Причина, по которой Иисус выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:
"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют .Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят – и не видят, слушают – и не слышат и не понимают. Так исполняется на них пророчество Исайи, гласящее:«Ушами будете слушать – и не поймете,глазами смотреть – и не увидите…..Вашим глазам посчастливилось – они видят, и ушам посчастливилось – они слышат. 17Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали " (Мф. 13:10—16)
Ответ Иисуса ученикам загадочен не менее , чем Его притчи.
С одной стороны, ученикам дано знать «тайны Царства Небес». «Тайна» вероятно, заключается в том, что Бог действует не так, как это ожидалось, например, учителями Закона. Она также в том, что Царство присутствует среди людей и растет, несмотря на видимые неудачи. Группа тех, кто слышит и повинуется, противопоставлена другим, кто отказывается услышать Иисуса и понять тайны Царства. Им это «не открыто» и остается загадочным. У Марка они названы «посторонними», «находящимися снаружи».
«Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» . Это речение, вероятно, является пословицей,которое потом стало пониматься в переносном смысле.Например, в Талмуде есть похожие слова: по мнению смертного человека, в пустой сосуд можно что-то поместить, а в полный нельзя, но Бог считает не так: только полный сосуд способен вместить, а пустой – нет. И еще один текст Талмуда гласит: «Бог кладет больше в полный сосуд, а не в пустой, потому что сказано: “Если ты будешь слушать ”, что предполагает, что ты слушаешь, ты будешь продолжать слушать, а если нет, то не услышишь».(Исх 15.26)
Глазам и ушам учеников посчастливилось: им дано увидеть то, что никому еще доводилось видеть : их глазам Иисус открыл эсхатологическую тайну пришествия Царства Бога в лице Своего Сына. То, о чем мечтали великие пророки и праведники древности, предстало перед ними наяву.
Притчи Иисуса Христа призваны сделать более «осязаемыми» какие-либо «истины». некие элементы сознания, не доступные чувственному человеческому восприятию. Притча делает эти идеи, принципиально лишённые зрительного и осязательного образа, «видимыми и ощутимыми».
12.1. Притчи , дающие образы Царства Божьего
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ (Мф. 13:1-8):
«Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.»
Иисус уподобляет Царство сеятелю, который сеет семя ( Слово) в различные виды почв. Принимая «семя» люди входят в ЦБ. Но это семя может лежать при дороге и никогда не прорасти; его могут принять поверхностно, без пользы. Заботы этого века, враждебные Царству, могут заглушить Слово. Таким образом, среди людей в нынешнем веке ЦБ работает тихо, тайно. незаметно.
ПРИТЧА О НЕВОДЕ,ЗАКИНУТОМ В МОРЕ (Мф 13:47)
"Еще подобно ЦН неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.»
Понятие ЦН не соответствует понятию "рай", понимаемому как место, где оказываются все "спасённые" ,получившие вечную жизнь.
В притче о неводе (Мф. 13:47-50) ЦН уподобляется неводу, в который попадает хорошая и плохая рыба; и только "при кончине века" "ангелы отделят злых от праведных". Очевидно, что невод - это не рай, в котором злых по определению быть не может.
Точно так же и с притчей о пшенице и плевелах (Матф. 13:24-30, 37-44). В этой притче ЦН конкретно уподобляется той работе, которую ведет Иисус на земле. Те, кто следует за ним, названы "сынами царства", но есть и "сыны лукавого", которых выкорчевали во время жатвы "при кончине века". Причем, когда Иисус дает объяснение притче о плевелах он прямо говорит, что в конце времени Сын Человеческий "пошлет ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие". Однозначно, что в раю нет ни соблазнов, ни делающих беззаконие.
Откуда же в ЦН могут быть "плевела" или ядовитая рыба ? Откуда "сыны лукавого" и тот, о ком Он говорит: "пришел враг его!", т.е. Сатана? Как мог Сатана быть в Его Царстве ?
Ответ возможен такой: В ЦБ , подобное неводу, попадают и праведники и грешники, есть хорошие сыны Царства и негодные. Решение проблемы - при "кончине века". ЦН как бы длится и завершается по пришествию Христа.
Некоторые исследователи считают, что ЦБ Иисус называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию по кончине века Царства Небесного.
В притчах.иносказаниях о Царстве можно выделить различные аспекты : 1)реакцию людей на весть о Царстве ( Мк 4:3-9; Мф 13:3-9), 2)незаметное наступление Царства в противовес апокалиптическим ожиданиям полного переворота (зерно, растущее в тиши, Мк 4:26-29), 3)небывалый рост Царства, начинающегося с ничтожного зародыша (горчичное зерно, Мк 4:30-32; Мф 13:31-32, и закваска, Мф 13:33), 4)смешение людей, ныне вовлеченных в Царство, ~ они будут разделены в конце времен (плевелы, Мф 13:24-30 с, Мф 13:36-43 и невод - Мф 13:47-50) и 5)великая ценность Ц.Б., ради которого люди должны быть готовы отдать все (сокровище и жемчужина, Мф 13:44-46).
12.2. ПРИТЧИ ОБ УСЛОВИЯХ ВХОЖДЕНИЯ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ
ПРИТЧА О СВАДЕБНОМ ПИРЕ, ИЛИ "ПОЧЕМУ БЛАЖЕНЫ НИЩИЕ"
(Мф. 22:1-14 ;Лк.14: 15-18)
Лука рассказывает о том, как, идя из Галилеи в Иерусалим, Иисус в субботу пришел в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба. Там Он сначала исцеляет человека, страдающего водянкой (Лк. 14:1–6). Затем, наблюдая, как званые выбирают первые места, обращает к гостям «притчу»:
«.... Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:8–12).
Затем следует ещё наставление, обращенное к хозяину :
"Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, ...Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных "(Лк. 14:12–14).
Услышав эти слова, один из возлежащих фарисеев сказал Иисусу: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" (Лк. 14:15).Реакцией на них становится притча(Лк. 14:16–24):
«Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. .. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. ..пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16–24).
В Евангелии от Матфея притча с аналогичным сюжетом произносится в Иерусалимском храме.
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: .. всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войск; свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. ..Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:2–14).
Общим между двумя версиями притчи является наличие в них той самой заместительной теологии, которая красной нитью проходит через всю евангельскую историю.
Место тех, кто отказался прийти на вечерю, в конечном итоге занимают другие,подобно тому, как в «Притче о злых виноградарх» последних хозяин замещает другой группой лиц,способных "принести плоды".(Мф21:33-41;Мк 12:1-9;ЛК 20:9-16)
Итак, в притче Царство Небесное уподобляется "человеку" (Лк) или "царю"(Мф),который созывал званных на брачный пир своего сына, но те отказались. Тогда созваны были все прочие, которые пришли и одетые в выданные царём брачные одежды, возлежали на пиру...
Символика притчи достаточно привычна: хозяин означает Бога; гости, отказавшиеся прийти, — тех, кто отвергает призыв Царства, а вторая группа гостей символизирует людей, откликнувшихся на призыв. Пир — образ ликования, ожидающего народ Божий в конце времен.
Самое необычное в притче — единодушный отказ званых гостей от приглашения. Общее между этими отговорками -то, что они поражают своей смехотворностью и тем самым демонстрируют слушателю, сколь абсурден любой предлог, под которым человек отвергает призыв Бога войти в Его Царство . С точки зрения реального сюжета эти отговорки кажутся невероятными, Н е менее удивителен, чем поведение первой группы гостей, и жест хозяина пира, приглашающего за стол бедняков и увечных . Эти две категории, замещающие первоначально приглашенных, часто понимаются как отбросы общества Израиля и язычники, хотя образы притчи не предполагают даже намека на язычников . Слуги проводят более широкие поиски приглашенных в самом Израиле — выходят на улицы города и селений.
Пригча Матфея о брачном пире обычно рассматривается как вторичная, более аллегорическая переработка притчи Луки. Названа только одна группа «заместителей», и им не уделяется особого внимания. Уничтожение города, из которого были званы гости, в отместку за избиение слуг хозяина (в данном случае — царя) придает повествованию гораздо более резкий тон . И совсем уж мрачная кульминация — враждебное обращение с госгем, явившимся без праздничного одеяния. Поэтому вполне уместно притчи Луки и Матфея рассматривать как два различных, с точки зрения учения, высказывания Иисуса, произнесенные в разных ситуациях Его служения, но использующие схожие образы.
В некоторых притчах Христа иногда усматривают Пророчества на будущее, особенно часто — на разрушение Иерусалима римлянами в 70 году н.э.. Притча о брачном пире явл. знаменитым примером такого подхода. У Матфея обиженный царь посылает войска истребить званых гостей, которые убили его слуг, и сжечь их город. Ничего подобного мы не находим в притче Луки .
"Царь" в притчах символизировал Бога, а не земного правителя. Если эту притчу мы понимаем как аллегорию падения Иерусалима, царь в ней окажется символом римского императора. Вероятно,уместнее понимать Мф 22:7 как общее описание гибели врагов Божьих в конце времен.
Значение притчи прозрачно . Сказано в Нагорной проповеди:блаженны нищие, горе богатым. И теперь объясняется, почему нищие- «блаженны» . Богатых позвали на «пир» , но им мешают «ничтожные» земные дела : кому поле, кому быки, кому свадьба. . А чтобы прийти, нужно оставить заботы о житейском, о богатстве,от которого следовало бы избавиться.Те, кто не хочет, не способен этого сделать, - откажутся придти на пир. В отличие от обрадованных приглашению на званный ужин нищих, которые с благодарностью примут приглашение. Тех же, кто отказывается от приглашения щедрого царя, будут царём уничтожены.
К отказавшимся от проглашения приравниваются и те, кто не исполняют волю царя: не принимают предлагаемые им «брачные одежды», предпочитая оставаться в своих...Эти, хоть и явились на пир, но оскорбили своим отказом царя и так же будут сурово наказаны.
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ (Мф 25:1-13)
Иисус начинает притчу так:
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных».
Жених задерживается, о точном времени его прибытия не знает никто.Когда жених появится, девы с почтением будут освещать дорогу процессии своими светильниками.
"Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули.Но в полночь раздался крик: „вот, жених идет, выходите на встречу ему“. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: „дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут“. А мудрые отвечали: „чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе".
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы и говорят: "Господи! господи! отвори нам“."
Однако, "жених" Христос не открывает им дверь. Он оставляет их в ночной тьме этого мира, где их ждет уничтожение вместе с остальными делающими беззаконие. В заключение Иисус говорит: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" .
Символика притчи становится понятной, если обратиться к Ветхому Завету.
«Светильник» неоднократно упоминается в Притчах и Псалмах :«заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни» (Прит.6:23)
«Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс118:105)
«Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.»(Пс13:9)
"Светильник" в притче может толковаться, как Слово Бога , Заповедь Божья.
Под "сосудом" в Библии понимают "самого человека"
«Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый»(Пс.30:13)
Можно предположить, что "масло" в притче означает «добрые дела». Иногда предполагают, что "масло" - соблюдение заповедей, или вера, проявленная в делах; "совокупность добродетелей", необходимых для герения.
"Благоразумные девы" - это,по-видимому,все христиане, всегда готовые встретить Христа и имеющие искреннюю веру и добрые дела (елей).
"Неразумные девы" - беспечные христиане, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, т.е. в Царство Небесное.
Ключ к пониманию этой притчи -задержка с приходом жениха. Притча рассказана в ситуации, когда возвращения Иисуса ожидали с минуты на минуту, а оно всё не происходило: Иисус "задерживался". Притча призывает христиан быть начеку: Иисус может явиться с небес в любой "день" или "час" , застигнув христиан врасплох.
Эту притчу христиане рассматривают как иллюстрацию на тему ожидания Второго Пришествия Иисуса.
Притча заканчивается призывом «бодрствуйте» и предваряет серию притчей Христа, иллюстрирующих, как именно надо бодрствовать. Это же воззвание «бодрствуйте», Иисус повторяет в стихе Матф.25:13, который по смыслу можно отнести к данной притче о десяти девах и к следующей притче о талантах. Отвечая на вопросы учеников, Иисус акцент делает не на том, когда Он придёт, а на том, в каком состоянии будет Его народ в момент Второго Пришествия.
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ (Мф 25:14-30)
Притча о талантах продолжает притчу о десяти девах, которая заканчивается словами-предупреждением:"Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". Этими же словами начинается «притча о талантах»:
« Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа;л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа;л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то;, что; имеет. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»(Матф.25:13-18).
При толковании притчи считают,что господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос. Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования.Кажется странным, что Бог (или его Мессия) предстает в притче в роли ростовщика,наживающегося на чужом труде.Интересно, что господин вовсе и не спорит с обвинением "неверного" раба, он даже признает, что он - "господин жестокий и собирает там, где не рассыпал
Да и не в доброе дело,как кажется, хозяин велит вложить денег, а отдать менялам, которые делают деньги не работая,просто из воздуха.
В заключении притчи следуют строки: "КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! "
Значит,где-то должен разъясняться ИСТИННЫЙ смысл истории, не тот , что лежит на поверхности.Это разъяснение следует из предшествующего и последующего текста 25 гл. Матфея. И тогда, после анализа притчи о талантах в контексте всей главы, „небезупречность“ этого "дела" быстро и как бы незаметно, переходит в самую возвышенную нравственность.
Итак, ключ к пониманию этой притчи лежит в предшествующей и последующей притчах.
В притче о десяти девах,рассказывающей о судьбе неподготовившихся к приходу Жениха, даётся как бы „завязка“. И вот – Он пришёл (притча о талантах) - и требует „отчёта“. Но что же означает „талант“ в „прейскуранте" Бога? У Него иные критерии.
Ответ даёт следующая притча, описывающая как Он вершит Свой Суд.:
ПРИТЧА О КОЗЛАХ И ОВЦАХ (Мф 25:31-33)
В притче говорится, что когда Сын Человеческий "во славе Своей" придёт судить землю и сядет на престоле, Он соберёт перед собой всех людей и "отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов-по левую".
Сначала говорится об « овцах»,которых приглашают войти в ЦБ : "наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".
За что же им позволено войти в ЦБ? Ведь они даже никогда не знали Христа. В перечне талантов „овец“ - доброта, любовь и милость к страждущим. Но Христос объясняет:
"Ибо алкал Я, и вы дали МНЕ есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня ; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне"(34.36). "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне"(40).
Козлам же , которые по левую сторону, скажет :
"Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его:ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня"(41,42) .
Козлы так же недоумевают: ведь они никогда не знали Его (как и овцы), как же они могли отказаться помочь? На что Он разъясняет снова:
" Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали и Мне"(45).
Притча заканчивается словами: " "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (46).
Ученые считают, что эта притча может быть очень близка к тому, что в действительности говорил Иисус, потому что, по мнению ранних христиан, НЕ ТАКИМ ПУТЁМ МОЖНО БЫЛО ЗАСЛУЖИТь ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ ( т.е. согласно "критерию о несходстве") .Кто имеет талант любви и милосердия и кто своими ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ умножает его, уподобляется «овцам» или рабу, извлекшему из своих талантов 100-процентную прибыль, - и получает награду. Т.е. деньги (таланты) на шкале Господа - ничто по сравнению со способностью любить, сострадать, оказать помощь. Отдать эти ДАРЫ, эти способности нуждающимся в них , использовать их - означает ПРИУМНОЖЕНИЕ. Тот же ,кто как „раб ленивый и лукавый“ , „закопает“ пусть даже единственный свой талант, которым является сама жизнь, - пойдёт с „козлами“...
Итак, притча о «талантах» говорит, что таланты должны быть не "захоронены", а должны служить другим людям; что наступит момент, когда каждый должен будет дать отчёт об их употреблении. Кто использует их на пользу себе и другим, совершая добрые дела милосердия , получит вечную радость, а ленивые и небрежные будут осуждены на вечное страдание; середины нет.
Кому мало дано, с того не потребует многого. Нельзя оправдывать ничегонеделание в своей жизни отсутствием особых талантов, дарованных другим.Тогда тебя, как и того веровавшего , но нерадивого раба, зарывшего свой талант, и как тех девиц, которые не поддержали добрыми делами пламя своей веры, - не допустят в Царство., или же как никчемных «козлов» отправлят «в муку вечную»
Т.о., в приведенных трех притчах речь идет о делах как об условиях " входа" в ЦБ. Девы "входят"на брачный пир, раб "входит" в радость господина, «овцы» наследуют Царство.
12.3. ТЕМА БОГАТСТВА В ПРИТЧАХ ИИСУСА
Тема богатства — одна из постоянно возникающих в Евангелиях начиная с Нагорной проповеди (Мф. 6:19–21, 24). Евангелие от Луки содержит грозное предупреждение богатым, пресыщенным и смеющимся: "Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6:24–25). Это предупреждение является прямой антитезой блаженства нищих, алчущих и плачущих, содержащегося в том же Евангелии (Лк. 6:20–21).
В Новом Завете Иисус много говорил о деньгах и богатстве. Почти 15% его записанных учений включают деньги в свои рассуждения, а из 38 притч, которые он передал, 16 касались непосредственно денег.
Одно из его мощных заявлений, содержащееся в Матфея 19:24, гласит: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие". Это высказывание, хотя и гиперболическое, заключает в себе предостерегающий взгляд Иисуса на накопление богатства.
Частые упоминания Иисуса о деньгах не были произвольными, а отражали его понимание их влияния на поведение человека.
Фразой: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" Иисус, по сути, изложил истину о том, что деньги - это зеркало наших внутренних ценностей. Он часто обсуждал деньги в сочетании с моральными и духовными обязанностями, указывая на свою веру в то, что управление финансами неразрывно связано с отношениями с Богом и другими людьми.
Лука проявляет особый интерес к этой теме. Практически в каждой главе его Евангелия и книги Деяния так или иначе упоминаются деньги и материальное имущество. Он печется о бедных, осуждает богатых и размышляет о богатстве и умении им распоряжаться, неоднократно подчеркивая, что следование принципам Божьего Царства требует радикальной переориентации отношения к материальному имуществу.
Теме богатства посвящены три притчи в Ев. от Луки: о неразумном богаче, о неверном управителе и богаче и Лазаре.
ПРИТЧА О НЕРАЗУМНОМ БОГАЧЕ
«4.Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. 16.... И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо;льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 22. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды.
29.Итак, не ищите, что; вам есть, или что; пить, и не беспокойтесь, 30.потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31.наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам 33. Продавайте имения ваши и давайте илостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и и где моль не съедает; 34. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет ( Лк 12:4-34 )
Весь эпизод Лк. 12:4-59 скомпонован для того,чтобы заострить внимание на вопросах страха, беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне.
Из притчи следует, что полагаться нужно на Бога, а не на материальное имущество; вмешательство смерти нарушает планы человека,который практически не властен над собственной жизнью. .
Богач — это противоположность учению Иисуса о том, что надо отвергнутьси себя, и что тот, кто хочет сохранить свою душу , потеряет ее (ЛК 9:23-24).
Безумный богач, решивший запереть урожай в житницы, напоминает человека, который получил один талант и зарыл его в землю, чем тех, кто полученные таланты пустили в оборот и приумножили (Мф. 25:14–30).
Притча показывает, что смысл жизни состоит не в заботах о собственном благополучии и обеспеченном будущем, а чувство удовлетворения от личного богатства — всего лишь иллюзия.
Эта притча так же противоречит привычному мышлению,как и любая другая притча Иисуса.С точки зрения Иисуса и Луки , материальные блага являются одним из главных препятствий на пути к спасению и жизни с Богом.
Конечно,для жизни и служения необходимы средства, и об этом, например, прекрасно знали женщины, которые служили Иисусу имениями своими (Лк.8:3). Проблема, согласно церковным толкованиям, заключается не в самих материальных благах, а в том,насколько крепко люди к ним привязаны и как используют их .
Однако любая попытка сгладить обличение притчи,утверждая, что дело тут не в богатстве, а в нашем к нему отношении, заранее обречена на провал. Притча подчеркивает, что жизнь хрупка и непредсказуема и призывает полагаться на Бога.
Первое поколение христиан жило ожиданием и мечтами о ЦБ. Накануне конца мира считалось бесцельным все, что служит только к продлению существующего, в том числе, и семейные ценности... Полагалось избегать также всего, что привязывает человека к земному, всего, что отвлекает его мысли от небесного:
"Истинно говорю вам, кто оставит свой дом, жену, братьев, родных, детей ради Царства Божия, тому возвратится сторицей в этом мире, а в будущем он получит жизнь вечную" "Для чего собирать в сокровиищницы? ЦБ приближается...продавайте имения ваши и давайте милостыню, приготовляйте сокровище, не оскудевающее на небесах.."
"ПРИТЧА О НЕВЕРНОМ УПРАВИТЕЛЕ, ПРОВОРОВАВШЕМСЯ СЛУГЕ,
РАЗДАВШЕМ ИМЕНЕНИЕ СВОЕГО ХОЗЯИНА"
«1.Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2.и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. 3.Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 5.И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? 6.Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7.Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8.И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лк 16:1-9)
Итак, Господин, которому становится известно о том, что управляющий его имением разбазаривал хозяйский капитал, сообщает ему о предстоящем увольнении. Тогда управляющий списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но вместо того, чтобы наказать мошенника,хвалит его за сообразительность. Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы?
Списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого управляющего должности, а потом — хвалит и поощряет.
Почему господин (и тем более Иисус) хвалит управителе за поступки,которые выглядят нечестными?
Митрополит Антоний Сурожский говорил об этой притче так:
«Подобны домоправителю все мы. Всем нам, каждому из нас без исключения поручено заботиться об имуществе Божием, а не нашем, потому что нашего имущества нет и не может быть; всё — Божие или Богом дано каким-то другим людям. Но мы заботимся о нем или небрежно, или прямо-таки нечестно, стараемся свою выгоду получить из того, что принадлежит не нам… В этом центр тяжести всей притчи: не в том, что он был честен или нечестен, а в том, что никакое добро нам не принадлежит: мы все домоправители, все плохо правим Божиим добром, но, несмотря на это, если мы через наше управление, каково бы оно ни было, родим в других людях благодарность и любовь, то этим можем себя спасти»
Иначе говоря, согласно церковным толкованиям, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому, когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. И заслужил от хозяина похвалу.
У притчи сушествует неимоверное количество разных трактовок, но наиболее важными для общего обзора будут следующие
1.Согласно традиционной интерпретации, характерной для первой христианской церкви, в этой притче одобряется мудрость управителя (в частности, его мудрость в распоряжении деньгами), а не его нечестность.
Первая церковь видела в притче урок о правильном использовании богатства;
мысль о мудрости по отношению к деньгам сочетается в притче с упором на эсхатологический характер Божьего Царства. Иисус подчеркивает, что пришествие Его Царства меняет представления людей и том, как следует расходовать деньги
2.Одна из популярных версий истолкования предполагает, что, скостив долги, управитель отказался от собственного вознаграждения (основанного на взимаемых процентах), т.е.поступил в соответствии с законом: он вычел комиссионные, причитавшиеся лично ему . Таким образом хозяин не лишился причитавшихся ему денег, а все убытки принял на себя слуга. Нанесенный ущерб был отчасти компенсирован, а управитель приобрел друзей, готовых позаботиться о нем после увольнения.
Однако, вывод о том, что управитель честно уменьшил ту часть долга, которая составляла его собственный доход или незаконные проценты, не выдерживает критического рассмотрения.Долги в притче очень крупные. Исследователями подсчитано, что в каждом случае управитель снижал долг на одинаковую сумму, примерно на 500 динариев, что равнялось плате среднего работника за два с лишним года.
Если учесть, какие огромные суммы срезались должникам , то если бы он действительно присваивал себе такие деньги, даже лишившись работы, ему не о чем было бы беспокоиться.
Стандартные проценты не соответствуют размерам прощенного долга, так что вывод, что управитель срезал только проценты,ошибочен. Более того, в тексте нет ничего, что подводило бы к такой мысли. .Управителя поймали на мошенничестве, а он пытается исправить положение хорошо рассчитанным обманом. В притче все указывает на то, что управитель просто пытался спасти свою шкуру В реальности управителя, скорее всего, предали бы суду и наказанию, но притчи носит псевдореалистический характер.
3.Действия управителя выставляют господина в хорошем свете, и если бы господин осудил поступок своего слуги, это выглядело бы немилосердно и неправедно. Приняв действия управителя, господин приобрел репутацию набожного человека.
4.Некоторые исследователи считают, что в действиях управителя отражен Сам Иисус, и притча является Его биографией.
Иисус, действуя от имени Бога, отпускает людям их долги перед Ним...
Но можно педположить и такую оценку этой притчи:
Притча на живом и конкретном примере из жизни рассказывает о проворовавшемся торгаше, осознавшем, что людская благодарность важнее любых земных сокровищ.
ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ
Один из ключевых мотивов проповеди Иисуса: если человек богат, то вероятность того, что он попадёт в Царство Божие,очень мала, не больше, чем если верблюду удастся пройти через игольное ушко.
При этом богатство само по себе, может , и не плохо, но тем не менее, наличие у человека «богатства», как ИЗБЫТКА средств ( «излишество», «роскошь» ), уже означает, что человек НЕ ДЕЛИТСЯ. А фундаментальная задача человека, желающего войти в ЦБ, — делиться,щедро помогать другим.
Принципиальная для этой темы ситуация разбирается в притче "о богаче и Лазаре"
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищийй, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят."
— Лк. 16:19-31
В притче действие переносится в мир последующий.
В загробном мире статус богача и нищего переворачивается:нищий попадает на лоно Авраамово, богач - в ад . В ответ на мольбы страдающего богача «умилосердись надо мной…ибо я мучаюсь в пламени» Авраам разъясняет ситуацию:
«Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь-злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
Богач перестает молить о смягчении собственной участи и думает уже о братьях, которые остались на земле….
Притча о богаче и Лазаре ниспровергает традиционную еврейскую мудрость, видевшую в богатстве Божье благословение, а в нищете - наказание дурным.
Впоследствии эта притча получила название притчи "о злом богаче". Но это притча "просто о богаче" и о «просто нищем».В притче нет подробностей в поведении богача и Лазаря, богач не описан , как злой или бессердечный человек. Ничего не сообщается и о благочестии Лазаря, он не восхваляется в притче и не одобряется его жизнь на земле. Иисус просто представляет нищего Лазаря как спасенного , а богача - как пребывающего в муках ада…
В контексте притчи сказано, что фарисеи смеялись над Христом (Лук.16:14). Причина такого смеха вероятно, в том, что они не верили в рассказы Христа о Царстве Божьем, о том, что Писание говорит о Христе.
Ученики и последователи Христа, иудео-христиане- эбиониты, которые продолжали держаться закона Моисея, отвергали собственность, считая, что богатый отвержен только потому, что он богатый, и нищий блажен уже потому, что он нищий. «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк 6. 24). Именно поэтому Бультман видел в этой притче единственно «эвионитскую» притчу , служащую иллюстрацией к Евангелию от Луки.Предполагается, что богатый сполна получил то, чего он желал, в жизни и что он не желал ничего другого, кроме того, чтобы быть богатым. Выглядит так, что формулировка 6:24 относится к ЛЮБОМУ богачу...
С другой стороны, потому ли Лазарь «блажен» ,что он был «нищим»? Можно предположить, что он – человек, оказавшийся на пределе человеческой нищеты , что Он отчаялся помочь сам себе, и ему остается только ждать помощи, хотя в притче не говорится о том, что он ждет помощи ,«с надеждой протягивая свои пустые руки к Богу.»
Получается, что богач попал в ад, потому что был богачом, потому что не раздал свое имение бедным, потому что ел хорошо и жил «роскошно» , в отличие от «лазарей» у его порога.
Иногда отмечают «негостеприимство» богача, его эгоизм.
Следует заметить , что Лазарь лежал не где-нибудь, а именно возле дома богача;
не потому ли, что там всё-таки оказывали помощь? Нищий, скорее всего, не будет лежать там, где ничего не подают. Да и сколько таких нищих окружало богача мы тоже не знаем...
При всём желании нельзя найти в этой притче грех богача, адекватный наказанию:вечным адским мукам. Ни слова - о жестокосердии, жадности и т.д., не отрицается и вероятность того, что помогал бедным..Вина "сребролюбца"- в "неправильном" распоряжении собственным богатством, которым, как утверждается, надо распоряжаться исключительно по "воле Божьей", а в конкретном случае - раздать бедным.
Да и о «бедных» нельзя наверно, говорить «в целом». Среди нищих не только больные калеки. Большинство -просто бездельники, не желающие работать, для которых легче питаться и вообще — существовать за счёт «милостыни».
Как уже говорилось, Лука сообщает о фарисеях, которые «смеялись» над словами Христа. Именно к ним Он и обращается в притче о богаче. Возможно, среди этих "смеющихся" мог бы оказаться и "богач" из притчи или его братья.
По мнению Христа, фарисеи небрежно относились к Св.Писанию,не помогали нищим по причине "сребролюбия". В притче на примере богача Иисус показывает фарисеям их будущую "участь": им уготован ад, они испытают то же, что этот бывший богач,если не придут к покаянию, не поверят в Него...