В ожидании гостей

Элина Плант
Для литературной игры Светлой Ночки
http://proza.ru/2024/11/27/247

Тема 24 "Подарки"


На Адвент (Адвент у католиков - четыре недели, предшествующие Рождеству) друг мужа Михаэль всегда приезжает в Кёльн. Вот и сегодня: позвонил, чтобы сказать, что на выходные приедет - оттянуться, развлечься. Если я не возражаю, заедет и к нам.

Разумеется, я не возражаю, я всегда рада Михаэлю.

—Приезжай в субботу к обеду, — приглашаю я.

Год назад у него умерла от рака жена, итальянка Антия  — весёлая, красивая, жизнерадостная, совсем ещё молодая по немецким понятиям, всего пятьдесят пять. Умерла как-то неожиданно, очень быстро. Не помогла ни химия, ни облучение. Он очень горевал, ведь они с Антией прожили вместе 35 лет, причем очень дружно. Дети  — Нина и Штефан  — давно выросли, выучились, живут отдельно. "Одиночество в большом доме меня угнетает", — жаловался он. Я даже в шутку предлагала ему завести роман с его помощницей по дому  — украинской беженкой, симпатичной дамой средних лет. "Нет, это не по мне. Языковой барьер, понимаешь ли... Мне бы кого-нибудь, с кем можно поговорить", — ответил он тогда.

Какое-то время мы ещё болтаем. Я спрашиваю его, как там его помощница теперь, по прошествии времени, выучила ли уже немецкий?

—Представляешь, не идет у неё немецкий. Понять меня ещё может с грехом пополам, но говорить — нет, практически не в состоянии. Даже мы с Редом (Ред — пёс Михаэля), общаясь с ней, выучили несколько русских слов, а она по-немецки — почти на нуле.

—Какие же русские слова вы выучили? — спрашиваю я. Мне действительно интересно.

—Ред, карошая забака, иди сюда! — четко рапортует Михаэль.

Мне ставовится смешно:

—И это всё? Хотя... Такими темпами ты лет через двадцать сможешь поговорить со своей помощницей по-русски... ну, например, о погоде!

—Слушай,— вдруг вспоминает Михаэль,— а есть в этом году рядом с вами Рождественский базар?

—Конечно, есть! Даже два: один — маленький, в десяти минутах ходьбы от дома, другой — на Хоймаркте, большой, но туда ехать от нас минут двадцать.

—И что там, одна сплошная еда или есть ещё что-то?— спрашивает Михаэль. И жалуется:

—Совсем народ забыл, что такое настоящий Рождественский базар. Вот когда я был ребенком, чего там только не продавали: и ёлки, и курящих человечков, и пирамидки со свечами, и ёлочные украшения ручной работы... А теперь  — только еда: штоллены, штрудели, пряники, печенье... Да, ещё сосиски, и хорошо, если с картофельными оладьями, а то и просто хотдоги. И курица с гриля. Ну, ещё глинтвейн, это обязательно... Детям — чупа-чупсы. А мне бы хотелось купить подарки для внуков, что-нибудь по-настоящему рождественское. И развлечься немного, а не только выпить глинтвейна.

—Что ты, Михаэль, на нашем базаре есть всё, не только еда, даже киоск есть, где при тебе вырезают игрушки из дерева, ну, эти, с пропеллерами, которые вращаются от свечки. И календари с окошечками есть: у них в окошечках шоколадки ручной работы, такие интересные — и куколки, и клоуны, и машинки, и музыкальные инструменты. Я своим внучкам купила в подарок, велела открывать окошечки по одному в день, но куда там: не удержались — все разом пооткрывали и съели, прямо как из голодного края. А вот насчет развлечений у нас неважно. Есть какие-то аттракционы для детей, как на ярмарках. Есть загончик с настоящими козами и овцами, которых можно гладить. И карусель с музыкой! Это, конечно, не для тебя, ты же не ребенок. Но можем на Хоймаркт съездить, там устроили каток. Катаются и дети, и взрослые. Всего за пятерку тебе выдадут коньки напрокат, покатаешься!

—Каток тоже не для меня,— смеется Михаэль,— у меня размер ноги очень большой, коньки не подобрать!

—Ничего, что-нибудь придумаем! Можно в вязаных носках покататься!

Мы прощаемся, и я иду обдумывать субботнее меню. Чем же мне удивить Михаэля в этот раз? Хотя я знаю, что с угощением можно особо не напрягаться. Михаэль — очень благодарный гость, ему нравится почти всё, что я ставлю на стол, даже самые немудрящие блюда типа рассыпчатой гречневой каши с грибами, которую другие немцы практически не едят: она кажется им горькой.

Почему-то вспоминается, как необычно ест в гостях Михаэль: он всегда берет всего по чуть-чуть — на пробу, а потом уже ест нормально, он называет это — второй круг. "А теперь, если никто не возражает,— всё по второму кругу",— провозглашает он. Говорит, что моя еда не сравнится ни с какими ресторанами. Я понимаю, что это грубая лесть, но слышать её всё равно приятно.

О, вспомнила! У меня же есть бутылка чудесного розового Spaetburgunder (его еще называют Пино Нуар) урожая 2019 года! Мы купили в винном погребке на Мозеле пару лет назад три бутылки, одна ещё осталась. У этого вина изумительный вкус и аромат, Михаэлю точно понравится! Главное - оно годится ко всему: и к мясу, и к рыбе, и к вегетарианским блюдам, которые ни рыба, ни мясо,  даже к десерту. Так что меню, можно считать, уже сложилось: суп овощной с фасолью и шампиньонами, буженина из свиной шейки, я как раз приобрела сегодня здоровенный кусок, плов вегетарианский с клюквой (вот сушеную клюкву надо будет не забыть завтра купить, она у меня кончилась), мелкие картофельные пирожки из слоеного теста, какой-нибудь простенький салат. А квашеная капуста и солёные помидоры собственного приготовления у меня в холодильнике есть круглый год, без них моё семейство обедать не садится. К чаю - что попроще, например, эклеры с шоколадно-ореховым кремом, они делаются очень быстро. Уф, всё! Многовато, конечно, еды, зато в воскресенье, когда придет сын с семейством, мне не надо будет готовить, на всех хватит!