Метановый душ 4. Монголо-татарское иго

Анатолий Просняков
На фото: закат над Иркутом

Вечером того же дня пошел в душ. По времени получилось так же, как и вчера – семь вечера. На бетонной площадке толпились большие группы людей. Было прохладно, даже холодно, поэтому отдыхающим не было приятным сидеть на скамейках. Оказалось, что метановый бассейн, что находится рядом, только что закрыли на профилактику. Об этом мне сообщила одиноко сидевшая в дальней стороне лужайки женщина. Чтобы не замерзнуть, я прогуливался по площадке, потом пошел в сторону бассейна, где женщина, словно поджидая меня, сообщила новость. На двери бассейна висела табличка: «Работаем до 18-30, сандень». Открылась причина толкучки. Семьи с детьми летом предпочитают бассейн, там нет ограничения, можно плавать.

Пока было свободное время, направился в сторону мобильной вышки. В смартфоне пропал интернет, а в день рождения кто-то пытается дозвониться или прислать сообщение. Обошел все кафе, оценил меню, лучшее в кафе «Аян» - как в хороших ресторанах. Вероятно, и цены хорошие. В курортных местах люди не замечают цен, главное – качество, а местное население этим живет. Я на цены тоже не обращал внимания, так как питаюсь самостоятельно.
Сделав круг, убедился, что Интернет не появился. Соседи по очереди сидели со смартфонами – интернет был. Запечатал смартфон в куртку под «молнию» и пошел делать зарядку. На берегу Иркута ветра не было. Лужайка была неровная, но с короткой травой. Здесь коровам разрешено ходить. Коровы у бурят выступают в роли бродячих триммеров – убирают заросли травы. А вот тропка вдоль крутого берега Иркута, по которой хожу к душу, имеет два забора и калитки – вся заросла густой, до колен, травой с полчищами комаров. Когда проходил, облепленный комарами, думал, что надо намекнуть администрации поселка: пускать иногда коров сюда для наведения порядка. Завершив этот путь, сразу забывал об этом. Значит, не так это и необходимо. Идти в обход по улице Инчева еще хуже – грязь и лужи.
Сделав обычную зарядку, согрелся и вернулся к очереди. В толпе сквознячок от Иркута, какой в Сибири называют «хиус», меньше чувствовался. Среди толпящихся людей молча бегал бурятский мальчик, а за ним устремлялся отец, ловил его, уносил в очередь. Картина была забавная: мальчик, молча, с веселым лицом убегал, а мужчина, очень крупный, широкоплечий, прыжками догонял его между людьми, тоже молча.
Моя очередь была за мужчиной, сидящим на скамейке. Он ушел в прихожую с очередной группой, я остался первым в следующей, и встал у входа. Оказалось, бурятская группа пропустила мужчину, чтобы быть всем вместе. Из этой группы особняком выделялась пожилая женщина, не бурятского вида. Мать молчаливого ребенка была молодой буряткой; сын стоял теперь рядом с ней, мужчина, которого я принял за отца, уходил и вернулся. Женщина передала мужчине ребенка, чтобы отвел в кафе-буузную, купил «Чупа-чупс» и все, что мальчик захочет. Мужчина взял ребенка за руку, тот заплакал, вырвался и отбежал к маме. Бурятка повторила мужчине, чтобы купил себе и ребенку все, что пожелает: сладости, мороженое, все, что угодно, пока она будет в душе. Ребенок вырвался вновь из рук мужчины.

Тогда бурятка взяла ребенка за плечи, поставила перед собой, полуприсев, и сказала, глядя в глаза:
- Слушай меня внимательно! Мне нужно 15 минут, чтобы сходить в душ, ты должен дать мне 15 минут, пойдешь с дядей, он купит тебе все, что ты захочешь; вы проведете там, - она показала на буузную, стоящую на взгорке в двадцати метрах от нас, - 15 минут, которые мне нужны. Мы с тобой встретимся через 15 минут. Идите с дядей в буузную.
К моему удивлению мальчик тут же пошел к мужчине, взял его за руку, и они направились в буузную. Я громко сказал:
Вот это – психологический прием, вы закодировали ребенка, он услышал вас.
Бурятка весело ответила:
- Это не я, это – книга «Монстры воспитания» для бизнесменов, я применяю дома, вроде получается.
- Так это не ваш муж?
- Нет, - ответила пожилая женщина, - он младше ее, она – старшая сестра.
- А вы кто, русская?
Она покачала отрицательно головой.
-  Я – татарка, муж – бурят.
Молодая бурятка с улыбкой добавила:
- Мы говорим о нашей семье так: монголо-татарское иго – монголы одолели татар и живут вместе!
В молодой бурятке чувствовалось присутствие не бурятской крови, от этого она становилась еще более красивой, от ее тела исходило здоровье.
- Вы, наверное, не знаете своего коренного языка, такие современные, - предположил я, глядя на молодую бурятку. – У меня товарищ по работе, чистый бурят, не знает простых слов. Спрашивал его, как будет по-бурятски слово «друг» - не ответил.
- Нет, – возразил стоящий рядом пожилой бурят, муж татарки, - я здесь родился, в Жемчуге, здесь все местные понимают и говорят на бурятском.
Татарка, его жена, скромно промолчала. Она татарский язык могла и не знать, для этого надо жить среди соплеменников.

В душе я выбрал струю, в которой стоял утром. Она была более сильной, расплескиваясь, хорошо массажировала спину. Молодая бурятка вместе с матерью-татаркой зашли позже, встали за мной. Минут через десять зашел полураздетый слесарь и переключил кран наверху возле меня. Увидев мой вопросительный взгляд – так как струя уменьшила напор, сказал:
- Я включил напор в бассейн.
Так я понял, что бассейн набирается непосредственно через душевую от источника. Раньше этого не знал.
Струи, более слабые, у монголо-татарской женщины еще более ослабли. Сказал ей, чтобы постояла под моей струей, можно поменяться. Ответила, что ей достаточно и этого. Для всей монголо-татарской семьи посещение метанового источника – экскурсия. Видимо, посетили родину дедушки-бурята. Надо отметить, что его гены явно сильнее проявились и в детях и во внуке.
Вот такое удивительное «монголо-татарское иго» повстречал я сегодня.

Артем
Вечером я шел по берегу Иркута в желтом дождевике – под сплошным ливнем. Видимо из-за дождя очереди не было. Внутри подождал 15 минут и зашел в раздевалку. Туда же зашел бурят с мальчиком, что-то громко объясняя. В душевой он встал с мальчиком под струю справа от меня. Слева сидел человек из предыдущей группы, подставивший под струю колено, никто его не тревожил. Людей было мало. Минут через пять он ушел. Бурят пытался направить струю на мальчика, но тот уворачивался. Видя это, я дотронулся до него, показав пустое место слева. Он перешел, оставив мальчика. Мальчик стоял рядом со струей, боясь дотронуться. Было понятно, что он впервые увидел такое, что кажется ему странным и страшным, как водопад. Наощупь вода горяча, когда зайдешь с улицы, хотя всего 38 градусов. Они стояли по обе стороны от меня: пожилой бурят, стоящий боком под струей, явно наслаждаясь ею и наблюдая за мальчиком; мальчик, смотрящий на струю. Я сделал шаг к бурятенку, пододвинул его за плечи к струе, он упрямился, вырывался, но я объяснял, что вода хорошая, полезная, от нее будет хорошо, подержал его в струе, чтобы привык и понял, что это не страшно. В моих руках он затих, но стоило повернуть его спиной к струе, ослабить пальцы, как он вырвался и встал в стороне от струи. Продолжая разговаривать с ним, я отошел к своей струе, поясняя, как лучше надо нагнуться под струей, чтобы струя массажировала спину. Потом замолчал.
Стал говорить бурят:
- Ты пододвинься ближе, еще ближе, еще.
Мальчик пододвинулся поближе к струе, уже не боясь ее. Я спросил бурята, сын или внук ему мальчик, хотя вопрос был риторический – явно, что внук. Дело в том, что бурят, обращаясь к мальчику, называл его «сына». У бурят бывают такие привычки, несколько странные.
- Внук!
- И сколько ему?
Бурят показал пять пальцев. Вода шумела, приходилось говорить громко.
- Как зовут-то?
- Артем!
- А по-бурятски?
- Артем.
- Как же? У бурят два имени: бурятское и русское. Вот у меня был товарищ по работе. Когда знакомились, сказал, что зовут Борис. Я ему ответил: «Какой ты Борис, когда бурят?».  Оказалось, что зовут Буянто. Так его и звал по нормальному имени, пока он не умер.
- Сейчас этого нет, - сказал бурят. – Молодежи дают одно имя – русское. Язык забывают. Я ему говорю: «- Будешь кушать?», он отвечает – бурят показывает на мальчика: «- Переведи на русский!», не знает языка.
Мне оставалось только развести руками. Но бурятенок Артем, ставший русским, привык все-таки к струе и больше не выказывал неудовольствия.

Продолжение: http://proza.ru/2024/10/28/1489