Методичка стиха. Повторы

Любовь Красивая
Сочинение  литературы,  как  результат  словесности  упорядоченной,  не  способно  обходиться  без  приемов  литературы.

Литературные приемы — это вспомогательные средства, необходимые для создания упорядоченного текста,  и  подчиненные  общим  литературным  задачам.  К  таким  приемам  относятся  прежде  всего  рифмовка,  повторы,  параллелизмы,  опевания  слов  и  звуков. Это  простые, элементарные  приемы  первой  необходимости. Их  изучают  прежде  всего.   
Упорядочивая  текст,  эти  приемы  участвуют  и  в  решении  многих  композиционных  задач,  соприкасаясь  и  взаимодействуя  с  синтаксисом  стиха.
В  общем  звукоречевом,  энергетическом  потоке,  при  вязкости  и  текучести  письма,  стихотворные  приемы  являются  теми  топографическими  знаками,  указателями,  теми  водоразделами,  которые  формируют  и  направляют  поэтическую  мысль  в  соответствии  с  принципами  гармонической  и  упорядоченной  литературы.  В  этом  отношении  они  аргументируют  те
способы,  которым  должна  соответствовать  стихотворная  мысль,  в  наиболее  удобной  и  приемлемой  форме.  То  есть  они  очень  удобны  и  этим  необходимы  при  форматировании  поэтической  мысли.   

Современная  теория  стихостроения  способна  предложить  практикующему  стихотворцу  перечень  следующих  литературных  приемов:  это – рифмовка  точная  и  рифмовка  неточная,  повторы,  параллелизмы,  опевания  слов  и  звуков,  область  сомнительных  сочетаний – известных  под  наименованием  рифмоиды,  прием  аллитерации,  как  разновидность  анаграммического  письма,  также  эхо – эффекты.  Эти  приемы  взаимодействуют  с  другими  вспомогательными  элементами,  такими  как  омонимы,  синонимы,  паронимы,  раскрывая  всю  богатую  палитру  разнообразных  значений  и  смыслов. 
Все  эти  приемы  расположены  в  одном  ряду  звукописи  стиха,  которую  называют  также  фонетическим  письмом.

Теория  стихостроения  располагает  рядом  литературных  приемов,  преобразующих  естественную  человеческую  мысль  в  искусно – художественную,  исполненную  выразительности  и  отвечающую  эстетическим  потребностям  человека.
Рифмовка  точная  и  рифмовка  неточная,  повторы,  параллелизмы,  опевания  слов  и  звуков,  модификации  ритма,  синтаксические  конструкции  разного  типа,  область   сомнительных  сочетаний,  известных  в  теории,  как  рифмоиды,  эхо – эффекты,  звукопись  и  звукоподражание. 
В  основном  это  приемы  фонетического  письма,  составляющие  звукоречевой  раздел  теории  стиха.

Сегодня  разберём  такой  прием,  как  повторение.  Повторы – такое  название  носит  этот  литературный  прием.

Прием  повтора  сводится  к  повторению  одного  или  нескольких   слов  в  самых  разных  местах.  Эти  слова  обязаны  находится  друг  от  друга  в  непосредственной  близости,  в  пределах  достаточной  видимости,  досягаемости,  иначе,  при  чрезмерной  удалённости,  эффект  повтора  пропадает.  Повторяемые  слова  склонны  находится  в  пределах  одного  речевого  построения,  периода,  или  же  в  построениях  смежных.
В  повторах  чаще  всего  участвуют  2  типа  слов:  сказуемое,  как  самое  важное  и  значимое  слово,  или  же  глагол,  как  наиболее  действенное.
Разбор  приема  я  проведу  на  примерах,  взятых  мною  из  книг  моего  супруга.  Они  принадлежат  к  образцам  литературы  современной.   
В  приведенном  примере  участвует  прежде  всего  сказуемое,  которое  является  нарицательным  именем  персонажа:

         ЭМРОДА!

С  мордочкой,
                вроде…

         Эмрода,
С  мордочкой,
                лодочки
                вроде!

                Луковки
                вроде —               
        Лампочкой,
    Где 
                коллодий!

От  катода — 
                и
                до  анода
Личико  её —
                напичкано
                елект —
   ричества
                тем
                количеством,
Обилием  того
                либидо —
Которое
               котирует –
               ся,  как               
       По  нотам,
                И
       Без  обиды!

Лыбится –
               тут,  со –   
               бытием,               
               
Причетом
                личности;
                спичем –
         Чему?!
               
          Её
     Мелодичности,
          Её
     Миловидности!

Весь  этот  сложно – сочиненный  период  начинается  с  повторения  слов  и  заканчивается  повторением.  Да   ещё  и  двойным  повторением,  повтором,  несущем  в  себе  эффект  эха.
(Точная  рифма – мелодичности : миловидности – способна  создать  иллюзию  повтора,  ввиду  одинаковой  длины,  назначения,  и  близкого  состава  слов. Определяющим  фактором  служит  одинаковая  длительность  слов  с  учётом
одинакового  количества  буквенных  инициалов.)

Рассмотрим  повтор  с  позиций  голосоведения,  то  есть  с  позиций  непосредственной  мены  слов.  Позиционная  мена – это  смещение  слова,  составляющих  его  частей,  то  есть  слогов – из  первоначальной  позиции
в  позицию  заключительную.  Относится  к  особенностям  голосоведения  в  стихах.
Повторы  инертны,  поскольку  мены  слов  не  происходит;  слоги,  составляющие  слово – остаются  на  тех  же  позициях.  Однако  же,  при  этой  инертности,  повторы  аккумулируют,  сосредотачивают  в  себе  энергетику  речевого  потока.
Поэтому  они  являются  более  сильным  энергетическим  средством,  чем  рифмовка,  в  повторах  слова  активизируются  лучшим  образом.  Изучающим  особенности  стих.  материала,  необходимо  принять  эту  особенность  к  сведению. 
В  этом  плане  они  являются  более  значимым  топографическим  знаком,  более  указующим  перстом,  чем  такое  важное  поэтическое  средство,  как  рифмовка  слов. Если  даже  самая  лучшая  рифмовка  способна  затеряться  в  общем  речевом  потоке,
ускользнуть  от  зрения,  то  повторы  всегда  остаются  на  виду  и  обращают  на  себя  внимание. 

         ПОЦ!

ИЗ  ЖИЖИ –
               И
               ЖЕНЩИНА,
        ПОРЦИЯ,
     Которая  всех
        Превыше!

        Порция,
       Внешности
Царской –
                из
                порции,
                и
                порции,
    Почти  цесарской!

       Этот  поц –

   Джованни 
                да,
                он
   По –
               прежнему
         Порции
  Нежной,  не –
                желанный!

   В  любой  одежде …

    В  отвращении
      Неизбежном,
     Для  неё  он –
 Как  мрак  кромешный!)

    На  улочке  Рима
    Расположился  он
        Неодолимо!

Женщину  поджидая,
                женщину
                ожидая,
         Мелким
    Дождиком  в  мае!

Иной  род  повторов  представлен – в  тексте  следующем:
 
 ВАНЬКА  КАИН –
           НЕ –
     ПРИКАЯН!

           НЕ –
     ПРИКАЯН:
ВАНЬКА  КАИН!

   (Ванька  Каин –
            Не –
       прикаян!

             Не –
        прикаян:
    Ванька  Каин!)

ВАНЬКА  КАИН –
           НЕ –
    ПРИКАЯН?

           НЕ 
   ПРИТАЛЕН:
  ДО  ОКРАИН!

   Ванька  Каин
           Не –
      прикаян?
           Не 
      Припаян:
    До  окалин!

   Гегемонией
   Преступной:

  Ванька  Каин –
           Ге –
       ниален!
           Ге –
       ниален –
  Ванька  Каин,
     Уникален!

           ОН –
       Главарь
    Преступной
        Банды –

            И 
      Срывает
           Не
     Цветочки,
          Или
        Банты!

      Нет,  он –
Грабит!

              Грабит –
        Вовсе
           Не
     Галантно!

      В  банде
 Главный!
                Явно –
                гляньте!

Это  фрагмент  о  знаменитом  русском  разбойнике  Ваньке  Каине.
Здесь  повторы  следуют  друг  за  другом  с  такой  частотой,  которая  приобретает  значение  уже  имитации,  то  есть  бесконечного,  безумного  повторения …  Это – образец  зацикленного  на  себе  повтора.
Нет,  он  грабит :  и  затем – повтор : грабит …  носит  название  смежного  повтора,  когда  слова  находятся  в  непосредственной  близости,  следуют  друг  за  другом.  Они  словно  держатся  между  собою  за  руки.  В  этом  плане  они  идентичны  словам,  составляющим  смежную,  внутреннюю  рифму.

Наличие  смежного,  то  есть  внутреннего  повтора,  можно  разглядеть  и  в  следующем  примере.  Слова  повторяются  одно  за  другим,  в  непосредственной  близости,  находясь  при  этом  в  разных  семантических  конструкциях.  Цезура,
словно  решительный  жест,  разделяет  2  этих  слова.

Рассмотрим,  как  ведут  себя  повторы  в  срединных  построениях  стиха.  Обратимся  к  такому  фрагменту:

        Направляется
К  Раулю,
               в  этом  улье…

 Направляется
                к  нему —
      Или  я  чего  то
       Тут  и  вправду
         Не  пойму?!

            Вжик
            Вжик
            Вжик!
             Её
            Шажки;

            Вжик
            Вжик
            Вжик!
             Её
           Движки;

            Вжик
            Вжик
            Вжик
           Шажков
             Её
            Диво —

            Вжик
            Вжик
            Вжик
            Шагов
             Её
            Виво,

Виваче —
               тем
               паче;
В  придачу,
                и  дальше 
                чудачит:

         Незнакомка
        Приближается
            Всё
           Ближе,
            Всей
           Афишей —

  К  кавалеру —
                разве
          Кто — то
       Тут  от  этого
          Обижен?!

        К  кавалеру,
    Тут
                который —
        Обездвижен!

        Неожиданно,
            Так
           Даже!

В  самом  конце  следует  повтор  такого  слова,  как  кавалер,  которое – нагнетает  семантическое  значение  этого  слова, и  служит  к  более  логичному  и  понятному  (понятийному)  строению  фразы. То  есть,  повтор  способен  помочь человеку  в  тех  случаях,  когда  ввиду  чрезмерной  усложнённости,  изощренности,  загруженности  (занятости)  текста  содержание  ускользает  из  под  контроля,  и  текст  размывается: возникают  так  называемые  непонятки.  В  этих  случаях  повтор,  как  межевой  знак,  подтверждает,  что  путник  находится  на  верном  пути.

Если  логичное, целесообразное  течение  мысли в  силу  каких — либо  причин  прерывается, употребление повтора позволяет  автору  оттолкнуться от нужного слова  и  обрести завершение мысли.   

Повторы  необходимо  отличать  от  ритмических  конструкций,  в  которых  также  участвуют  повторения  слов. Рассмотрим  это  на  таком  явлении,  как  пассажная  техника  стиха.  В  ней  участвуют  ритмические  компоненты  стиха.
   
Разница  состоит  в  том,  что  в  ритмических  конструкциях  происходит  пульсация  слов,  словесных  отрезков,  как  непременных  составляющих  заданного  ритма,  в  то  время  как  повторы  располагаются  прихотливо,
располагаются  произвольно,  и  с  каким  либо  видом  ритмического  движения  они  не  связаны.    

Ранее  я  упоминала,  как  лит. приемы  взаимодействуют  со  вспомогательными  элементами,  такими  как  синонимы  и  паронимы.  В  следующем  примере  это  сочетание  образует  единый  комплекс,  участвующий  в  построении    заключительного  кадансирования,  создания  финала,  завершения  текста:

         Коломбина!
 
Каватина –
                из
                мотивов
Непременных –
                она  пены
                и  камены;
        Без  дилеммы –
         Эти  мемы,
             Их
        Насвистывает
           Гений,
             Их
        Высвистывает
           Гений:

 Откровений!

                Оголтелых …

                Оглавлений!

Речёвка,  краткий  словесный  мотив – «их  насвистывает  гений»,  прекрасно  сочетается  с  продолжением:  «их  высвистывает  гений»,  благодаря  повторению   2  синонимов – амплификаций:  насвистывает  и  высвистывает.  Таким  образом,  повторы  участвуют  уже  и  в  созданиях  другого  литературного  приема,  именно – параллелизма,  который  рассмотрим  внимательнее  в  следующих  лит.  анализах.