---
Цивилизация возникла 18 веков назад.
Цивилизация остановилась 2 века назад.
===
Буддийские социокультурные остовы религиозного типа уровня цивилизации проникли в Китай через 7 веков после объявлении Будды. Как всегда, новые идеи первыми несли купцы, ведшие свои караваны по Великому Шёлковому пути, который шёл через Центральную Азию. Слухи появлении где-то там, на Северо-Западе, в Центральной Азии, мудреца с простым и запоминающимся именем Будда, появились, когда Христос ещё был в лоне матери, если был, в конце позапрошлого тысячелетия.
Историк и специалист по ранним цивилизациям Квигли при составлении своего каталога цивилизаций упомянул о Буддийско-Китайском социокультурном комплексе. Он причислил эту цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически.
==============
Как учение, и даже как новые скрижали Китайской цивилизации, Буддизм обосновывается в Китае с появлением монахов со стороны Тибета, а затем и миссионеров из Индии в начале 1-го века Христианской Веры.
Учение Будды настолько захватило умы знати китайской, что к середине 1-го века по Рождеству Христову с буддизмом знакомится императорский двор Империи. С этого момента буддизм распространяется не только монахами среди народа, но и сверху, указами знати.
=============
Знать с середины 1-го века по Р.Х. раз в год торжественно возносит жертвоприношения основателю даосизма Лао-цзы и Будде. На торжествах присутствует всегда семья императора. Буддийские сутры, записанные на золотом китайском пергаменте, привозит буддийский монах, сам весь в золотой одежде и на белой лошади. Первые такие торжества происходили в городе в Лоян, тогдашнем политическом центре империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди.
По преданиям здесь же, в Лояне в конце 1-го века по Р.Х. был построен первый в Китае буддийский монастырь, названный Храм Белой лошади.
================
В середине 2-го века по Р.Х. появляется первая сутра буддийских правил на китайском языке.
К середине 4-го века по Р.Х. буддизм в Китае значительно укрепляется, чему способствует поддержка верхушки императорского двора. В образованной среде тогдашнего китайского общества особую популярность приобретают различные буддийские доктрины с проповедями нирваны, сансары, познанием человеком его подлинной природы.
===========
На начальном этапе продвижения буддийских скрижалей китайцам монахами были предложены упрощённые социокульты Будды, типа хинаяны, махаяны, медитации.
Поначалу буддизм входил в китайский цивилизациум в формах, очень схожих с даосизмом, традиционной китайской религиозной культуры. Появилось масса легенд о родстве учения Дао и Лао с Буддизмом, даже о дружбе учителей.
Начиная с 5-го века Северный Китай настигает миграционная волна кочевых племён, которую вовремя для себя оседлали буддийские проповедники. Буддизм быстро принимали смешанные этносы, не имевшие твёрдой опоры в новом для себя мире. Буддийские монахи в это время сделали упор на различные магии, смешавшись с шаманизмом, который культивировался среди кочевников.
=============
Для императорской власти северных регионов Китая, принятие мигрантами буддийских понятий тоже было выгодно, она таким образом укрепляла свою власть во всех трёх сферах влияния. Северные Императоры Китая поддерживали крупнейшие буддийские школы, которые заложили основы буддизма на китайском языке.
В Китае в 5-м веке по Рождеству Христову открываются несколько десятков религиозных даосских школ, провозгласивших несколько основных буддийских учений, о воздаянии, о космогонии, что приводило к сближению даосизма с буддизмом.
===============
В 6-м веке Христовой веры буддизм становится не просто одним из религиозных учений на территории Китая, он становится одним из основополагающих социокультов Китайской цивилизации, пронизывая все её слои, чему немало способствовали Императоры династии Лян.
Постепенно буддийские общины становятся крупными землевладельцами, сдававшие землю в аренду земледельцам, а деньги знати в рост и денег и самой этой знати. Преимущество буддийских социокультов в Китае перед традиционными китайскими религиями было в том, что он составил с ними единый комплекс.
В 6-7 века по Рождеству Христову буддизм приобретает китайское лицо, здесь в это время сформировались школы китайского буддизма, который затем распространялся на территории Дальнего Востока. Из основных школ и характеристик Китайского Буддизма того времени специалисты выделяют созерцательность, тяньтай, тантризм.
================
В течение следующих 8 и 9 веков по Рождеству Христову буддийские общины, на санскрите называемые сангхи, поддерживались знатью императорских дворов. Китайская цивилизация этой эпохи по праву называется Буддийской. Однако, к середине 9-го века община начала индуизировать китайское общество, монахи читают свои притчи на индийском языке или на санскрите, в буддийские храмы приходит много отшельников индийского происхождения.
Вокруг китайских императоров появляется не просто буддийское лобби, но индийское. Законы и указы императоров перефразируются в пользу индуитов. С этим не захотел мириться император У-цзун, начавший беспощадную борьбу с засильем буддийских общин. Начались экономические и миграционные репрессии. К концу 9-го века по Р.Х. Буддизм в Китае переживает упадок.
============
Сангха, буддийская монашеская община, была послушным организованным инструментом в руках китайской знати при реализации китайских, не всегда популярных, программ, с другой стороны, буддизм начал сливаться с народными культами, входить в его традиционные верования, в фольклор, сангхи оказывались зачастую под частным влиянием отдельных социальных организаций и групп.
Тем не менее, Буддийская Китайская цивилизация продолжает существовать, в Китае возникают различные секты смешанного верования, с буддийским субстратом разного наполнения. Наступила эпоха постбуддизма, когда стали проповедоваться идеи Белого лотоса, Мирового Хаоса, Белого Солнца, неяркие представители буддизма, уже не претендовавшие на полную власть над сознанием коренных китайцев.
Буддизм находит для себя новые сферы, за пределами сангхов, своих изначальных общин. Идеи буддизма входят в философию, в литературу, в искусство Китая. Буддистские уже не монахи, а учёные знакомят Китайскую общественность не на религиозной основе с индийской логикой, математикой, астрономией, медициной. Буддийскими идеями вдохновляются китайские писатели, поэты.
=============
Процесс взаимодействия Китайской и Индийской религиозных традиций переходит в иные сферы, оказавшиеся не менее плодотворными. Эти новые традиции, в основе которых был буддизм, из Китая распространяются в другие страны Дальнего Востока, но с китайским генокультом.
Несмотря на то, что в дальнейшем буддизм как религиозно-культурное движение продолжало развиваться в Китае, её внутренняя социокультурная система, Буддийская, перестала функционировать как цивилизация.
============
Начиная 18 века китайский буддизм растворился в конфуцианских и даосистских культурах, лучше воспринимаемых нарождавшимися национальными цивилизациями.
============