Начало: "ОСОЗНАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ И ГОВОРЯЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" http://proza.ru/2024/11/20/679
«Просветление случится только с теми, кто много делает для этого, но никогда не случится вследствие того, что они делают. Действие не является причиной просветления. Действие – только причина, создающая ситуацию, в которой можно попасть в катастрофу (просветление). И всё!»
© Раджниш
Содержание сознания напрямую зависит от моментов, когда в нас возникает субъективное «переживание истины», – «момент истины» (как в романе Владимира Богомолова «В августе сорок четвёртого»).
А не пережитое как событие не вносит ничего нового ни в сознание, ни в душу – душу как структуру, отвечающую за целостность.
Сколько ни запихивай в человека словесно-логической информации, действовать он будет в соответствии с субъективным переживанием истины. Именно эти переживания определяют его существо, его миро-отношение, причём вне зависимости от того, веру в какую систему он декламирует на словесном уровне.
Усвоенное логическим путем, не ставшее субъективным переживанием, никогда не станет верой.
В этом также суть реального воздействия на человека и проблема его реальной трансформации из личности в сущность, где «сущность» – это уже душа, не только отвечающая, но и действительно обеспечивающая целостность изделия «Человек», которое сотворено «по образу и подобию».
Есть вера как осознанная (или неосознанная) преданность, есть доверие – то, что до веры; есть уверенность – то, что у веры «рядом».
Уверенность строится на экстраполяциях «так у всех», «так всегда» и т.п. Однако это не принимается безоговорочно, то есть уверенность имеет свои границы и может срабатывать по-разному.
Доверие – это как бы вера авансом, то есть временная вера. Не случайно многие и часто говорят: «Доверяй, но проверяй».
А вера связана с субъективным переживанием истины. Оно и рождает веру.
Знания – это только объективная данность, они играют очень малую роль в мотивации.
И только те знания, которые превратились в доверие, в веру, врастают и становятся «плотью» психики. Можно сказать: «доходят до души».
Но чтобы они «проникли в душу», вошли в субъективный мир, – без переживания не обойтись.
Поэтому на рынке переживания ценятся. И конечно налажено их производство и торговля ими. Даже придумали удобного Бога: типа Он нам даёт, а мы потребляем.
Это всё и привело человейник к наблюдаемым ныне последствиям.
Только научившимся внутри себя управлять структурой переживаний не нужно покупать эмоции и им не страшны торговцы переживаниями.
Как этому научиться? По определению, только внутри, в так называемом внутреннем мире. А начать учёбу нужно с разбиения этого мира на две части: область купленного и область своего, не разрушаемого даже под гипнозом. Не разрушается то, что построено не на песке, а на камне – об этом знают читающие Евангелие. Там же можно узнать, что в каждом есть храм Божий.
Но узнать, как уже говорилось, мало. Надо сильно захотеть до этого храма добраться. Проблема в том, что «сильно захотеть» – это страсть, это с точки зрения «логики здравого смысла» – без-умие. Добираются до храма только те, кто без ума от Бога. А «безумие от Бога» в нашем мире одно – любовь.
Вивекананда рассказывал притчу: одному человеку очень мешала гора, которая заслоняла доступ свежему воздуху и солнцу. Он сказал: «Как написано, вооружившись верой, я сдвину эту гору». Открыл окно и взглянул на гору в последний раз – потому что та сейчас исчезнет. Потом закрыла глаза и сказал: «Я верую. Гора, убирайся!», и повторил это трижды, потому что думал, что с одного раза такое может не случиться. Потом открыл глаза – гора была на месте.
Если ты думаешь, то просимое может не случиться, – ты не выполнил условие веры.
Вера может двигать горы – но ВЕРА! Вере не нужно повторять трижды. Это сомнение говорит трижды. Сказано – и всё. Вера даже не откроет окошко, чтобы смотреть. Вера может быть только полной, на уровне дерзания, даже дерзости, – иначе это не вера.
Во многих духовных учениях присутствует дерзкая попытка описать неописуемое. Любая духовная деятельность невозможна без веры с дерзновением, но каждый раз тебя «цепляет» за такую вот зацепку.
Есть много формулировок на эту тему: «Бог живёт внутри тебя», или «Храм ты должен построить внутри себя» и т.д. и т.п. Когда это читаешь как художественную литературу, всё замечательно. А переживания не случается. Пытаешься пробиться, уговариваешь, подбадриваешь себя, строишь образы – бесполезно.
Почему?
Да потому что переживание иной жизни как материального существования невозможно! В материальном смысле ТАМ – пустота. Человек не в состоянии обнаружить себя в пустоте. Он попытается туда затащить какие-то кусочки прежних реальностей, субъективной и объективной, и в результате оттуда выпадает…
Почему так? И почему, когда всерьез начинаешь думать о смерти, ты не можешь пробиться к переживанию и осознанию?
Потому что стоит такой защитный механизм, а если это делать всерьез, то умрёшь.
А вот в жизни «тутошней», материальной может случится – бах! – просветление!
Ни с того ни с сего!
Дело это индивидуальное, но в любом случае это действительно событие. Сколько к такому ни готовься, всё равно – событие, потому что это необратимый ход. Необратимый потому, что оказываешься… типа в раю. Там есть всё, чего человек желает: настоящая любовь, настоящие эмоции, знания – словом, всё, что доступно человеку. Но ты это тут же покидаешь, – и возврата нет. Тебе туда, куда шёл твой поезд, куда идут все поезда… Хотя кому-то может ближе трамвай…
Не зря у многих народов существует тождественность между любовью и смертью. Говорят: «любить до смерти», «умереть от любви».
Всякие многие предания есть о переживании личной смерти, которое испытывали входившие в Царство Любви. Или, если уточнить без романтики – которые подходили к смерти эго, т.е. своего эгоцентрического мироощущения.
Человек, вошедший в Любовь, просто не может сохранить эгоцентрическую картину мировосприятия и мироощущения, происходит переход в качественно иное бытие.
Но обычный «наш человек» (человек от мира сего) не может любить. Потому что не может верить, потому что в нём нет ничего, что могло бы верить. Только в мире Любви существует Вера.
В мире разума существует лишь доверие – то, что до веры, и то, что перед ней – предверие.
А можем ли мы получить хотя бы не предверие, а предощущение того, о чём взялись здесь размышлять? У некоторых такой шанс есть. Не у всех, конечно же, и не потому, что кто-то хуже или лучше, а просто потому, что это потребует другого отношения к себе и к ситуации.
Мы перестали любовь ценить, она стала обыденностью. А как всё настоящее, настоящая Любовь – большая и часто трудная работа. В человеческом языке нет более адекватного слова – работа в смысле творческого труда, такого труда, в котором человек не смотрит, закончился рабочий день или нет. Такого труда, когда человек забывает об отдыхе и не нуждается в нём. Когда забывает есть, пить, спать, потому что он не может её не делать, – в этом смысле работа. И другого способа просто нет.
Почему же всё-таки работа, а не как пишут, «блаженство» и всё такое прочее?
Любовь в любом её проявлении – это всегда снятие дистанции между собой и тем, на кого она направлена. Что такое снять дистанцию? Это прежде всего полностью изъять любое проявление самости и самолюбия. Дать прикоснуться к себе в самой сокровенной глубине своего существа.
В этом плане ВСЕ люди в их бесконечном разнообразии и в их психологической специфичности для человека (как мы с вами знаем, человек для человека является сверхраздражителем) – точнейшая регистрация наличия или отсутствия Любви.
Поэтому способность или неспособность к Любви лучше всего определяется не в райском шалашике, не в келье, а на базаре жизни.
А теперь представьте, что прямо перед тобой вонючий бомж. Можно ли в этот момент вспомнить о Любви? Если она есть, то можно, потому что Любовь – не умиление или умаление, не сюсюканье и не жалость. Просто нужно так сосредоточиться, так настроиться, чтобы… Но так просто не выходит ни у кого.
Нельзя убрать, вытеснить часть своей субъективности с умозрением, не вместив часть объективной реальности. Наше сознательное «я» – на границе этих реальностей. Чтобы его нейтрализовать (в смысле сделать нейтральным), надо принять себя реального и потом от себя отказаться, – не сделав этого, не войдешь в мир Любви.
Быть влюбленным – значит быть безумным. Безумным в плане умозрения, основа которого – или присвоение себе, или торговля. В явной и скрытой форме умозрение – всегда расчёт. Но, как известно, бесконечность расчёту не подвластна. А поскольку Любовь имеет прямое отношение к бесконечности, то всякое исчисление её уничтожает.
Но отказаться от умозрения или, говоря иначе, сойти с ума… не в смысле психически заболеть, а в смысле сознательного отказа от ума как единственной опоры, – для большинства это за границами всех наших реальностей.
А опора для Любви в другом – в отдаче без учёта себя, без исчисления своей выгоды. Только когда человек осознает величие и великолепие Божественных механизмов, осознает на уровне благоговения, у него появляется шанс осуществить «сошествие с ума»…
Только через Любовь можно прикоснуться к Божьему Царству, которое и есть Царство Любви. Понятно, что это невозможно без Бога. Хотя бы потому, что Любовь есть Бог, а Бог есть Любовь. Это Евангельская истина и в этом Евангельская весть. Мало того, Любовь – она от Бога, и не всем даётся.
Я всё никак не мог взять в толк, почему отцы-святители говорили, что Любовь – это преддверие свободы. Когда зависимость, пусть и от любви, – какая ж тут свобода?!
Это тоже такое странное для умозрения осознавание – что только войдя в мир Любви, можно войти в мир свободы.
Ибо мир Любви есть предельно заполненное пространство. Мир Любви – не келья, не храм уединения, не гнездышко, где воркуют. Там нет пустого места, куда можно спрятаться или что-то спрятать. Мир Любви – это так называемое слияние с Богом и слияние в Боге с Его мирозданием.
Это не струйка, текущая из крана по моему желанию: скоко открутил – стоко и течёт. Это такое количество психической энергии, которое превосходит все возможные у нас фантазии и абстракции.
Возникает огромное количество вопросов – как без этого? Любовь как истина: когда она есть – вопросов нет. Когда есть вопросы, значит, нет Любви. Только у истины нет вопросов, но и истины в нас с вами, увы, нет.
Продолжение: "ЛИШЬ ЛЮБОВЬ ВО ВСЁМ ВСЕГДА ВИНОВАТА" http://proza.ru/2024/11/24/1124