Жизнь и общественная деятельность Иисуса Христа покрыты тайной не только вследствие очень немногочисленных упоминаний в исторических документах, но и потому,что Его жизнеописание в Евангелиях строится как реализация предсказаний пророков, и это делает часто почти невозможным восстановление реальных событий.
Сам Иисус в Ев. от Иоанна говорит: «Исследуйте Писания, ...они свидетельствуют обо мне» ( Ин 5:39)
С точки зрения христианского богословия, пророчества указывают время Его прихода, место, обстоятельства рождения, родословную, жизнь и служение, миссию, смерть за грехи людей и воскресение из мёртвых. Цитатами из Ветхого Завета евангелисты показывают, что и приход Иисуса, и его деяния были исполнением обетований, данных Израилю: «сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка...»(Мф 1:22). Этот способ видеть отношения между двумя заветами оказывает важное влияние на то, как видится жизнь и смерть Иисуса в Новом Завете, и естественно, приводит к выводу, что все должно было произойти именно таким образом: все события были провиденциальны и являются частью Божьего "плана спасения".
Рождение Иисуса описано ( ЛК 1:26-38) в духе предсказания Исайи иудейскому царю Ахазу (в связи с будущим избавлением Иудеи от врагов) о том, что «молодая женщина забеременеет, родит сына и наречет его именем Иммануэль», что означает на иврите «с нами Бог» (Ис. 7:14). Причем в христианской Библии «молодая женщина» (на иврите алма) переводится словом "дева".
В видениях Ветхозаветных пророков Мессия — наследник династии царя Давида, поэтому в Евангелиях приводится генеалогия Иисуса (Лука 3:23–38 — от Адама; Матф. 1:1–16 — от Авраама), где Он выступает как потомок Давида. На основании анализа текстов большинство современных исследователей приходят к выводу, что место рождения Иисуса — город Назарет; согласно Евангелиям, Иисус, подобно Давиду, родился в Вифлееме и лишь проповедовал в Назарете.
Иисус возвещает наступление мессианских времен (Матф. 4:17), достигнув приблизительно тридцатилетнего возраста (Лука 3:23) так же как «тридцать лет было Давиду, когда он воцарился» (Сам. 5:4)
В евангельских текстах Иисус неоднократно называет себя «Сыном Человеческим». Это сочетание слов на арамейском языке фигурирует в книге пророка Даниила (7:13, 14).
Подробное описание страданий Христа в Евангелиях не обязательно свидетельствует о том, что авторы располагали хорошими источниками. Скорее всего, они стремились показать, как Бог проявил Себя в этих событиях и как Иисус осуществил Божьи постановления и пострадал при этом. Далее приводится примеры исполнения некоторых пророчеств .
«Великим камнем преткновения», по выражению ап. Павла, было то, что предполагаемого Мессию казнили, словно обычного преступника. Поэтому описания страданий Христа в большей степени, нежели весь остальной материал Евангелий, связаны с Ветхим Заветом и опираются на него.
К примеру, въезд в Иерусалим является исполнением пророчества Книги Захарии (9, 9): «Ликуй от радости, дщерь Сиона ..: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице…».
Слова Иисуса во время пасхального ужина : «…один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня» (Марк. 14, 18) – соответствуют Псалму 40 (ст. 10): «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту».
Предполагаемый мотив предательства Иуды - алчность, как указано в Евангелии от Матфея (26, 15), напоминает следующее место из Книги Захарии (11: 12–13): «…и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников… И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника».
Очищение Храма является исполнением пророчества Исаии (56, 7): «…ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов».
Читая о смертном приговоре, вынесенном Синедрионом, нельзя не видеть связь с Псалом 30 (ст. 14): «…они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою».
В Евангелии от Марка (14, 62) Иисус отвечает на вопрос первосвященника о том, является ли он Сыном Божьим, следующее: «…Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Этот ответ совмещает слова Книги Даниила (7, 13) и Псалтири(109, 1): «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…» и «…седи одесную Меня…».
Молчание Иисуса перед Синедрионом и Пилатом напоминает о предсказании Книги Исаии (53, 7): «…и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Крик «Распни его!» связан с Псалмом 30 (ст. 14): «…слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою».
Бичевание Иисуса имеет свою параллель в Книге Исаии (50, 6): «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания».
Стих Пс. 68, 22 соответствует стихам Матф. 27, 34 и 48: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом».
Ритуальное омовение рук Пилатом соответствует стиху Пс. 25, 6: «…буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой…»Тьма, которая, по свидетельствам евангелий, окутала всю землю от шестого до девятого часа, согласуется со словами Книги Амоса (8, 9): «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня».
Молитва из Псалтири (21, 2) – «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?» – является, согласно Евангелию от Марка (15, 34) и Евангелию от Матфея (27, 46), последней фразой Иисуса на кресте. Лука же, который не вложил этот последний крик отчаяния в уста Иисуса, сообщает, что последними его словами был стих Пс. 30, 6: «В Твою руку предаю дух мой…».
Согласно евангельскому повествованию ,не только личность Иисуса является воплощением мессианских пророчеств, но и Его жизнь и деятельность как бы повторяют события жизни многих библейских пророков.
Подобно Моисею, спасенному вопреки приказу фараона (Исх. 1:15–2:10), Иисус должен быть спасен от преследования царя Ирода, приказавшего истребить всех младенцев, родившихся в Вифлееме и его окрестностях.
Мария с новорожденным Иисусом и мужем Иосифом скрываются в Египте (Матф. 2:13–21), а затем возвращаются в Галилею также в соответствии с пророчествами Ветхого Завета.
После восхождения с учениками на высокую гору Тавор Иисус являет «чудо преображения»: лицо Его сияет как солнце, подобно лику Моисея, сошедшего с горы Синай, где он пробыл 40 дней и где ему была дарована Тора из уст Бога (Матф. 17:1,2 и Исх. 34:29,30).
По примеру пророка Илии Иисус отправился на сорок дней в пустыню, подвергся испытанию, не поддавшись искушениям дьявола (Матф. 4:1–11; Лука 4:1–13 и I Цар. 19:4–14). После смерти Иисус, подобно Илие, возносится на небо (Лука 24:51 и II Цар. 2:11); как Илия и его преемник Елисей, он воскрешает мертвых (Марк 5:22–43; Лука 7:11–15, и I Ц. 17:17–23; II Ц. 4:32–36), исцеляет множество больных (в первый раз — прокаженного: Марк 1:40–42 и II Ц. 5:1–14); ходит по воде: (Марк 6:47–50 и II Ц. 6:5–7); насыщает тысячи людей пятью (или семью) хлебами (Марк 6:34–44; 8:1–21; ср. II Ц. 4:1–7, 42–44).
Из поздних пророков в евангельском образе Иисуса более всего отражен образ Иеремии. Подобно ему, Иисус вступает в конфликт со служителями Храма и предвещает его разрушение и восстановление на основе обновленного завета (Марк 11:15–18; 13:2; 14:58 и Иер. 7:32–34; 33:14–26). Примат этических норм над культовыми, который у Иеремии принимает форму категорического отрицания жертвоприношений ; преследование и заточение Иеремии властями — все это свидетельствует о том, что образ Иеремии неизменно стоял перед глазами авторов синоптических Евангелий .
Евангелия, однако, изобилуют параллелями между жизнью Иисуса и событиями из жизни не только пророков, но и патриархов. Предсказание ангелом (архангелом) Гавриэлем, явившимся Марии, рождения Иисуса напоминает посещение шатра Авраама ангелами, один из которых предвещает Сарре рождение Исаака (Быт. 18:1–14).
Подобно Иосифу, посаженному братьями в пустой колодец, где он пробыл три дня, пока не был продан купцам-исмаильтянам, Иисус после распятия был опущен в могилу и восстал из нее три дня спустя.
Само распятие на Голгофе неподалеку от Храма перекликается с жертвоприношением Авраамом сына Исаака на горе Мория.
Все эти и многие другие библейские мотивы в евангелиях усиливаются и как бы возводятся в более высокую степень: Сарра рожает первенца в 90 лет — Мария зачинает, оставаясь девственницей; Иехуда (Иуда в русской традиции) продает Иосифа за двадцать сребреников — Иуда Искариот продает Иисуса за тридцать; жертвоприношение Исаака заменяется всесожжением барана («овна») — Иисус умирает на кресте, принесенный в жертву в качестве «агнца» божьего; чудом оставшийся в живых Иосиф, извлеченный из колодца, становится властелином Египта — Иисус воскресает, чтобы стать избавителем народа в будущем.
Не только мотивы библейского повествования, но и основные элементы этики библейских пророков и современная Иисусу этика иудейских мудрецов-фарисеев приобретают в евангелиях утрированный, парадоксальный характер . Практически каждое изречение Иисуса имеет свою аналогию в Ветхом Завете.
В абсолютном большинстве случаев проповеди Иисуса представляют собой ничто иное, как классический иудаизм. Например, такое его поучение (Матфей, 7:1-3): «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?». А вот его классические еврейские аналогии в Мишне: (Трактат Авот 2:4): «Не суди ближнего, пока сам не побывал в его положении»; и еще (Авот 1:6): «Основа жизни: в случае любого сомнения суди ближнего своего в лучшую сторону»; и так же в Талмуде (Бава Батра 15б): «И когда говорили: Вынь щепку из глаза твоего, он говорил им: Сначала вынь бревно из глаза своего». «Сначала улучши себя, потом улучшай других».
"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12). Это подобно изречению Гилеля: «Что ненавистно тебе, того не делай ближнему твоему: в этом весь закон, а все прочее — комментарий». Гилель родился в 75 г. до н. э. Формулировка Гилеля негативна, тогда как формулировка Иисуса позитивна. Обе формулы, Гилеля и Иисуса, основаны на предписании Торы: «Люби ближнего твоего как самого себя».
«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк., 2:27).
Это подобно талмудическому изречению: «Суббота была вручена вам, а не вы вручены субботе» (Вавилонский Талмуд, Йома, 85 и в других местах). Это изречение используется в Талмуде для оправдания снисходительности в толковании субботнего закона.
«А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мк., 6:15).
Сходно с «Прощай зло, содеянное ближним твоим, и тогда, когда простишь, простятся тебе грехи твои». Или: «Если проявишь милость к товарищу твоему, то Единый проявит милость к тебе, а если не проявишь милости к товарищу твоему, то некому будет смилостивиться над тобой»
«проявишь милость к товарищу твоему, то Единый проявит милость к тебе, а если не проявишь милости к товарищу твоему, то некому будет смилостивиться над тобой»
«Блаженны плачущие , ибо они утешатся » (Мф.5:4)Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк.;6:20)Все заповеди имеют параллели в Ветхом Завете ( в Псалмах, Притчах и т.д.).
Ниже приводятся Заповеди Блаженства и их параллели из Ветхого Завета.
Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем... утешить всех плачущих , дать плачущим Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» (Ис.61:1–3).
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут! (Мф.5:7).
5-м псалме: «Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Пс.85:15)
«С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Пс.17:26–27).
«Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс.72:1);«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят »(Мф.5:8).
Словосочетание чистые сердцем заимствовано из Псалтири:«Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» (Пс.72:1).