Гоббс

Константин Рыжов
                1. Жизнь

Томас Гоббс родился в апреле 1588 г. в Уэстпорте.  О его детстве почти ничего неизвестно. Отец Гоббса был викарием (сельским священником), вспыльчивым и необразованным человеком; он и работу потерял из-за ссоры у дверей храма с соседним викарием. После этого Гоббс был взят на воспитание дядей. В возрасте шести лет он уже выучил латинский и греческий языки, приобрел хорошее знание классиков и в четырнадцатилетнем возрасте перевел латинскими ямбами «Медею» Еврипида. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, где его обучали схоластической логике и философии Аристотеля. В 1610 году, когда ему было двадцать два года, Гоббс стал наставником лорда Гардвика (впоследствии второго графа Девонширского), с которым проделал длительное путешествие. Именно в это время он начал изучать труды Галилея и Кеплера, оказавшие на него глубокое влияние. В дальнейшем его ученик стал его покровителем и оставался им вплоть до своей смерти в 1628 году. Благодаря графу Гоббс познакомился с Беном Джонсоном, Бэконом, лордом Гербертом Чарберси и многими другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского, у которого остался маленький сын, Гоббс жил некоторое время в Париже, где начал изучать Евклида, а затем он стал наставником сына своего прежнего ученика. С ним он путешествовал по Италии, где посетил в 1636 году Галилея.

В 1637 году Гоббс возвратился в Англию. В 1640 году в Англии фактически началась революция, и Гоббс эмигрировал в Париж. В Париже его приветствовали многие ведущие математики и представители науки. Он был одним из тех, кто видел «Метафизические размышления» Декарта до выхода их в свет и написал против них возражения, которые были опубликованы Декартом с ответами на них. Вскоре вокруг Гоббса образовалась большая группа английских эмигрантов-роялистов, с которыми он общался. Некоторое время, а именно с 1646 по 1648 год, он обучал математике будущего короля Карла II. Однако опубликование трактата «Левиафан» в 1651 году вызвало недовольство им. Его рационализм оскорбил большинство эмигрантов, а его резкие нападки на католическую церковь оскорбили французское правительство. Поэтому Гоббс тайно бежал в Лондон, где подчинился Кромвелю и воздерживался от всякой политической деятельности.

При Реставрации Гоббсу покровительствовали наименее искренние из друзей короля и сам король, который не только держал портрет Гоббса на стене, но и наградил его пенсией в 100 фунтов стерлингов в год (однако, его величество забывал ее выплачивать). Лорда-канцлера Кларендона оскорбляла благосклонность, оказываемая человеку, подозреваемому в атеизме; такого же мнения был и парламент. После чумы и большого пожара, когда суеверные страхи народа возросли, палата общин назначила комитет, чтобы исследовать атеистические работы, особо упомянув работы Гоббса. Начиная с этого времени он не мог добиться разрешения печатать в Англии что-либо по дискуссионным вопросам. Даже свою историю Долгого парламента, которую он называл «Бегемот» (хотя она излагала самую ортодоксальную доктрину), пришлось напечатать за границей (1668). А собрание его сочинений появилось в 1688 году в Амстердаме. В старости слава Гоббса была значительно шире за границей, чем в Англии. В возрасте 88 лет он перевел на английский язык Гомера. Умер Гоббс в 1679 г.

                2. Труды

Наиболее известна работа Гоббса «Левиафан, или власть государства церковного и гражданского» (1651). Гоббс также написал трактаты «О гражданине» (1642), «О теле» (1655), «О человеке» (1658).

                3. Материализм

Гоббс принадлежал к философам, вдохновленным новыми науками, и его философия природы явно указывает на их влияние. Он создал первую законченную систему механического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом Гоббс отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Природа представлялась Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением.  Чувственные качества рассматривались им не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. В силу этого философия Гоббса есть не что иное, как учение о движении, что однозначно указывает на параллель с механикой. Он сам в работе «О гражданине», комментируя собственный метод, использует сравнение общества с часами. Когда мы хотим понять, как работают часы, мы их разбираем и изучаем отдельные детали и их свойства. Затем мы собираем часы вновь. Стремясь правильно расположить детали таким образом, чтобы часы заработали, мы узнаем, как детали связаны друг с другом и как функционирует часовой механизм. После этого мы приходим к пониманию того, что такое часы. Аналогично этому, Гоббс разделяет общество на части, изучает их, а затем снова собирает друг с другом так, чтобы можно было увидеть их взаимные связи и функционирование. Таким путем становится понятным, что такое общество. Это не означает, что свойства общества сводятся к свойствам его частей. Ведь ясно, что, когда части начинают функционировать как единое целое, возникает новое качество.  Но Гоббс говорит, что целое может быть понято, исходя из его частей и их свойств, а также их функционального единства.

                4. Новый подход к проблеме возникновения государства

 До Гоббса в исследованиях общественных явлений устанавливали сначала идеалы, либо же приводили в качестве авторитета Священное писание. Анализ Гоббса был более глубоким, направленным на базисные элементы: он сделал попытку свести факт государственного союза, природу государственной власти к принципам, содержащимся в нас самих. Телеологическое объяснение общества (что Бог создал его с определенной целью) он отвергал.

  Гоббс задался целью найти то, что объясняет и оправдывает жизнь людей в политическом обществе, в государстве. Он задается вопросом, как бы обстояли дела при отсутствии государства. Ведь чтобы понять, что означает жить в государстве, мы должны прежде понять, что означает жить без государства.  В этом случае, считает Гоббс, каждый мог бы рассчитывать только на самого себя. Но поскольку человек для выживания нуждается в материальных благах, которых не хватает, а все люди по природе стремятся выжить, постольку между ними шла бы борьба за эти блага. Никто бы не чувствовал себя в безопасности, так как никто не был бы неуязвим, а физическая сила и ум распределены между людьми более или менее равномерно. Следовательно, между людьми шла бы непрерывная борьба. Все люди в естественном состоянии стремятся обижать друг друга, применять насилие по отношению к другим людям, — следовательно, каждый должен опасаться другого. Естественное состояние является состоянием недоверия всех ко всем; это — война всех против всех и стремление перехитрить друг друга. В естественном состоянии обладание непреодолимой силой дает право подчинить себе тех, которые не могут противостоять этой силе.

Итак, поскольку частями общества являются люди, индивиды. Их базисным свойством будет стремление к самосохранению. Таков результат анализа, исходя из которого, Гоббс стремился объяснить социальные явления вроде солидарности, взаимодействия, свободы и т. д. В результате, объясняются они не божественными заповедями, а стремлением каждого индивида к самосохранению.  При этом Гоббс принимает в расчет три источника конфликтов: страх, соперничество и стремление к славе. Наиболее важным является страх. Именно страх приводит человека в политически организованное общество, в котором запрещается борьба всех против всех за сохранение собственной жизни, но остаются экономическое соперничество и борьба за славу.

В природном состоянии каждый живет в страхе, особенно в страхе перед внезапной смертью. Пока каждый не доверяет другому и воюет с ним за материальные блага, он мало что может сделать для изменения такой ситуации. Стихийный (спонтанный) разум подсказывает индивиду, что наилучшим способом сохранения его здоровья и жизни является защита самого себя, то есть участие в войне против всех. Однако на пользу каждому пошло бы, если бы все индивиды согласились упорядочить общество с помощью власти, которая охраняет жизнь и здоровье каждого. Как этого можно достичь? Это очень важный момент теории Гоббса. С одной стороны, с точки зрения эгоистической заинтересованности индивида в обеспечении жизни и здоровья, естественное состояние является менее удовлетворительным решением проблемы, чем упорядоченное национальное государство. Но разум в его стихийной форме – это только средство в борьбе за существование. Он правильно подсказывает, что лучше всего для индивида быть всегда готовым к войне. Индивид просто не может изменить это состояние. С другой стороны, Гоббс рассчитывает на просвещенный эгоистический интерес, который более вдумчив и дальновиден. Этот интерес говорит, что упорядоченное общество является наилучшим. Трудным моментом здесь оказывается объяснение того, как различные индивиды приходят к согласию действовать на основе вдумчивого, дальновидного, а не стихийного разума. Другими словами, как они могут объединиться для создания общего государства? Проблематичным является, главным образом, не то, что мы можем сомневаться в том, как на самом деле осуществлялись соглашение и объединение. Ведь дальновидный разум, который выводит человека за пределы природного состояния, в реальности беспомощен до тех пор, пока люди живут в естественном состоянии. Рассуждая "от обратного", мы можем сказать следующее. С помощью нашего теперешнего разума мы видим, что если бы люди оказались неразумными, то продолжалось бы естественное состояние и что тогда дальновидный разум как высшая форма разума был бы утрачен.

                5. Общественный договор. Государство как единый организм

Но если мы уже фактически имеем общество и говорим, что оно является выражением соглашения между эгоистическими индивидами, продиктованного общим, дальновидным и просвещенным интересом каждого, то, следуя Гоббсу, мы можем попытаться понять общество в качестве основанного на разумном общественном договоре. Для Гоббса именно общественный договор конституирует общество. Это объясняет общественные явления как в политике, так и в остальных общественных сферах. Объединенное таким образом множество людей называется государством,  Левиафаном. Это – создание искусства и фактически является искусственным человеком.  Верховная власть – его искусственная душа. Договоры и соглашения, при помощи которых первоначально был создан Левиафан, занимают у Гоббса место божьего повеления, когда тот сказал: «Да будет человек».

Итак, государство образуется благодаря договору, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государственного организма. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса – стремление к самосохранению – предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей, человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Гоббс рассматривает государство как сосредоточение физической силы в одном организме. Без физической силы договор может быть нарушен. Только она предотвращает людей от нарушения договора, который был заключен для защиты жизни и здоровья каждого. Используя часы в качестве модели, мы можем сказать, что стремление к самосохранению выступает в роли гирь - силы природы, а правитель играет роль маятника, дисциплинирующего, управляющего фактора. Основываясь на описании базисных элементов, Гоббс указывает, что может быть понято в качестве болезненного состояния и что - в качестве здорового состояния. При этом Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.

                6. Суверен и абсолютная власть

Как большинство современных ему политических мыслителей Гоббс выделял всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию Гоббс не одобрял из-за того, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведёт к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделённой власти.

Гоббс не думает, что договор, который привел к созданию государства, это договор между королем, с одной стороны, и народом, с другой. Это договор между индивидами. Лицо, становящееся главой государства, в этом договоре не оговаривается.

 Для Гоббса очевидно, что власть должна быть единой. Второстепенным является сосредоточение этого единства в короле или парламенте. Важно лишь то, чтобы существовал орган, обладающий физической властью, которая могла бы реализовать верховенство государства. Согласно Гоббсу, демократия и разделение властей являются разрушением единства (сосредоточения власти в одном органе), которое делает возможным государство.

Интересен перечень причин (не считая иностранного завоевания), вызывающих распад государства. Это – предоставление суверену слишком малой власти; разрешение личных суждений подданным; теория о том, что все, что против совести, является грехом; вера во вдохновение; доктрина о том, что суверен должен подчиняться гражданским законам; признание абсолютного права частной собственности; разделение верховной власти; подражание грекам и римлянам; отделение светской власти от духовной; отказ суверену в праве на налогообложение; популярность могущественных подданных и свобода спора с сувереном. Всему этому было множество примеров в тогдашней истории Англии и Франции.

Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса – неограниченна.   Права собственности имеют силу только в отношении других подданных, но не в отношении суверена. Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности, и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение, как ему угодно. Суверен имеет право регулировать внешнюю торговлю. Он не подчиняется гражданскому праву. Его право наказывать исходит не из какой-либо концепции справедливости, но потому, что он сохранил свободу, которой все люди обладали в естественном состоянии, когда ни один человек не мог быть наказан за нанесение обид другим. Что касается свободы подданных, они свободны там, куда не распространяется действие законов; это не является ограничением верховной власти, так как действие законов могло бы быть распространено, если бы этого захотел суверен.

 Допускается, таким образом, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и т. д. Восстание неправильно и потому, что оно обычно неудачно, и потому, что, если оно удачно, оно дает плохой пример и учит восставать других. Аристотелевское различие между тиранией и монархией отвергается, «тирания», согласно Гоббсу, – это просто монархия, которую употребляющий это слово не любит.  Гоббс предоставляет государю право на цензуру. Суверен на законных основаниях решает, какие взгляды являются опасными и какие мнения могут быть доведены до сведения народа. Все учителя должны быть исполнителями воли суверена и должны учить только тому, что считает полезным суверен. Гоббс считает, что не должно быть большой трудности в том, чтобы научить людей верить в права суверена, так как не были ли они обучены верить в христианство и даже в пресуществление, что является противоречащим разуму? Нужно выделить дни для изучения обязанностей подчинения. Обучение народа зависит от права обучения в университетах, за которыми поэтому должен быть тщательный надзор. Должно быть единообразие вероисповедания: религия устанавливается сувереном.

Подданные не имеют прав в отношении монарха, за исключением тех, которые суверен уступит добровольно. Когда Давид присудил Урию к смерти, он не оскорбил его, так как Урия был его подданным, но он оскорбил Бога, потому что он был подданным Бога и не повиновался закону Бога. Древние авторы своими похвалами свободе привели людей, согласно Гоббсу, к тому, чтобы они стали одобрять бунты и мятежи.

Внутреннее сопротивление правителям он осуждал даже тогда, когда оно, кажется, возможно наиболее оправданным. Например, он считал, что св. Амвросий не имел права отлучать от церкви императора Феодосия после резни в Фессалониках. И он яростно осуждал папу Захария за его помощь в низложении с престола последнего из Меровингов в пользу Пипина.

                7. Условия, когда общественный договор может быть пересмотрен

 Может показаться, что Гоббс безоговорочный сторонник абсолютизма. Однако эта позиция является условной. Ведь для Гоббса фундаментальным является индивид, а не суверен. Именно борьба между эгоистичными и изолированными индивидами является источником существования государства и монархии, которые выступают всего лишь средствами для обеспечения самосохранения этих индивидов. Если монарх утратил контроль над обществом - так сказать, более не обеспечивает безопасность индивидам, то каждый должен снова полагаться на самого себя. В этом случае мы возвращаемся к состоянию анархии, к гражданской войне всех против всех. Поэтому возникает необходимость в новом договоре и новом правителе.

  Законы человеческого поведения Гоббс рассматривает как законы природы и утверждает, что они являются нормами или общими правилами. Первый и основополагающий естественный закон гласит: каждый должен стремиться к состоянию мира, если он обладает возможностью достичь его. Все естественное право содержится в правиле: если человек не обладает возможностью достичь состояния мира, то он должен искать и использовать все средства и преимущества, которые ему предоставляет война.  Человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого нет силы защитить его.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190