---
Цивилизация возникла 45 веков назад.
Цивилизация остановилась 3 века назад.
===
Учёные в 21-м веке постепенно продвигают современную гипотезу, что существовал второй центр развития человечества, помимо Африки, в самом сердце Сибири, на Байкале.
Вокруг Байкала роится множество рек и речушек, есть крупные, есть помельче, но все они питаются также духом Байкала, с его могучей гидрологией, где весь этот гидрокомплекс специалисты называют Байкальской речной цивилизацией, Байкальским Треугольником.
Цивилизации Цивилизационной платформы Восточной Сибири не зависели от земледельческих циклов. Пеший путь к океану для неё заперт был суровыми условиями полярного севера. Он был очень сложным по рекам, через Енисей и Лену. Так что все пути для контактов, торговли выводили на внутренне море, на Байкал.
===============
Байкальский цивилизационный оазис, со всех сторон замкнутый на горные и речные запоры, позволил людям, осевшим здесь, создать особую социокультуру взаимодействия, уклад хозяйственной деятельности. Именно Байкал, в оперении рек и речушек, как добрый дядька помог приспособиться, прилепившимся к нему общинам, к местным условиям жизни. В сущности, это всё сделали вместе, человек и природа, создав, сформировав, систему выживания цивилизационного уровня, породив соответствующий социокультурный менталитет у таёжников.
Учредители Байкало-речной цивилизации, протобуряты, эвенки, тунгусы. Отдельные племена сложились вокруг Байкальских приречных зон уже в неолите и бронзовом веке, как раз в последний период исхода остатков арийцев в сторону Южного Урала. Это были хвосты последней миграции, которые не обладали былой мощью по причине малочисленности, но способностей к выживанию у них было предостаточно.
Здесь в треугольнике между Леной, Ангарой, Байкалом и Северным океаном за последние 5 тысяч лет встречались самые разные племена, они жили и порознь, и вместе, создавая общую цивилизационную платформу взаимодействия, привлекая и создавая новые и старые этнические группы и народы.
================
Байкальская речная цивилизация отличалась тем, что существовала в замкнутом социокультурном пространстве, в качестве крепостных стен ей природа предоставила гидрологический комплекс, трудно преодолеваемый мигрантами как с Востока, так и с Запада. Проход возможен был только с Севера, но за время пути в Байкальский Треугольник, мигранты полностью ассимилируются, ибо это путешествие на несколько поколений.
После прохода через Байкальский Треугольник организованных арийцев в 3-м тысячелетии до Рождества Христова, замкнутость Байкальского Оазиса была разомкнута, по проторённым арийцами путям в эти места хлынули другие мигранты, состоящие из не нашедших себе места в своих общинах мятежников, героев, купцов. Сложившийся за сотни лет цивилизациум был разорван.
Однако вскоре пришедшие буяны были ассимилированы, ни они, ни их потомки не смогли найти в себе достаточных сил, чтобы самоорганизоваться в своих общинах, выработать социокульты выживания, растворившись в бурятах, эвенках, байкальцах.
===============
Освоение Прибайкалья всегда было связанно с водой, с реками, с прибрежьем. По этим путям осуществились торговые, общинные, промысловые, сватовские и миграционные контакты. Прибайкальские реки прочертили программу развития Байкальской речной цивилизации. Сама эта близость рек, речушек и ручейков, берегов Байкальской цивилизационной платформы, создавала тысячелетиями социокульты народного единства и содействовала межобщинноому объединению и Прибайкалья, и Забайкалья, и Байкальского цивилизационного Треугольника. Основные гидроузлы этой триады, Лена, Ангара и Байкал задали программу освоения Восточной Сибири и юга Якутии.
Здесь не было никогда городов, все торжища устраивали прямо на берегу или на кораблях. Строить города там, где только один подход со стороны воды, смысла нет. Вода брала здесь на себя функцию и кормилицы, и торгово-миграционного пути.
Любой житель Байкальского Треугольника держит карту местных гидропутей со всеми их тысячами поворотов, водопадов, и скрытых под водой опасностей, в голове. Эта карта зафиксирована у него в результате многотысячелетних путешествий его предков по этим местам. Он поимённо знает все общины, их рода, чем занимаются, что привезти им в подарок. А лучший подарок в тех местах был всегда сват с женихом и невестой.
==========
В народах цивилизации почитался культ Воды Матери, которые олицетворялся у них с рыбами. Они клали их в могилы своих усопших, полагая, что каждая из таких рыб была долей, отдаваемой Воде-Матери. Вода рек и Байкала отвечала на почитание себя тем, что дарила таёжникам оздоровительную воду, которая их лечила от покусов зверей и комаров, от ран, усталости, голода, и старости.
Из промыслов в Байкальском Треугольнике главным был пушной. Пушнину отправляли через Ангару и Лену на другой берег, где её обменивали на нужные в быту товары, ножи, женские украшения.
Благоприятные и удобные условия в Треугольнике позволяли таёжникам сохранять свои социокульты на цивилизационном уровне без участия внешних управляющих властей. Всё решалось по понятиям, изустно, договаривались не на сезон, а на несколько поколений.
=============
С приходом сюда в 16-м веке по Рождеству Христову русо-славян, цивилизационный контур Треугольника был разорван, русские купцы, первопроходцы, царские землеустроители, священники, казачьи атаманства, мошенники, проходимцы и протчая и протчая невидаль для здешних мест, проложили через природные заборы проходы, развязав замкнутое на несколько тысяч лет пространство Байкальской речной цивилизации. К 18 веку Христовой веры цивилизационный оазис вошёл в состав Русской цивилизационной платформы.
============