Фокус времени

Елена Конюшкова
Вот с пространством все понятно: «две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед …». Можно еще подпрыгнуть, чтобы задействовать третье измерение.

А со временем? Никуда по нему не переместишься. Не надо только про гипотетическую машину времени, я тут за сугубый материализм. Тащишься по нему и тащишься … даже непонятно, есть оно или нет. Можно же сказать: это просто последовательность действий и состояний. Какое еще время?   

МСЭ (малая советская энциклопедия) гласит: «время – наряду с пространством всеобщая форма существования материи». Словарь Ожегова вторит: «объективная форма существования бесконечно развивающейся материи».

Слишком абстрактно и непонятно. Просто последовательность состояний материи или еще чего-то? Все же как-то чувствуется, что термин «время» имеет какой-то особый смысл. Но в чем же он?

Чем время отличается от совокупности длительностей? Если в соответствии со словарями, то вроде и ничем. Но. Длительности  существуют сами по себе, и без нас тоже. Мы используем этот термин, но ничего не вносим в него от себя. Но ведь только мы можем фиксировать эти длительности?

Если подумать, то получается, что смысл времени в том, что последовательность действий и состояний отражается в нашем сознании, точнее – в памяти. И только благодаря этому процессу запоминания и отражения впоследствии, возникает измерение времени. То есть, возникает  длительность времени, пропущенная через наше сознание. Ведь если бы не было сознания с памятью, то откуда взяться длительности времени? Вот такой фокус.

А ведь еще прорву времени назад философы-идеалисты говорили об этом! Вот, например, из философской энциклопедии: «Материалистическое понимание времени противостоит ложным идеалистическим воззрениям, ставящим существование времени в зависимость от индивидуального сознания (Беркли, Юм, Кант, Мах)». Знать, не дураки были прежние философы.

И мы не просто фиксируем события и длительности в памяти, мы их неизбежно  обдумываем, осознаем, увязываем одно с другим… Без осмысления событий, т.е. преобразования длительностей во время, история была бы совершенно другая.  Задумаешься тут об объективной реальности сущего …

Потому, наверное, можно сказать, что время в некотором смысле является функцией сознания. Но тогда получается, что времен столько, сколько сознаний.  Значит, так и есть. И мы все, общество, путем разнообразных социальных соприкосновений порождаем некое условное общее время. Во как. От материализма незаметно докатилась до какого-то субъективного идеализма. Фокус-покус.