался как время свершения Страшного Суда и окончательного торжества праведных над грешниками. Мессианским чаяниям посвящены книги древних пророков, а также апокалиптическая литература, популярная в первом веке н.э., гл образом, Книга пророка Даниила , из которой Иисус заимствовал часто используемое им выражение «Сын Человеческий».