Вера в страдания Мессии занимает в христианской религии центральное место,однако, до появления христианства в иудейские традиции не входило ожидание Мессии, который вытерпит страдания и умрет за чужие грехи, а затем воскреснет. Из иудейских документов, относящихся примерно ко временам Иисуса, мы знаем, что представления о будущем Мессии были различными. Но нигде не сказано, что ожидается пришествие того, кто подобен Иисусу.В Библии нет указаний на то, что Мессия должен терпеть муки***. Однако, с самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — например, Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи. Христиане утверждали, что эти отрывки — явные свидетельства тому, каким будет Мессия. Но у иудеев, не верящих в Иисуса, находилось убедительное возражение: в этих отрывках Мессия не упомянут ни разу. Согласно иудейской традиции, в этих отрывках говорится не о Мессии, а о ком-то другом (или о многих других).
По традиционным представлениям иудеев, Иисус, умерший на кресте, то есть позорной смертью преступников, не вправе был именовать себя Мессией. Мессия,Сын Божий - избранник, помазанник Бога; Он не может быть распят, поскольку,согласно Писанию ,"Проклят всякий, висящий на дереве" (Втор.21:23) . Распятие Иисуса делало недействительным Его статус Мессии и наследника царя Давида, так как согласно закону Моисея, распятие ставит на Иисусе "клеймо проклятия".До Христа мы встречаем свидетельства только о Мессии-победителе (напр.,Пс.Сол.17-18). Представление о Мессии , Избранном Посланце Бога, которого Он же проклял, казалось безумным: «А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор 1:22-23).
Ученики и последователи Христа до Его гибели имели те же представления о Мессии, что и остальные иудеи: им была чужда сама мысль о страдающем Мессии.
По дороге в Эммаус ученики слышат, по -видимому, впервые, от воскресшего Иисуса, что Христу (Мессии) "надлежало пострадать и войти в славу Свою",поэтому Он "и изъяснял им СКАЗАННОЕ О НЕМ во всем Писании"(Лк 24:26). Так же чужда была идея о страдающем Мессии Петру, которому Иисус за его "человеческие" представления сказал : "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что; Божие, но что; человеческое."( Мф 16:23).Выходит, ранее о необходимости "пострадать" Мессии ученикам было неизвестно.
После казни ученики находились в растерянности и разочаровании. Все, о чем они мечтали, чем жили последнее время, находясь с Иисусом, погибло вместе с Ним на Голгофе. Некоторые смирились с этим и вернулись к своим прежним обязанностям. Но были и такие, которые не смогли "смириться", которых непрестанно жгла мысль: как Бог допустить чтобы безгрешный Праведник погиб такой страшной смертью ?!
Иисус при земной жизни объяснял своим последователям, что Он одержит немедленную победу: «Истинно говорю вам, что некоторых из тех, кто стоит здесь, еще не коснется смерть, когда они увидят установление царства Божьего» (Ев.Мк 9:1); «Истинно говорю вам, что это поколение еще не уйдет, когда все это исполнится» (Ев.Мк 13:30). Но ничего из перечисленных и др. требований к Мессии согласно пророчествам, не исполнилось, а Иисус был убит. Принять Его смерть для некоторых было просто невозможно, в ней , как они думали, был какой-то тайный смысл, который пока остается скрыт для всех.
И тогда в поисках ответа они обратились к Писанию, и в нем начали находить строки, как бы подтверждавшие, что Мессия, должен был пострадать, что все Писание , как Иисус и говорил , - О Нем.
Пророки неоднократно предсказывали, что совершит Мессия, каким он будет, с какими событиями связан его приход, и Иисус как Мессия, безусловно, по их убеждению, исполнил все эти пророчества.Поэтому кажется очевидным, что Он и есть Мессия. Но Иисус страдал и погиб. Значит, истинный Мессия Иисус Христос ДОЛЖЕН претерпеть страдание и ТАКУЮ смерть.
Таким образом после казни Христа идея Мессии-победителя была переосмыслена и превратилась в идею Мессии, терпящего поражение. Ученики и те из иудеев, которых они обратили к вере в Христа, после Его крестной смерти изменили свои староиудейские представления и дополнили идею Мессии представлением о его страданиях и смерти как об искупительной и примирительной жертве. Они стали доказывать, что страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в Ветхом завете и что они входили в план Бога, желавшего спасти народ израильский и всех верующих через Его страдания и смерть .
Однако, как им доказывали другие иудеи, подобных изречений и прорицаний в книгах Ветхого завета не содержится и смысл пророчеств совсем не тот, который они в них отыскали.
Тем не менее, как коллективный "слуга Божий " у Исайи, так и многие отдельные библейские праведники, претерпевали разные страдания и даже умерщвлялись и вообще изображались покинутыми Богом существами, и поэтому подобные рассказы в ветхозаветных книгах было нетрудно истолковать ь в смысле указаний на Мессию при новом толковании Святого Писания. Такое перетолкование билейских текстов было принято лишь меньшинством иудеев, точнее, - иудео-христиан, остальных не удалось убедить в том, что Иисус Христос является предсказанным пророками Мессией.
Выше не раз говорилось, что мессианские чаяния первого века были весьма разнообразны ( глава"Концепция прихода Мессии" ). Из них можно выделить два подхода: "Мессия исторический" и "Мессия эсхатологический". Представлене об "историческом" Мессии как о Царе Иудейском , могущественном воине и политике, потомком царя Давида или вожде,подобном ему, который установит Царство Божье здесь, на земле,было традиционным и наиболее популярным. Позднее, под влиянием апокалиптических книг Еноха и других авторов, особенно - пророка Даниила, у некоторых склонных к апокалиптическим настроениям иудеев начало складываться представление об эсхатологическом сверхъествественном Мессии. Образ идеального Царя Мессии , который должен явиться в далеком Грядущем и возвестить о наступлении Царства Божьего, был поэтически описан пророком Исаей. Мессия (Машиах)его видений принесет всеобщий мир и спокойствие: «И перекуют свои мечи на орала и свои копья на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будет больше учиться войне» (Исаия 2:4).
Он принесет всеобщее почитание Бога и поведет всех людей Его путями: «Ибо наполнится Земля знанием Бога, как вода наполняет море» (Исаия 11:9). Он излечит всех больных: «Тогда откроются глаза слепого, и уши глухого услышат. Тогда хромой поскачет, как олень, а язык немого запоет» (Иешая 35:5—6)... Все это должно будет когда-то в будущем осуществиться с приходом Мессии и явлением Царства Божьего .
Факты свидетельствуют, что Иисус при своей земной жизни не выполнил ни одной из задач, которые по традиции должен был выполнить Мессия. Однако, согласно Христианская теологии Иисус появится вновь ("Второе Пришествие") и тогда, наконец, Он исполнит мессианские пророчества. В Иисусе исполнились все чаяния ветхозаветных пророков : Ев. от Марка начинается цитированием пророчеств о пришествии Мессии и затем представляет Иисуса как того, на кого эти пророчества бесспорно указывают.
Переосмысление термина "мессия" легче понять, если предположить, что этот термин ассоциировался с Иисусом еще до Страстей.Если предположить, что это случилось лишь после Его смерти, тогда невероятно сложно понять, какой логикой руководствовались те, кто прилагал термин с триумфальным ореолом Победителя и Спасителя народа Израиля к Иисусу распятому. Но если Иисуса последователи считали Мессией при жизни , ожидая от него свершения всего,о чем мечтали пророки, и Он был распят, это может означать одно : Его смерть была "запланирована" Богом.
Но все же , без веры в Воскресение вся система Его притязаний на роль Мессии рушится на глазах.
« А если Христос не воскрес , то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.1 15:14) .
Но если Иисус не умер и Его смерть была только прелюдией для духовной эволюции, крест перестает быть проклятием и символом поражения, превращаясь в символ победы.
И все же идея воскрешения Богом распятого, т.е. "прОклятого" Им , казалась иудеям настолько абсурдной и настолько из ряда вон выходящей, что требовалось построить совершенно новую конструкцию, объясняющую смерть Иисуса-Мессии, т.е. трансформировать всю систему существующей традиции.
Однако только вера в Воскресение еще не является доказательством истины- мессианства Иисуса; необходимо было установить связь Его Воскресения с тем, что это произошло «СОГЛАСНО ПИСАНИЮ». Надо было узаконить всю цепочку:что Иисус как Мессия должен был «пострадать и воскреснуть из мёртвых в третий день» (ЛК 24:44-46).
Когда христиане, ожидавшие второго пришествия Иисуса на облаках небесных, начинали вспоминать и разбирать в подробностях земную жизнь Иисуса, евангелистам пришлось говорить и о распятии Иисуса, и тогда они, "ухватились" за вышеупомянутые ветхозаветные «свидетельства» и стали доказывать, что позорные страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в Ветхом завете и что они входили в план Бога, желавшего спасти народ израильский и всех верующих вообще через страдания и смерть Мессии. Поэтому уже априори можно ожидать, что в евангельских рассказах о распятии Иисуса (Мф. 27:32-56; Мк. 15:21-41;Лк. 23:26-49; Ин. 19:17-30) мы найдем смесь исторических воспоминаний с продуктами систематического искажения ветхозаветных прорицаний.
Однако, «Источник» цитаты , подтверждающий что все произошло "согласно Писанию" , в Евангелии не указан: нигде в Ветхом Завете не написано такое- ни у Моисея, ни у пророков, ни в псалмах. Во всей истории иудейской мысли не найдётся ни одной записанной строки, которая бы говорила, что Мессии надлежит пострадать, умереть и воскреснуть на третий день.Именно по этой причине последователям Иисуса было так трудно убедить своих соотечественнников-иудеев, знающих тексты Писания..
Но откуда же взялась идея о распятом Мессии?
С самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — особенно Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи.
В качестве одного из доказательств того, что Мессия ДОЛЖЕН пострадать, приводится отрывок из книги пророка Исайи: «Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и и изведавший болезни...» (Ис 53:3-5)
В образе страдающего раба из пророчества Исайи христиане увидели историю Мессии Иисуса , который будучи невинным праведником, так же страдал, как и «Раб» у Исайи. Они решили, что страдания и распятие были предсказаны, что таков был замысел Божий.Возможно,что и сам Иисус прочитал Свою судьбу в 53 гл. Исайи и "предсказал" ее в аналогичном ключе. 53 гл. Книги пророка Исайи, как и многие Вехтозаветные пророчества , и сегодня рассматриваются Церковью как пророчества о Мессии Иисусе Христе, Сыне Божьем. ( СМ гл.27 "Пророчество о страдающем Рабе Божьем")
Таким образом, чтобы объяснить факты, связанные не с традиционным иудейским, а с христианским представлением о страдающем Мессии, была создана принципиально новая богословская концепция о распятом Мессии .
Историки показали, что ни одно из подобных христианских толкований Мессианства не встречается в Ветхозаветных Писаниях(и поэтому ни одно из них не поддерживается иудеями), т.е. речь идёт о христианских представлениях об идее мессианства, отличающихся от иудейских.
.............................
***
Следует заметить, что несмотря на то, что "указания" на "страдающего мессию"в Библии отсутствуют,в Устной Торе, в книге Зоар и некоторых др. источниках приводится каббалистическая "теория" о двух избавителях, каждый из которых назван Машиахом (Мессией): это Машиах бен Давид (истинный мессия) и Машиах бен Иосиф.Машиах Бен Иосиф придет сначала, перед заключительным Избавителем, а потом будет служить его визирем. Основная задача Машиаxа Бена Иосифа будет состоять в том, чтобы действовать в качестве предшественника Машиаха Бен Давида и подготовить мир к тому, чтобы встретить второго Машиаха.Основная и заключительная функция Машиаха Бен Иосифа - политическая и военная. Он должен вести войну против сил зла, которые угнетают Израиль. Он будет сражаться с Эдомом; последний его бой будет с правителем Эдома.Результат этой войны будет ужасным, ибо в ней Машиах бен Иосиф погибнет.Его смерть также описывает пророк Захария в главе 12; "пронзенный" в 12:10 - это именно Машиах Бен Иосиф, смерть которого оплакивает народ Израиля.. После его гибели будет тяжелый период для Израиля, который закончится приходом Машиаха бен Давида. Он отмстит за предшественника , победит врагов и сделает все, что должен сделать Машиах, а также вернет к жизни Машиаха бен Иосифа.
Некоторые христиане верят, что Христос пришел первый раз и в Нем исполнились все пророчества о страдающем Машиахе бен Иосифе. Он воскрес и вознесся на Небеса, откуда придет на эту землю во второй раз, когда и исполнится вторая часть пророчеств о Машиахе Царе.