Глава 32. Трансформация концепции прихода Мессии п

Игорь Лощинин
    Вера в страдания Мессии занимает в христианской религии центральное место,однако, до появления христианства в иудейские традиции не входило ожидание  Мессии, который  вытерпит страдания и умрет за чужие грехи, а затем воскреснет.  Из иудейских документов, относящихся примерно ко временам Иисуса, мы знаем, что представления о будущем Мессии были различными. Но нигде не сказано, что ожидается пришествие того, кто подобен Иисусу.В Библии нет указаний на то, что Мессия должен терпеть муки***.  Однако, с самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о грядущем страдающем Мессии — например, Ис 53 и Пс 21, в которых некто терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи. Христиане утверждали, что эти отрывки — явные свидетельства тому, каким будет Мессия. Но у иудеев, не верящих в Иисуса,  находилось убедительное возражение: в этих отрывках Мессия не упомянут ни разу. Согласно иудейской традиции, в этих отрывках говорится не о Мессии, а о ком-то другом (или о многих других).


    По традиционным представлениям иудеев, Иисус, умерший на кресте, то есть позорной смертью преступников, не вправе был именовать себя Мессией.  Мессия,Сын Божий - избранник, помазанник Бога; Он не  может быть  распят, поскольку,согласно Писанию ,"Проклят всякий, висящий на дереве"  (Втор.21:23) . Распятие Иисуса делало недействительным Его статус  Мессии и наследника царя Давида, так как  согласно закону Моисея, распятие ставит  на Иисусе "клеймо проклятия".До Христа мы встречаем свидетельства только о  Мессии-победителе (напр.,Пс.Сол.17-18). Представление о Мессии ,  Избранном  Посланце  Бога, которого Он же проклял, казалось безумным: «А мы  проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор 1:22-23).
Ученики  и последователи Христа до Его гибели  имели те же представления о Мессии, что и остальные иудеи: им была чужда сама мысль о страдающем Мессии.
По дороге в Эммаус  ученики слышат, по -видимому, впервые,  от воскресшего Иисуса, что  Христу (Мессии) "надлежало пострадать и войти в славу  Свою",поэтому Он "и изъяснял  им  СКАЗАННОЕ О НЕМ во всем Писании"(Лк 24:26).  Так же чужда  была идея о страдающем Мессии Петру, которому Иисус за его "человеческие" представления сказал :  "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!  потому что думаешь не о том, что; Божие, но что; человеческое."( Мф 16:23).Выходит, ранее   о  необходимости "пострадать" Мессии ученикам  было неизвестно.
После казни ученики находились в растерянности и разочаровании. Все, о чем они мечтали,  чем жили последнее время, находясь  с  Иисусом, погибло вместе с Ним на Голгофе. Некоторые  смирились с этим и вернулись к своим прежним обязанностям. Но были и такие, которые не смогли "смириться",  которых непрестанно жгла мысль: как Бог допустить чтобы безгрешный Праведник  погиб такой страшной смертью ?!
    Иисус  при земной жизни объяснял своим последователям,  что Он одержит немедленную победу: «Истинно говорю вам, что некоторых  из тех, кто стоит здесь, еще не коснется смерть, когда они увидят  установление царства Божьего» (Ев.Мк 9:1); «Истинно говорю вам, что это  поколение еще не уйдет, когда все это исполнится» (Ев.Мк 13:30). Но  ничего из  перечисленных и др. требований к Мессии согласно  пророчествам, не исполнилось, а Иисус был убит. Принять Его смерть для некоторых было просто невозможно, в ней , как они думали, был какой-то тайный смысл, который  пока остается скрыт для всех.
И тогда в поисках  ответа  они обратились к Писанию, и в нем начали находить  строки, как бы подтверждавшие, что Мессия, должен был пострадать, что все Писание , как Иисус  и говорил , - О Нем.
    Пророки  неоднократно предсказывали, что совершит Мессия, каким он будет, с какими событиями связан его приход, и Иисус  как Мессия, безусловно, по их убеждению, исполнил все эти пророчества.Поэтому кажется очевидным, что Он и есть Мессия. Но  Иисус  страдал и погиб. Значит, истинный Мессия Иисус Христос ДОЛЖЕН  претерпеть  страдание и ТАКУЮ  смерть.
    Таким образом  после казни Христа идея  Мессии-победителя была переосмыслена и превратилась в идею Мессии,  терпящего поражение. Ученики  и те из иудеев, которых они обратили к вере в  Христа, после Его  крестной смерти  изменили свои староиудейские представления и дополнили идею Мессии представлением о  его страданиях и  смерти  как об искупительной и примирительной жертве. Они стали доказывать, что   страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в  Ветхом завете  и что они входили в план Бога,  желавшего спасти народ израильский и всех верующих через Его страдания и  смерть .
 Однако,  как им доказывали  другие иудеи, подобных  изречений и прорицаний в книгах Ветхого завета не содержится и смысл пророчеств совсем не тот, который они в них  отыскали.
   Тем не менее,  как коллективный "слуга  Божий " у Исайи, так и многие отдельные  библейские праведники, претерпевали разные страдания и даже умерщвлялись и вообще изображались покинутыми Богом существами, и  поэтому подобные рассказы в ветхозаветных книгах было нетрудно истолковать ь в смысле указаний на Мессию при новом толковании Святого Писания. Такое перетолкование билейских текстов  было принято лишь меньшинством  иудеев, точнее, - иудео-христиан,  остальных  не удалось убедить в том, что Иисус Христос является  предсказанным пророками  Мессией.
    Выше  не раз говорилось, что  мессианские чаяния первого века были весьма  разнообразны ( глава"Концепция прихода Мессии" ). Из них можно выделить  два  подхода:  "Мессия  исторический" и "Мессия эсхатологический".  Представлене об "историческом" Мессии  как о Царе Иудейском , могущественном воине и политике,  потомком царя Давида или  вожде,подобном ему, который установит Царство Божье здесь, на земле,было традиционным и наиболее популярным.  Позднее,  под влиянием апокалиптических  книг Еноха и  других авторов, особенно - пророка Даниила,   у некоторых склонных к апокалиптическим настроениям  иудеев  начало складываться представление об эсхатологическом сверхъествественном Мессии. Образ идеального Царя Мессии ,   который должен   явиться в  далеком  Грядущем и возвестить о наступлении Царства Божьего,  был поэтически описан  пророком  Исаей.  Мессия (Машиах)его видений принесет всеобщий мир и спокойствие: «И перекуют свои мечи на орала и свои копья на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будет больше учиться войне» (Исаия 2:4).
Он  принесет всеобщее почитание Бога и поведет всех людей Его путями: «Ибо наполнится Земля знанием Бога, как вода наполняет море» (Исаия 11:9). Он  излечит всех больных: «Тогда откроются глаза слепого, и уши глухого услышат. Тогда хромой поскачет, как олень, а язык немого запоет» (Иешая 35:5—6)...  Все это должно будет когда-то в будущем осуществиться с приходом Мессии и явлением Царства Божьего .
        Факты свидетельствуют, что Иисус при своей земной жизни не выполнил  ни одной из  задач, которые по традиции должен был выполнить Мессия. Однако, согласно Христианская теологии Иисус  появится вновь ("Второе Пришествие") и тогда, наконец, Он исполнит  мессианские пророчества. В Иисусе исполнились все чаяния ветхозаветных пророков :  Ев. от Марка начинается цитированием пророчеств о пришествии Мессии и затем представляет Иисуса как того, на кого эти пророчества бесспорно указывают.
   Переосмысление термина  "мессия" легче понять, если предположить, что  этот термин ассоциировался с Иисусом еще до Страстей.Если предположить,  что это случилось лишь после Его смерти, тогда невероятно сложно  понять, какой логикой руководствовались те, кто прилагал термин с  триумфальным ореолом Победителя и Спасителя народа Израиля к  Иисусу распятому. Но если Иисуса последователи считали Мессией при жизни , ожидая от него свершения всего,о чем мечтали пророки, и Он был распят, это может означать одно : Его смерть была "запланирована"  Богом.
 Но все же , без веры в Воскресение вся система Его притязаний на роль Мессии рушится на глазах.
       « А если Христос не воскрес , то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера  ваша» (1 Кор.1 15:14) .
    Но если Иисус не умер и Его смерть была только прелюдией для духовной  эволюции, крест перестает быть проклятием и символом поражения,  превращаясь в символ победы.
И все же идея воскрешения Богом распятого, т.е. "прОклятого" Им  ,  казалась иудеям настолько абсурдной и настолько из ряда вон выходящей,  что требовалось построить совершенно новую конструкцию, объясняющую  смерть Иисуса-Мессии, т.е. трансформировать всю систему существующей  традиции.
Однако только  вера в Воскресение еще не является доказательством истины-  мессианства Иисуса; необходимо было установить связь Его Воскресения с  тем, что это произошло «СОГЛАСНО ПИСАНИЮ». Надо было узаконить всю  цепочку:что Иисус как Мессия должен был «пострадать и воскреснуть из  мёртвых в третий день» (ЛК 24:44-46).
     Когда христиане, ожидавшие второго пришествия Иисуса на облаках небесных, начинали вспоминать и разбирать в подробностях земную жизнь Иисуса, евангелистам пришлось говорить и о распятии Иисуса, и тогда они,  "ухватились" за вышеупомянутые ветхозаветные «свидетельства» и стали доказывать, что позорные страдания и смерть, постигшие Иисуса, уже давно были «предсказаны» в Ветхом завете  и что они входили в план Бога, желавшего спасти народ израильский и всех верующих вообще через страдания и смерть Мессии. Поэтому уже априори можно ожидать, что в евангельских рассказах о распятии Иисуса (Мф. 27:32-56; Мк. 15:21-41;Лк. 23:26-49; Ин. 19:17-30) мы найдем смесь исторических воспоминаний с продуктами систематического искажения ветхозаветных прорицаний.
 Однако, «Источник»  цитаты , подтверждающий что все произошло "согласно Писанию" , в Евангелии не указан:   нигде в Ветхом Завете  не написано такое- ни у Моисея,  ни у пророков, ни в псалмах. Во всей истории иудейской мысли не  найдётся ни одной записанной строки, которая бы говорила, что Мессии  надлежит пострадать, умереть и воскреснуть на третий день.Именно по этой  причине последователям Иисуса было так трудно убедить своих  соотечественнников-иудеев, знающих тексты Писания..

Но откуда же взялась идея о распятом Мессии?

      С самого зарождения христианской веры христиане часто ссылались на  некоторые отрывки Ветхого Завета как недвусмысленные пророчества о  грядущем страдающем Мессии — особенно Ис 53 и Пс 21, в которых некто  терпит страшные муки, иногда подчеркнуто за чужие грехи.
В качестве одного из доказательств того, что Мессия ДОЛЖЕН пострадать,  приводится отрывок из книги пророка Исайи: «Он был презрен и умалён  перед людьми,  муж скорбей и и изведавший болезни...» (Ис 53:3-5)
В образе страдающего раба  из пророчества Исайи христиане увидели  историю Мессии Иисуса , который будучи невинным праведником, так же  страдал, как и «Раб» у Исайи. Они решили, что страдания и распятие были  предсказаны, что таков был замысел Божий.Возможно,что  и сам Иисус  прочитал  Свою судьбу в 53 гл. Исайи и "предсказал" ее  в аналогичном  ключе.   53 гл. Книги пророка Исайи, как и многие Вехтозаветные  пророчества , и сегодня рассматриваются Церковью как пророчества о  Мессии Иисусе Христе, Сыне Божьем. ( СМ гл.27 "Пророчество о страдающем Рабе Божьем")
       Таким образом, чтобы объяснить факты, связанные  не с  традиционным  иудейским, а с христианским представлением о страдающем Мессии, была  создана принципиально новая богословская концепция  о распятом Мессии .
      Историки показали, что ни одно из подобных христианских толкований Мессианства не встречается в   Ветхозаветных Писаниях(и поэтому ни одно из них не поддерживается иудеями), т.е. речь идёт о христианских представлениях об идее мессианства, отличающихся от иудейских.
.............................
***
Следует заметить, что  несмотря на то, что  "указания"  на "страдающего мессию"в Библии отсутствуют,в Устной Торе, в книге Зоар и некоторых др. источниках приводится каббалистическая  "теория" о двух избавителях, каждый из которых назван Машиахом (Мессией): это Машиах бен Давид (истинный мессия) и Машиах бен Иосиф.Машиах Бен Иосиф  придет сначала, перед заключительным Избавителем, а потом будет служить его визирем. Основная  задача  Машиаxа Бена Иосифа будет состоять в том, чтобы действовать в качестве предшественника Машиаха Бен Давида и подготовить мир к тому, чтобы встретить второго Машиаха.Основная и заключительная функция Машиаха Бен Иосифа - политическая и военная. Он должен вести войну против сил зла, которые угнетают Израиль. Он будет сражаться с Эдомом; последний его бой будет с правителем Эдома.Результат этой войны будет ужасным, ибо в ней Машиах бен Иосиф погибнет.Его смерть также описывает пророк Захария в главе 12; "пронзенный" в 12:10 - это именно Машиах Бен Иосиф, смерть которого оплакивает народ Израиля.. После  его гибели будет тяжелый период для Израиля, который закончится приходом Машиаха бен Давида. Он  отмстит за  предшественника , победит врагов и сделает все, что должен сделать Машиах,  а также вернет к жизни Машиаха бен Иосифа.
Некоторые христиане   верят, что Христос  пришел  первый раз и в Нем исполнились все пророчества о страдающем Машиахе бен Иосифе.  Он воскрес и вознесся на Небеса, откуда придет на эту землю во второй раз, когда и исполнится вторая часть пророчеств о Машиахе Царе.