Представьте себе штиль над океаном. Температура, скажем, 20 градусов Цельсия. Ни дуновения ветерка. Воздух как единая масса покоится. Однако средняя скорость молекул воздуха — азота, кислорода, аргона и других газов — составляет около 500 метров (полкилометра!) в секунду. Это наглядная демонстрация того, как бурное движение внутренних частей Целого может сочетаться с мирным покоем самого Целого (в данном случае — воздушной массы). Паруса на бригантине обвисли, корабль застыл на месте.
Теперь представьте себе подобную картину в Океане материи, по которому плывёт бригантина под названием Человек Разумный, а над которым располагается Воздушный Океан Психики. В мифологии воздух — одна из четырёх основных стихий мироздания, наряду с водой, огнём и землёй. В мифологии, философии и религии воздух издавна отождествляется с Духом. Так, на иврите слово «руах» означает и «ветер», и «дух». В русском языке «воздух» и «дух» — слова однокоренные.
Представим, что аналогом молекул воздуха в Воздушном Океан Психики служат элементарные частицы психики. Буддисты называют их «дхармы». Подобно тому как из комбинаций элементарных частиц физики состоит любое вещество (вспоминаем устройство атома и периодическую таблицу элементов Менделеева), так и из комбинацией элементарных частиц психики состоят все феномены сознания, разновидности и оттенки умственной деятельности: работа органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса); вызванное этой работой ощущение приятного, неприятного или нейтрального; море эмоций и буря страстей (особенно у женщин); формирование понятий-представлений («чёрное-белое», «правда-ложь», «большой-маленький», «толстый-тонкий», «молодой-старый», «свой-чужой», наконец, «абсолютное ничто»); формирование волевых психических импульсов со знаком плюс или минус (влечение-отвращение, похвалю-отругаю, поцелую-дам в морду и т.д.). Плюс непременная работа рассудка как психического процессора сенсорной информации и разума как психического процессора абстрактной информации. Плюс интуиция, плюс вдохновение, плюс бессознательное начало психики, плюс подсознательное, плюс пара-пси... Всё это обеспечивает та самая работа элементарных частиц психики, дхарм, которые напоминают в данном контексте молекулы воздуха.
Поток дхарм подвержен закону мгновенности. Каждый элементарный миг времени одна комбинация дхарм сменяется новой комбинацией. Каждый новый миг времени новая комбинация дхарм вспыхивает и тут же гаснет, чтобы смениться новой комбинацией. Стремительный дискретный поток дхарм напоминает и череду картинок некоего психического калейдоскопа, и скачкообразное движение некой психической «киноплёнки» в мозгу человека или любого иного одушевлённого существа.
Как движение молекул воздуха подчиняется физическим законам кинематики и термодинамики, так и законы движения дхарм подчиняются основному психофизическому закону — закону взаимозависимого возникновения. Вот как просто и ясно выразил его виднейший буддийский мыслитель и учитель Нагарджуна («серебряный змей»):
«Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».
Как поётся в песне, «призрачно всё в этом мире бушующем». В таком мире стремительного психофизического движения всё преходяще, мгновенно и иллюзорно. Стремительное движение дхарм в мозгу, который является интерфейсом между миром психики и миром физики, порождает психические «ветра», а то и шторма и ураганы эмоций, которые поднимают «волны», а то и «девятые валы» и «цунами» незнания, искажающую зеркальную гладь психофизического Океана. Волевые импульсы, порождающие карму, тянут то в чарующие соблазны Dolce vita, то в разгул насилия во имя своё.
В результате после смерти происходит новая рекомбинация психофизических элементов, которая порождает новое живое существо. Форму конкретного воплощения и судьбу человека определяют порождённые им же — его словом, мыслью, действием — кармические импульсы. Так вращается калейдоскоп жизни-смерти. Так волевые импульсы, порождающие карму, затягивают добра молодца или красну девицу в омут сансары, исполненный неведения и страдания. Корабль живого существа погружается в пучину вод, чтобы чудесным образом вновь всплыть на поверхность то в виде стремительного парусника, то тихоходной баржи, то солидного океанского лайнера, то крохотного спасательного плота, то вооружённого до зубов крейсера, то мирного транспортного судна, то в виде прогулочный яхты, то в виде пиратского клипера.
Можно ли вырваться из этого круговорота жизни-смерти? Можно!
Для того чтобы достичь Освобождения из-под власти сансары и кармы, надо утихомирить в себе психические «ветра» сознания, возникающие в стремительном потоке дхарм. Эти «ветра» сознания порождают «волны» неведения и искажают зеркальную гладь Мирового психофизического Океана.
А утихомирить их можно, лишь став из крохотной части психического Целого самим психическим Целым. Как в мельчайшем осколке оптической голограммы заключено всё голографическое изображение Целого, так и в мельчайшем осколке психической голограммы заключено всё психическое Целое. Это психическое Целое (греч. Холос) и есть Дух, или Воздушный Океан Психики, из которого и возникают «ветра» сознания.
Если молекулы сознания носятся как угорелые, разделяя Единое психофизическое Целое надвое и поднимая «ветра» сознания и порождаемые ими «волны» неведения, то само психическое Целое — Параматма (санскр. — «Высший Атман») — пребывает в состоянии блаженного покоя, подобно Тихому океану, на который опустился мёртвый штиль. Когда психические «ветра», «шторма» и «ураганы» сознания стихают, то беспокойное сознание человека трансформируется в психоштиль Океана Психики. Это и есть блаженный покой нирваны — покой Духа как Целого.
Высшее состояние Пробуждённого от вечной спячки Единого Ума напоминает зеркальную гладь Мирового Океана. В этой зеркальной глади чистого Знания-Видения отражается без малейших искажений весь мир Высшей психофизической реальности, которые буддисты называют Татхата, или Таковость (Мир Такой, каков он есть на самом деле).
Если характерными признаками сансарического мира являются непостоянство, бессамость и бессущностность (анатман), страдание и нечистота, то для мира ТАКОВОСТИ и блаженного покоя нирваны характерны ПОСТОЯНСТВО, САМОСТЬ (АТМАН), БЛАЖЕНСТВО и ЧИСТОТА. Как прекрасен этот мир, посмотри!
В зеркальной глади Высшего Ума
Отсутствуют любые искажения.
Над океаном психики не носятся шторма
И отражается весь мир Освобождения.
В том мире — лишь блаженство и покой,
Страданию и смерти мир тот неподвластен.
Парит в нирване психоштиля Дух Святой,
Ум Пробуждённый над сансарой властен.
30 января 2025 года