11 Первые шаги колхозной жизни в Курьяново

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава:   http://proza.ru/2024/11/19/257

        Иллюстрация из интернет
       
        1 Строительство общих загонов.
        2 Пропагандист приехал из города. Учит - как надо жить в колхозе.

        Вскоре после организационного колхозного собрания городские организаторы, агитаторы и сопровождающие их красноармейцы отбыли из Курьяново для проведения дальнейшей 100 %  коллективизации сёл и деревень Тульской области. Курьяновские сельчане остались на прежнем месте жительства, но уже в качестве колхозников с новым главой и другими, непонятными пока условиями существования. О порядках в колхозе они пока практически ничего толком не знали.

        Что делать и за что браться? Вот всю скотину, включая пернатенькую живность, надо будет вести на общественные места их проживания. А где они - эти места? Ничего ведь нет. С этого и предстояло начать. Надо было строить общественный коровник, конюшню, овчарню, свинарник и птичник.

        Сначала занялись определением места расположения всех этих построек. В нашем случае этот вопрос решался достаточно просто – разместить их на обширных, мягко-холмистых лугах, через которые протекает речушки Вырка. Есть здесь место и строения поставить, и сделать ближний выпас, и хватит просторов для постоянного вывода скотины на кормление. Водопой – опять же под рукой (прямо в рифму выскочило). Прикинули размеры будущих сооружений, исходя из наличия голов их будущих обитателей в настоящее время и на перспективу. Теперь можно было приниматься и за работу.

        Всех деревенских мужиков распределили по бригадам. Самая большая бригада была ориентирована на заготовку и вывоз строительного леса.  Благо лес был кругом, деревья которого были вполне подходящими для строительства. Стволы необходимо было очистить от коры («ошкурить»). Этим будет заниматься  другая бригада заготовителей брёвен. Остальные бригады в количестве, равном  числу строящихся объектов, развозили ошкуренные стволы по местам их дальнейшего использования. Начали каждую постройку, конечно, с фундамента. Дело пошло.

        Женщины в этот период времени продолжали в основном заниматься домашними делами, к которым теперь добавились и работы, ранее выполняемые мужчинами. Так что все были при деле.

        По вечерам колхозников частенько созывали на собрания, на которых их информировали о международном положении, о твёрдой поступи колхозного строительства в Тульской области и в стране в целом, о задачах, стоящих буквально сегодня-завтра прямо перед ними.

        Обсуждался и главный вопрос – учёта и оплаты труда колхозников.  Подробного, детального ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих пока не было. Был лишь ориентир – бригадир в каждой бригаде ведёт учёт количества выходов на работу всех членов его бригады. Предполагалось, что за рабочий день  каждый колхозник зарабатывает один трудодень. «Сверху» было выпущено пояснение, что каждый колхозник в год должен был заработать не менее 270-ти  трудодней. Иначе - его могут посчитать за тунеядца и для исправления отправить в трудовой лагерь, где, как известно, свои нормы учёта и оплаты труда.

        Основной расчёт с колхозниками будет производится осенью после сдачи государству собранной продукции сельского хозяйства в количестве,  определённом планом-заданием «сверху». Этот план будет ежегодно определяться заранее – ещё ранней весной. до начала посевной компании. Вся сельхозпродукция, которая останется в колхозе после выполнения плана сдачи продукции государству, будет поделена на общее количество выработанных всеми колхозниками трудодней. В соответствии с такими расчётами будет определена фактическая «стоимость» одного трудодня, исчисленная в натурально выраженном  продукте.

         Всё, вроде бы, понятно и на первый взгляд – вроде бы и толково. Но дело-то ведь - новое. И сразу возникает масса вопросов. А как будет заранее формироваться и задаваться колхозу план сдачи продукции государству в натуральном выражении? Природа – она ведь не поточная линия на заводе, производительность которой хорошо известна. Какой будет погодный сезон в том, или ином году? Кто это заранее сможет предвидеть? Кроме того, работа бывает разная по своей сложности и трудоёмкости. Одно дело – гусей на речке пасти; другое - пахать, сеять, или лес зимой рубить и вывозить. Колхозница-доярка, рабочая на сенокосе, жнивье в поле, или подсобная работница при кухне? Это же совершенно разные трудозатраты! Как всё это можно взвесить и оценить одним показателем – «трудодень»?

        Ответов на эти и многое другие вопросы пока не было.

        «Дело – новое! Поживём – увидим» - с такими присказками расходились новоиспечённые колхозники с собраний.

        Следующая глава:  http://proza.ru/2024/11/26/1419