http://proza.ru/2024/12/21/999 Глава "Маленькая карманная смерть"
Резиденцией Амина изначально был вовсе не Тадж-Бек, как уверены многие, а дворец Арг (Арк) в центре города.
За неделю до переворота, 20 декабря, по рекомендации наших советников он перебрался во дворец, стоящий на окраине Кабула – Тадж-Бек,
в котором нашим были известны и система охраны, и внутренняя схема с расположением служб.
Под Генеральный штаб переоборудовали Национальный музей Афганистана.
Он находился в зоне видимости — менее, чем в двух километрах от дворца,
а между ними были казармы афганской гвардии, потому это было идеальное место для размещения военного руководства Афганистана.
Дворец Арг (Арк) всегда был резиденцией эмиров, а позже и руководителей Демократической республики Афганистан,
и попытку смены власти в Кабуле предполагали произвести ещё в первой половине декабря именно в этом здании.
Полковник Е. В. Чернышев (оперативный дежурный на пункте управления):
«11-15 дек. Прибытие в Кабул спецгруппы КГБ «Зенит» с целью ликвидации Амина».
Заместитель командующего ВДВ СССР генерал-лейтенант Н. Н. Гуськов поставит группе задачу: быть готовыми к совершению марша, внезапно атаковать и захватить в Кабуле объект «Дуб» (так обозначили дворец Арк — в то время резиденцию президента Афганистана).
Вспоминает командир группы «Зенит» Яков Семенов: «12 декабря на виллу прибывает машина с двумя офицерами, которые передали устное распоряжение Полякова следовать на военный аэродром Баграм. Прибываю в Баграм. Там уже находится Юра Чекулаев, сотрудник 8-го отдела Управления «С» - он же заместитель командира отряда, с которым мы проводили сборы резервистов в Фергане в июле месяце. Здесь же в Баграме уже находилось большинство офицеров отряда «Зенит».
Юра Чекулаев объявил мне, что я командир группы, в моем подчинении 20 офицеров. И я должен явиться на доклад к заместителю командующего ВДВ ВС СССР генерал-лейтенанту Николаю Николаевичу Гуськову. Ну, думаю, началось… Хотя было очень странно. Причем здесь ВДВ?! Какой доклад?! О чем?!
Захожу, вижу того самого генерала, который в Фергане был на плацу и проводил смотр мусульманского батальона. Докладываю: - Майор Семенов по вашему приказанию прибыл. Он в ответ: - Доложите план действий по объекту «Дуб». Вот тебе раз. У меня челюсть отвисла от удивления! Какой-такой «Дуб»?! Первый раз слышу. Отвечаю вопросом на вопрос: - А что такое объект «Дуб»?! Теперь уже у генерала отвисла челюсть от изумления. - «Дуб» - это условное название дворца в центре Кабула, где находится резиденция Амина! - резко и громко рубанул генерал и замолчал, думая, что я все отлично знаю и просто прикидываюсь, и не хочу говорить. Отбросив робость, я поставил вопрос ребром: - Чтобы доложить план действий, мне необходима подробная информация о дворце, и какие силы непосредственно придаются мне. Только после этого Н.Н. Гуськов понял, что я действительно не в курсе дела…
14 декабря в 15 часов 30 минут поступила команда на выдвижение. Я довел задачу до подгрупп. …около 16:00 все офицеры были распределены по боевым машинам и уже начали выдвижение, когда последовала команда «отбой». Как позже нам стало известно, оказывается, Гуськову Н.Н. позвонил генерал армии Варенников и отдал команду вернуть все подразделения в исходное положение. Чуть позже поступила команда от начальника Генерального штаба ВС СССР об отмене всей операции».
16 декабря была предпринята ещё одна попытка ликвидации Амина.
Е. В. Чернышев: «16 декабря. Неудачная попытка советских снайперов убить Амина в городе».
Генерал-лейтенант В. А. Кирпиченко (первый зам. директора службы внешней разведки):
«Через несколько дней у меня сложилось вполне определенное мнение,
что представительство и резидентура КГБ в Кабуле своими силами оказать решающую помощь «парчамистам» не в состоянии.
Вместе с несколькими армейскими генералами мы с Б. С. Ивановым начали окончательную ревизию своих сил и возможностей «парчамистов».
После двухдневных изнурительных дебатов написали коллективную телеграмму Брежневу и своим министрам о том, что без войсковой поддержки мы не можем ручаться за успех переворота и что в случае его неудачи Афганистан будет для нас потерян навсегда, а посольство СССР будет разгромлено.
Лишь после этой телеграммы Москва поставила нас в известность, что поддержка армии будет обеспечена.
Заместитель командующего воздушно-десантных войск и я вместе с небольшой группой из Министерства обороны начали составлять план боевых действий».
http://proza.ru/2024/08/29/1051 Захват Кабула