19-1 Строительство дома. Заготовка леса и сруба

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава: http://proza.ru/2025/01/24/198

        Фото из личного альбома и интернет:
        1 - Слева - наш папа Андрей с родным старшим братом Михаилом. Это единственное фото папы, не считая фото для Доски Почёта. Я обратил внимание на то, что у папы совсем не рабоче-крестьянские кисти рук, в отличии от его родного брата. Это передалось и мне, и моему сыну Андрею.
        2 Председатель Президиума Верховного Совета СССР Никола;й Миха;йлович  Шве;рник

        Из воспоминаний старшего брата Николая:

        «Вскоре после пожара колхозники–погорельцы начали хлопоты о выделении им леса для постройки нового жилья. Сначала они обратились к председателю колхоза с просьбой о помощи. Тот посоветовал написать соответствующее письмо с указанием необходимого количества леса в лесничество. В лесничестве посоветовали обратиться к районному начальству в городе Чекалин. Там отправили просителей к областному руководству в городе Тула. А в Туле вопрос вообще застрял на неопределённое время. А время шло.

        По совету умных людей было написано коллективное письмо от колхозников-погорельцев в Москву на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Никола;я Миха;йловича  Шве;рника  с просьбой о выделении погорельцам леса для постройки жилья. Прошло не так много времени, как из Москвы (из Верховного Совета СССР!!!) пришёл ответ, что Правительство пошло навстречу и выделяет погорельцам лес для постройки домов.
       
        Погорельцы воспрянули духом. С этим письмом можно было горы свернуть! Уточнили в лесхозе  место выделения леса. Это делянка была  в районе Новой Слободки, что в десяти километрах от нашей деревни.

        Лес валили своими силами. Идя навстречу папе, руководство железной дороги (где папа работал, уйдя по болезни из шахты), дало ему не использованный ранее отпуск. Мужики с жёнами уезжали из деревни на неделю и заготавливали лес для строительства. С отцом была и мама. На заготовке они пробыли не одну неделю. Лишь в воскресенье приезжали, домой чтобы помыться и запастись провизией. За хозяина оставался в доме я. Мне было уже десять лет! Я отвечал за всё, в том числе и за братьев – Шурика и Витю.

        В лесу мужики в присутствии лесника распределяли лес по сортам: какие брёвна пойдут на стропила, какие для досок, а какие на венцы дома. Спиленные лесины раскладывали по кучам для каждого хозяина.

        Но мама до конца заготовки леса не пробыла. Когда они с папой валили очередное дерево, то развернувшийся на корню огромный ствол дерева при падении так крутанул  пилу, что маме она перерезала сухожилие левой руки. С перевязанной рукой мама вернулась домой. Отец же пробыл на заготовке леса до окончания заготовительных работ. Забегая вперед, скажу, что мама до конца жизни так и не могла сжать пальцы левой руки. Не могла сжать окосье косы. Ей сложно было доить корову. Но приспособилась – куда денешься?!

Когда лес был заготовлен, то наняли лесовоз  с прицепом и начали возить его к местам будущих домов. В день делали по одному, иногда по два рейса. Лес грузили вручную. К Новому 1949 году лес был перевезён за месяц с небольшим всем погорельцам.

Для строительства дома ни у кого из  погорельцев запаса денег не было. Единственным выходом для приобретения денег  был сбербанк. Мои родители взяли под трёх процентный заём в пять тысяч рублей с обязательством выплаты  в течение   пяти лет.  Это был обременительный и даже непосильный заём, если  учесть, что в колхозе денег не платили. Вся надежда была на папу.  Первые расходы  денег как раз и были на покупку леса, и доставку  его домой.

        Папа с мамой уже заранее начали готовиться к установке самого дома. Так, например, дом надо было замшить. Они ходили в лес драть мох, чтобы высушенным его положить под брёвна. Вообще-то, как положено при порядочном строительстве, под брёвна подкладывали пеньку. Но денег на  покупку пеньки не было, поэтому заготавливали и сушили мох, как в своё время делали их далёкие предки ещё при крепостном праве.

        После заготовки мха, папа начал  рыть ямы под дубовые столбы  будущего фундамента. Я, не спуская глаз с Вити, как мог помогал отцу:- то шнурку, то уровень подержать, то отпилить по размеру дубовый столб. Тяжело было папе пилить со мною. Надо было применять ему почти двойное усилие. Хорошо ещё, что я твёрдо держал  положение пилы и всё-таки брал на себя какое-то усилие.

        Сруб устанавливали рядом с местом будущего дома. В процессе подготовки брёвен для сруба образовалось много щепок и обпилков брёвен. Теперь мне не надо было рубить дрова. Вместо хворостняка мы использовали щепки. Ах, как много было этих щепок!  И это хорошо – надолго хватит топить нашу прожорливую печку.»

        Продолжение:  http://proza.ru/2025/02/07/860