Сочинение литературы, как результат словесности упорядоченной, не способно обходиться без приемов литературы.
Литературные приемы — это вспомогательные средства, необходимые для создания упорядоченного текста, и подчиненные общим литературным задачам. К таким приемам относятся прежде всего рифмовка, повторы, параллелизмы, опевания слов и звуков. Это простые, элементарные приемы первой необходимости. Их изучают прежде всего.
Упорядочивая текст, эти приемы участвуют и в решении многих композиционных задач, соприкасаясь и взаимодействуя с синтаксисом стиха.
В общем звукоречевом, энергетическом потоке, при вязкости и текучести письма, стихотворные приемы являются теми топографическими знаками, указателями, теми водоразделами, которые формируют и направляют поэтическую мысль в соответствии с принципами гармонической и упорядоченной литературы. В этом отношении они аргументируют те
способы, которым должна соответствовать стихотворная мысль, в наиболее удобной и приемлемой форме. То есть они очень удобны и этим необходимы при форматировании поэтической мысли.
Современная теория стихостроения способна предложить практикующему стихотворцу перечень следующих литературных приемов: это – рифмовка точная и рифмовка неточная, повторы, параллелизмы, опевания слов и звуков, область сомнительных сочетаний – известных под наименованием рифмоиды, прием аллитерации, как разновидность анаграммического письма, также эхо – эффекты. Эти приемы взаимодействуют с другими вспомогательными элементами, такими как омонимы, синонимы, паронимы, раскрывая всю богатую палитру разнообразных значений и смыслов.
Все эти приемы расположены в одном ряду звукописи стиха, которую называют также фонетическим письмом.
Теория стихостроения располагает рядом литературных приемов, преобразующих естественную человеческую мысль в искусно – художественную, исполненную выразительности и отвечающую эстетическим потребностям человека.
Рифмовка точная и рифмовка неточная, повторы, параллелизмы, опевания слов и звуков, модификации ритма, синтаксические конструкции разного типа, область сомнительных сочетаний, известных в теории, как рифмоиды, эхо – эффекты, звукопись и звукоподражание.
В основном это приемы фонетического письма, составляющие звукоречевой раздел теории стиха.
Сегодня разберём такой прием, как повторение. Повторы – такое название носит этот литературный прием.
Прием повтора сводится к повторению одного или нескольких слов в самых разных местах. Эти слова обязаны находится друг от друга в непосредственной близости, в пределах достаточной видимости, досягаемости, иначе, при чрезмерной удалённости, эффект повтора пропадает. Повторяемые слова склонны находится в пределах одного речевого построения, периода, или же в построениях смежных.
В повторах чаще всего участвуют 2 типа слов: сказуемое, как самое важное и значимое слово, или же глагол, как наиболее действенное.
Разбор приема я проведу на примерах, взятых мною из книг моего супруга. Они принадлежат к образцам литературы современной.
В приведенном примере участвует прежде всего сказуемое, которое является нарицательным именем персонажа:
ЭМРОДА!
С мордочкой,
вроде…
Эмрода,
С мордочкой,
лодочки
вроде!
Луковки
вроде —
Лампочкой,
Где
коллодий!
От катода —
и
до анода
Личико её —
напичкано
елект —
ричества
тем
количеством,
Обилием того
либидо —
Которое
котирует –
ся, как
По нотам,
И
Без обиды!
Лыбится –
тут, со –
бытием,
Причетом
личности;
спичем –
Чему?!
Её
Мелодичности,
Её
Миловидности!
Весь этот сложно – сочиненный период начинается с повторения слов и заканчивается повторением. Да ещё и двойным повторением, повтором, несущем в себе эффект эха.
(Точная рифма – мелодичности : миловидности – способна создать иллюзию повтора, ввиду одинаковой длины, назначения, и близкого состава слов. Определяющим фактором служит одинаковая длительность слов с учётом
одинакового количества буквенных инициалов.)
Рассмотрим повтор с позиций голосоведения, то есть с позиций непосредственной мены слов. Позиционная мена – это смещение слова, составляющих его частей, то есть слогов – из первоначальной позиции
в позицию заключительную. Относится к особенностям голосоведения в стихах.
Повторы инертны, поскольку мены слов не происходит; слоги, составляющие слово – остаются на тех же позициях. Однако же, при этой инертности, повторы аккумулируют, сосредотачивают в себе энергетику речевого потока.
Поэтому они являются более сильным энергетическим средством, чем рифмовка, в повторах слова активизируются лучшим образом. Изучающим особенности стих. материала, необходимо принять эту особенность к сведению.
В этом плане они являются более значимым топографическим знаком, более указующим перстом, чем такое важное поэтическое средство, как рифмовка слов. Если даже самая лучшая рифмовка способна затеряться в общем речевом потоке,
ускользнуть от зрения, то повторы всегда остаются на виду и обращают на себя внимание.
ПОЦ!
ИЗ ЖИЖИ –
И
ЖЕНЩИНА,
ПОРЦИЯ,
Которая всех
Превыше!
Порция,
Внешности
Царской –
из
порции,
и
порции,
Почти цесарской!
Этот поц –
Джованни
да,
он
По –
прежнему
Порции
Нежной, не –
желанный!
В любой одежде …
В отвращении
Неизбежном,
Для неё он –
Как мрак кромешный!)
На улочке Рима
Расположился он
Неодолимо!
Женщину поджидая,
женщину
ожидая,
Мелким
Дождиком в мае!
Иной род повторов представлен – в тексте следующем:
ВАНЬКА КАИН –
НЕ –
ПРИКАЯН!
НЕ –
ПРИКАЯН:
ВАНЬКА КАИН!
(Ванька Каин –
Не –
прикаян!
Не –
прикаян:
Ванька Каин!)
ВАНЬКА КАИН –
НЕ –
ПРИКАЯН?
НЕ
ПРИТАЛЕН:
ДО ОКРАИН!
Ванька Каин
Не –
прикаян?
Не
Припаян:
До окалин!
Гегемонией
Преступной:
Ванька Каин –
Ге –
ниален!
Ге –
ниален –
Ванька Каин,
Уникален!
ОН –
Главарь
Преступной
Банды –
И
Срывает
Не
Цветочки,
Или
Банты!
Нет, он –
Грабит!
Грабит –
Вовсе
Не
Галантно!
В банде
Главный!
Явно –
гляньте!
Это фрагмент о знаменитом русском разбойнике Ваньке Каине.
Здесь повторы следуют друг за другом с такой частотой, которая приобретает значение уже имитации, то есть бесконечного, безумного повторения … Это – образец зацикленного на себе повтора.
Нет, он грабит : и затем – повтор : грабит … носит название смежного повтора, когда слова находятся в непосредственной близости, следуют друг за другом. Они словно держатся между собою за руки. В этом плане они идентичны словам, составляющим смежную, внутреннюю рифму.
Наличие смежного, то есть внутреннего повтора, можно разглядеть и в следующем примере. Слова повторяются одно за другим, в непосредственной близости, находясь при этом в разных семантических конструкциях. Цезура,
словно решительный жест, разделяет 2 этих слова.
Рассмотрим, как ведут себя повторы в срединных построениях стиха. Обратимся к такому фрагменту:
Направляется
К Раулю,
в этом улье…
Направляется
к нему —
Или я чего то
Тут и вправду
Не пойму?!
Вжик
Вжик
Вжик!
Её
Шажки;
Вжик
Вжик
Вжик!
Её
Движки;
Вжик
Вжик
Вжик
Шажков
Её
Диво —
Вжик
Вжик
Вжик
Шагов
Её
Виво,
Виваче —
тем
паче;
В придачу,
и дальше
чудачит:
Незнакомка
Приближается
Всё
Ближе,
Всей
Афишей —
К кавалеру —
разве
Кто — то
Тут от этого
Обижен?!
К кавалеру,
Тут
который —
Обездвижен!
Неожиданно,
Так
Даже!
В самом конце следует повтор такого слова, как кавалер, которое – нагнетает семантическое значение этого слова, и служит к более логичному и понятному (понятийному) строению фразы. То есть, повтор способен помочь человеку в тех случаях, когда ввиду чрезмерной усложнённости, изощренности, загруженности (занятости) текста содержание ускользает из под контроля, и текст размывается: возникают так называемые непонятки. В этих случаях повтор, как межевой знак, подтверждает, что путник находится на верном пути.
Если логичное, целесообразное течение мысли в силу каких — либо причин прерывается, употребление повтора позволяет автору оттолкнуться от нужного слова и обрести завершение мысли.
Повторы необходимо отличать от ритмических конструкций, в которых также участвуют повторения слов. Рассмотрим это на таком явлении, как пассажная техника стиха. В ней участвуют ритмические компоненты стиха.
Разница состоит в том, что в ритмических конструкциях происходит пульсация слов, словесных отрезков, как непременных составляющих заданного ритма, в то время как повторы располагаются прихотливо,
располагаются произвольно, и с каким либо видом ритмического движения они не связаны.
Ранее я упоминала, как лит. приемы взаимодействуют со вспомогательными элементами, такими как синонимы и паронимы. В следующем примере это сочетание образует единый комплекс, участвующий в построении заключительного кадансирования, создания финала, завершения текста:
Коломбина!
Каватина –
из
мотивов
Непременных –
она пены
и камены;
Без дилеммы –
Эти мемы,
Их
Насвистывает
Гений,
Их
Высвистывает
Гений:
Откровений!
Оголтелых …
Оглавлений!
Речёвка, краткий словесный мотив – «их насвистывает гений», прекрасно сочетается с продолжением: «их высвистывает гений», благодаря повторению 2 синонимов – амплификаций: насвистывает и высвистывает. Таким образом, повторы участвуют уже и в созданиях другого литературного приема, именно – параллелизма, который рассмотрим внимательнее в следующих лит. анализах.