Н. В. Гоголь Ревизор

Галина Свинцова
    Лекция учителя литературы Ф.К.Новикова - 1966 г.

      "Показать Русь хотя бы с одного боку" - такую задачу поставил перед собой Гоголь, получив от Пушкина замечательный сатирический сюжет о чиновнике, который обманул "архиплутов и протобестий", какими была полна бюрократическая Россия времён Николая I.
      Только Гоголю мог поручить великий Пушкин этот остросатирический сюжет. Сам же он не решался взяться за сатиру, ибо не дозрел до неё, сказавши про роман "Евгений Онегин": "Если бы я взялся за сатиру, то у меня мостовая затрещала бы". А Гоголь нашёл в себе гражданское мужество поэта, который взвалил на себя тяжкое бремя сатирического писателя.
      Им взят провинциальный город, каких было много в России (вспомним горьковскую Окуровскую Русь: столиц-то всего две - Петербург и Москва, 52 губернских города, а остальное - провинция!). Ведь от этого города, где царствует и властвует Сквозник-Дмухановский, "хоть три годы скачи - ни до какой границы не доскачешь".
       Гоголь особенно настаивал на реальном воплощении сценических образов его героев, ибо каждый из них - тип, который потряс крепостническую и бюрократическую Русь до основания. Даже сам Николай I был потрясён разоблачительной силой комедии, сказав: "Всем попало. А больше всего мне".
       Действительно, царский режим узнал себя в морде Сквозник-Дмухановского. А основные, движущие комедию герои - это смех и страх, а всё остальное - это лишь уродливые маски пошлого и подлого бюрократического общества реакционной России. Взяточничество и казнокрадство дошло в ней до такого предела, что царское правительство не могло приостановить всеобщего грабежа, почему и вынуждено было прибегнуть к комедии Гоголя, как к сдерживающему центру, который посрамил эту "корпорацию воров и мошенников, возглавивших русское государство". (Белинский).
       В чём причина, почему "сосульку и тряпку" Хлестакова приняли за государственного человека? Страх за разоблачение собственных подлостей волновал чиновников этого захолустного городка. Всенародное осуждение потрясало их. Вот почему Сквозник-Дмухановский доверился письму Чмыхова и сплетням Добчинского и Бобчинского, вот почему он не пожалел взяток, чтобы "умаслить ничтожного петербургского чиновника". Но тем более страшна ему правда, и тем более он говорит своим сослуживцам, а одновременно и публике: "Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!". "Да, если Господь Бог хочет убить человека, то лишит его разума!".
А городничий ведь не глуп: трёх губернаторов обманул.
       Да и Земляника, этот "свинья в ермолке" - тоже не дурак, а все поддались массовому психозу - и опростоволосились. Чиновники боятся разоблачения "своих грешков". Гоголь последовательно, в мелочах, в деталях раскрывает хитрую механику взяточничества и казнокрадства, превышения власти чиновниками. Городничий вошёл в стачку с купцами, чтобы 30 тысяч казённых денег положить в карман, тогда как на починку моста ушло не более 100 рублей. Он же присвоил казённые деньги, отпущенные на благоустройство города, а чтобы "втереть очки" ревизору, приказал сделать распланировку, поставив шесты с пучками соломы на месте пустыря.
       Судья Ляпкин-Тяпкин занимается волокитой и берёт взятки борзыми щенками, охотясь на угодьях тяжущихся помещиков. Попечитель богоугодных заведений Земляника, этот "свинья в ермолке", вместе с доктором Христианом Ивановичем Ибнером составляет капитал на лекарствах, кормит больных протухшей капустой и утверждает: "Простой человек, коли помрёт, так и так помрёт, а коли выздоровеет, так и так выздоровеет". Почтмейстер Шпекин - любитель читать чужие письма - вот оно, общество чиновников!
       Не лучше и жёны чиновников. Пока их мужья карабкаются до вершины бюрократической лестницы, они воображают себя светскими дамами, гадают на картах и - модничают. Хотя по части культуры - слабоваты. Этим и воспользовался ничтожный петербургский чиновник Хлестаков, пустивший пыль в глаза "провинциалам". Он "престранно себя аттестует", живя две недели в паршивом номере гостиницы, но объявляя себя "важным государственным человеком". Он завирается по пословице: "Чем дальше в лес - тем больше дров". Но чиновники, хитрые и подлые, верят ему, потому что привыкли и сами не платить ни копейки за "взятое в долг без отдачи".
       В нём (Хлестакове) сочетались нахальство и наглость с трусостью и подлостью, и он пишет к "душе Тряпичкину" на Почтамтскую улицу, как он обманул "чинодралов".
       Умный Осип, слуга Хлестакова, разоблачает прошлое барина. Сын саратовского помещика, ничтожный, жалкий, пошлый и подлый, он живёт на отцовские денежки, кутит напропалую, но ничего создать не может. Жалкое ничтожество, он тратит отцовские средства на приобретение фраков, тростей, манишек и т.п., но когда наступают чёрные дни, он посылает Осипа распродавать по дешёвке приобретённое. Этот легкомысленный субъект, проиграв проезжему капитану последние деньги, даже не думает о том, как ему вернуться на родину, и искренне уверен, что знаки внимания, оказываемые чиновниками, - это не что иное, как благорасположение к нему за его личные достоинства.
       Подвыпивший Хлестаков наглеет с каждой минутой. Вот ему присылают на пароходе из Парижа суп, арбуз в 700 рублей, вот он играет с посланниками и министрами в карты, вот его приглашают управлять департаментом, вот его сам Государственный Совет боится, и вот, наконец, мчатся к нему на дом 35 тысяч курьеров. У него "лёгкость в мыслях необыкновенная". Вместе с тем он готов "попользоваться насчёт клубнички": ухаживает то за дочкой, то за женой городничего, которым говорит: "Осчастливьте, сударыня!". Берёт взятки с каждого чиновника, и только умный Осип предлагает ему скорее уехать из города.
       Только случай раскрыл чиновникам глаза на преступления Хлестакова: Шпекин прочёл письмо Хлестакова к "душе Тряпичкину" и выяснил, что легкомысленный и пустой Хлестаков вовсе не ревизор. Кстати, история с Хлестаковым повторялась в жизни неоднократно. В Казани, например, до войны был один авантюрист, который, приехав из Горького, объявил себя сыном аргентинского посланника и от "отцов города" получил денежную дотацию, осмотрел исторические достопримечательности Казани и уехал, написав в Горький письмо сестре, из которого выяснилась его авантюра.
Да и Пушкин, давший сюжет Гоголю, сам оказался в положении "инкогнито", которого опасались казанские чиновники. Комедия Гоголя была сатирическим списком с натуры, почему писатель и сказал, что единственным положительным её героем является смех - разоблачительный, убивающий всю бюрократическую систему.