Концепция прихода Мессии

Игорь Лощинин
   
    Концепция прихода Mессии (ивр.Машиах)подробно разработана пророками Ветхого Завета.
Греческое слово «Христос» представляет  перевод  слова «Машиах» ( букв.»Помазанник» ). История «помазания» изложена в  1 Цар.10:1; 2 Цар 23:1.
Из различных Иудейских Писаний известно, что термин "мессия" мог пониматься многими способами, и нет одного согласованного описания этого образа. Одни представляли его как человека, другие - в виде высшего существа.В обыденном сознании этот термин гораздо чаще употреблялся по отношению к идеальному правителю , «помазаннику » - царю Израиля из «дома Давидова».
Ключ к этому широко распространенному пониманию слова «мессия» следует искать в обетовании, которое Бог дал Давиду, согласно которому у него  всегда будет потомок на троне, помазанник, правящий народом:
"И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше...Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки, буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него ...И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки." (2-я Царств 7:11-1).
Сам Бог станет «отцом» сыну Давида, Соломону(«восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих»).В этом смысле царь был «сыном Божьим».
Царь Давид  полагает основание роду, из которого выйдет Мессия.
Давид принадлежит к числу самых выдающихся личностей в истории Израиля как полководец, завоеватель, как основатель государства…Именно такого царя желали последующие поколения евреев.
У  Давида, как и у его сына Соломона , был потенциал для того, чтобы стать Машиахом, только  им  это в силу ряда причин не удалось.
Царствование Давида запечатлено в памяти народа как вершина пройденного исторического пути.
Разделение царства, созданного Давидом, после смерти Соломона и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о возрождении в светлом будущем Дома Давида, мечту о рождении идеального евр. царя, потомка Давида -Машиаха. Евр. традиция передаёт много историй о Машиахе, котор. будет царствовать над Израилем и будет обладателем самых высоких моральных качеств. Давид считается в Библии носителем сущности, прототипом Машиаха, который сядет на престоле Давида царствовать вечно.
Однако реальная история распорядилась иначе.
Потомки Давида находились на троне довольно долго – около четырех столетий. Но в 586 году до н. э. Вавилонская держава разрушила Иерусалим и Храм, первоначально построенный Соломоном, и низложила царя из рода Давида с престола.
Евреи более поздних времен, оглядываясь на эту катастрофу, недоумевали, как такое вообще могло случиться. Ведь сам Бог обещал, что даже если сын Давида проявит непокорность, Бог не отнимет от него своей милости, и Израилем всегда будет править царь из династии Давида. Но царя больше не было. Неужели Бог отступился от своего слова? Некоторые еврейские мыслители пришли к убеждению, что обетование Божье по-прежнему оставалось в полной силе, но что оно осуществится когда-нибудь в будущем. Царь из рода Давида был временно низложен с престола, однако Бог обязательно вспомнит о своем обещании.Поэтому помазанник еще должен был прийти – будущий царь, один из потомков Давида,который восстановит царство своего предка и снова сделает Израиль независимым государством.Будущий помазанник– Мессия – будет во всем подобен своему великому предшественнику: он будет  могучим воином и искусным политиком; он поразит угнетателей, захвативших Землю Обетованную, и восстановит народ и монархию.
   Судя по всему, те поколения евреев, которые разделяли подобные ожидания, видели будущего Мессию в политическом измерении : как величайшего и могущественного правителя, который восстановит царство благодаря военной силе, пуская в ход меч, чтобы поразить врагов.Но другие евреи , в особенности, склонные к апокалиптическим настроениям, – представляли себе это грядущее событие как нечто еще более чудесное: как деяние Бога, когда Он лично вмешается в ход мировой истории, чтобы снова сделать Израиль независимым царством, управляемым его Мессией. Это грядущее царство будет представлять собой не обычную политическую систему с присущими ей бюрократией и коррупцией, но станет, по сути,царством самого Бога – утопическим государством, в котором больше не будет ни зла, ни боли, ни страдания любого рода.

             Древние представления иудеев о  приходе  Мессии

    Ни один еврей до Иисуса не думал, что Мессия будет Богом. Многие христиане верили и верят в божественность Мессии, но последователи иудаизма не считали так никогда. Это специфически христианская точка зрения: если Иисус есть Бог, то Мессия есть Бог. Однако данный аспект христианской теологии не имеет опоры в концепциях древнего иудаизма. Термин "мессия" прилагался не к божественному ангельскому существу, а к человеку, избранному Богом, Его "посланника". Бог един, а Мессия — это «помазанник» Божий: Бог «помазал» его для выполнения определенной миссии на земле.
    Т.о.,происхождение понятия «Мессия» уходит корнями в древнюю историю Израиля, в те времена, когда народом еще правили «помазанные» цари. Иногда помазывали и других особых представителей Бога на земле, например, первосвященников (Лев 4:3, 5, 16). Более того, помазанником могли назвать любого лидера, которого считали наделенным божественной миссией. Пророк Исаия называет «помазанником» («мессией») персидского царя Кира, одного из освободителей Израиля (Ис 45:1).
Из свитков Мертвого моря  известно, что ряд евреев, в особенности те из них, кто был привержен соблюдению ритуальных законов Торы, воспринимали будущего правителя Израиля как великого и могущественного священника, и  этот правитель-священник рассматривался как мессия.
И все-таки, чаще всего так обозначали царей Израиля.

                Представления о Мессии во времена Иисуса

   Во времена Иисуса  евреи продолжали ждать Мессию-Царя,подобного царю Давиду. Палестинскими евреями правили римляне, но существовала надежда на то, что Бог вмешается и пошлет великого воителя, который уничтожит языческих врагов и восстановит царство Израиля. Яркий пример мессианских чаяний - в Псалмах Соломона. Этот еврейский текст был написан, видимо, в I веке до н. э.  :
"Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. И препояшь его силою поражать правителей неправедных.
Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и праведливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их.
Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих, угрозою его побегут язычники от лица его, и обличит он грешников словом сердца их…и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале…и сам справедливый царь научен будет Богом о них.И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень"(Псалом Солом.17:26 )
    Мессия должен уничтожить врагов и установить свой престол в Иерусалиме, откуда и править своим народом властно и справедливо. Мессия будет наделён сверхъестественным даром, т.к.его оружием будет не обычное вооружение, а "уничтожит безбожные народы словом уст своих" (17:26-27).
Некоторые еврейские современники Иисуса иначе представляли грядущего правителя Израиля. Они считали его не обычным земным царем, а могущественной ангелоподобной сущностью, посланной от Бога уничтожить врагов и установить Царство Божие на земле. В связи с этим часто вспоминали «подобного сыну человеческому» в Книге Даниила (напр., Дан 7:13–14).
Существовала и другая концепция. Некоторые евреи полагали, что помазанник будет могущественным священником, которому Бог вручит бразды правления над своим народом. Такой священник будет истолковывать священные заповеди и следить за их исполнением в грядущем благом царстве. Община, в среде которой были написаны кумранские тексты, ожидала даже двух мессий: светского правителя и священника
Одним словом, мессианские чаяния начала I века отличались многообразием. Однако во всех вариациях присутствовала единая линия: Мессия мыслился как грядущий правитель народа Израилева, устанавливающий царство здесь на земле;  это фигура властная и могущественная.
      Главным образом в мессианской надежде в первом веке является Царский Помазанник из колена Давидова,основными функциями которого будет уничтожение ярма язычников, восстановление царства Израиля, куда все евреи вернутся из изгнания, и установление социальной справедливости.
Образ неотмирного Мессии — эсхатологического «Сына Человеческого», грядущего на облаках небесных,до Иисуса Христа почти не упоминается.

     Нередко критики традиционной  "мессианской модели" задают вопрос:
Каким образом появление одного человека в какой-то момент истории может  привести к тому, что ВДРУГ исполнятся мечты Исайи и  прекратятся войны  и  на земле  воцарится царство мира, благоденствия и справедливости? Разве такие фантастические цели по силам  одному ЧЕЛОВЕКУ?
Концепция прихода Мессии традиционно означала  в первую очередь,продвижение  человечества к наступлению "золотого века". Приход Мессии отвечает цели, к которой должно стремиться человечество: это процесс, прогресс  общества, "Царства" , во главе которого должен стоять  гениальный лидер,  прообраз которого видели в царе Давиде,потенциальном "историческом  Мессии". Вера в  подобного "исторического Мессию" в первом веке, в  период римской оккупации, могла соединяться с верой в приход  божественного избранника-"эсхатологического Мессии", при котором все  человечество  будет развиваться  по пути реализации мессианских  пророчеств Исайи.

                ЧТО ОЗНАЧАЛО ОБЪЯВЛЕНИЕ СЕБЯ «МЕССИЕЙ»
                ДЛЯ ИУДЕЕВ И  РИМЛЯН  ВО ВРЕМЕНА ИИСУСА ХРИСТА
 
    В еврейском Писании нет единого повествования о Мессии. Пророки типа  Михея, Амоса или Иеремии предсказывали приход некоего персонажа из рода  царя Давида, который однажды восстановит Израиль в его прежней славе.
Мессия  в иудаизме — идеальный царь мессианских времен, идеал будущего  владыки. Идея о Мессии, Божьем избраннике, проходит через весь Ветхий  Завет как естественное следствие упования пророков на лучшее будущее.
Мессианская  эра — будущий период времени на Земле, в котором Мессия будет  царствовать, принесет всеобщий мир и братство и уничтожение зла. Многие  верили, что реально настанет такая эпоха и называли ее "Царством Божьим"  (ЦБ) или "грядущим миром".
ЦБ воспринималось иудеями не как «духовное» царство в небесах или  в некой отдаленной точке времени. Оно было земным царством мира и  справедливости, расположенным в Палестине ближайшего будущего.
Представление   о ЦБ базировалось на буквальном толковании ветхозаветных пророков.  Согласно этому толкованию, обещанный Богом Мессия должен посетить  израильский народ, освободить его от ига Рима и от всех других врагов и  затем установить Свое Царство на земле, в котором воцарится тотальный  мир и великое материальное благоденствие. Все народы в этом царстве,  будут поклоняться Царю-Мессии.
Представляющие крайнее направление фарисеев-фанатично настроенные  зелоты были противниками самой идеи Мессии. По крайней мере, некоторые  из них желали видеть независимый Израиль, управляемый республиканским  правительством. Их лозунг гласил: «Бог -наш единственный Правитель и Господин».  Зелоты отчаянно боролись не только с оккупантами, но и поддерживающими  их коллаборантами-саддукеями, составлявшими Храмовую религиозную  верхушку. Понятие «Царство Божие» присутствовало в боевых лозунгах  фарисеев-зелотов и других антиримских групп; оно означало, что Бог  станет царствовать на земле и подразумевало возврат к системе теократии,  достижимый единственным путем, а именно изгнанием римских оккупационных  войск.
     Мессианские настроения иудаизма к началу первого века пошли двумя  путями, резко отличавшимися друг от друга: один — в мир реальный  и национальный, другой — в мир неземной,трансцендентальный и  универсальный. Соответственно стал вырисовываться двойственный характер  Мессии: как земного владыки из «дома Давидова» и небесного,предвечного.
     Вначале в Танахе употребляется устойчивое сочетание «помазанник  Божий», в котором имеется в виду царь. Однако, со временем титул  «Мессия» стал означать не просто царя, но Избавителя, который спасет  евреев от подчинения грубой и унизительной власти Рима. Те, кто верил,  что избавление придет через Мессию, «Царя Иудейского», представляли его  себе как человека, следующего обладателя еврейского трона.
Те же, кто  верил, что избавление придет сверхъестественным путем, представляли себе  Избавителя как Самого Бога или как «ангела», который некогда, с  чудесной помощью Бога, восстановит независимость Израиля .
     Несмотря  на большое разнообразие верований или мнений насчет Мессии и  эсхатологии (доктрины о Последних Днях, конце света и т. д.), наиболее  популярным верованием среди фарисеев и среди народа во времена Иисуса  было, то, которое гласило, что спасение придет через Мессию, сына  Давидова, который предъявит свои права на трон и во главе своей армии  обратит римлян в бегство. Ему помогут Бог и собственная доблесть, как  было с еврейскими героями прошлого.
Т.о.,титул  «Мессии» в глазах евреев принадлежал Царю или лидеру , который принесет  освобождение и процветание народу. Те, кто объявлял себя Мессией,  или кого  объявляли Мессией, никогда не преследовались Синедрионом, народ считал  их героями, патриотами, а тех «мессии», которые были убиты римлянами, —  мучениками и героями.
В  Палестине первого века термины «Царство Божие » и «мессия» вовсе не  были чисто духовными (какими они стали в позднейшей христианской  церкви). Это были политические лозунги, употребление которых было  связано с опасностью для жизни со стороны римских и проримских властей.

                Что могло означать для римлян
       провозглашение наступления Царства Божьего и принятие титура "Мессия"

                Закон об "оскорблении величества"

     Иудеи, современники Христа, представляли задачи  Мессии в двух  основнх   направлениях: 1. восстановление могущества и славы иудеев  т.  называемым «историческим Мессией», подобным царю Давиду, и 2.  утопические и апокалиптические представления  о Мессии  «эсхатологическом», который должен уничтожить существующий порядок вещей  и построить новый справедливый мир.  И в том, и в другом  случае, объявление себя   или кого-либо Мессией  было равноценно для римлян  объявлению войны Риму ; сказать,что этот человек-Мессия  , — означало  акт государственной измены.  преступление, за которое полагалась казнь  на кресте.
Объявивший себя Месией мог  восприниматься римлянами как реальный или потенциальный мятежник,  покушающийся на  власть, которая принадлежала римскому кесарю, т.е. как  нарушитель «закона о величестве».
"Всякий, делающий себя царем, противник кесарю."(  Ин.19:12) : это было очевидно всем, кто жил во времена Иисуса. Более  сложные теологические ассоциации "помазанника", (напр.Ис.32:15), были  недоступны подавляющему большинству простых иудеев, а уж тем более,  римлянам- язычникам, для которых царь -есть царь, т.е. реальная земная  власть.
Для римлян  обожествление императора-форма легитимизации его власти. Поэтому   появление  "божественного" посланника Мессии,"Сына Божьего" нельзя  рассматривать иначе, чем покушение на божественную власть императора.  "Божественным" считался римский император, и "покушение" на это "звание"  явялось "оскорблением величества" , за одно это полагалось распятие.
Как  мы видим у Иосифа Флавия, те, кого объявляли Мессией во времена Иисуса,  становились мишенью римских оккупационных войск и часто гибли на  кресте.
Закон об "оскорблении величества" был введен Юлием Цезарем в 46 г до н.з. и потом Августом в 8 г до н.э.  Нарушение этого закона состояло не только в прямой измене, но и в  восстаниях и бунтах против римской власти, в присвоении власти  императора в любом действии. Определение преступления до того широко,  что оно содержит все, что император или провинциаьный правитель мог бы  счесть за ущерб личных интересов. За шутку в адрес императора были  обезглавлены даже сенаторы и консулы. Закон "об оскорблении величества"  включал широчайший список не только обвинений, но и требований строгого  наказания «как возмездие за беззаконность» карательных органов. Только  император мог назначать кого-либо "царем Иудейским". Любое  «самоназначение» было равносильно отрицанию императорской верховной  власти и требовало наказания для восстановления ее авторитета .
Римский  гражданин, обвиненный в преступлении, караемом смертной казнью , мог  требовать, чтобы его дело было выслушано самим императором в Риме( как в  случае с Павлом, описанном в Деян. 22:25-26). Но если обвиняемый не был  римским гражданином или не требовал отправки его на суд к императору в  Рим, у провинциального правителя не оставалось выбора: он обязан был  судить его на месте.
Римляне  не видели границ между царством светским и божественным. Римские  императоры были «самообожествителями» еще со времен Юлия Цезаря. Целью  самообожествления было полное подчинение, послушание, почитание, которое  оказывалось только богам. Законы, изданные императорами, были оружием,  защищавшим их божественность. Притязание смертного человека на  исключительное божественное звание было недопустимо, только император  был божественным верховным правителем.


    Итак,  по еврейскому образу мышления претензии на титул Мессии не  преследовались; напротив,   признание  Мессией означало, что этот  человек  явился, чтобы возродить Израиль, освободить иудеев от иноземных  захватчиков.
По римской концептуальной мерке, притязание на роль Мессии ,  Царя Иудейского, означало государственную измену. Притязание на  божественность Царства Мессии , выходящего за пределы всех земных  ограничений, — только усугубляло вину , поскольку было равносильно  отрицанию подлинной божественности другого царства -Римской империи. В  любом случае, подобные  мессианские притязания рассматривались римлянами  как предательство и бунтарство.