Он встал, покачиваясь от бессилия, контуженный взрывом снаряда выпущенным вражеским танком. С болью в голове и безмолвием, в страшной тишине, Он осматривал поле боя. Где лежали его товарищи, погибшие в неравном бою с вражескими солдатами и танками.
"Ни шагу назад!" промелькнул в памяти приказ командира. Картина гибели Николая Ивановича проплыла перед Его глазами и осталась в памяти.
- Ни шагу назад! – И с криком: - Ура!- бросившегося навстречу мчавшегося на него танка со связкой гранат, зажатой в замахнувшейся для броска руке. Взрыв. Танк встал. Командир упал…
Алёшка, паренёк лет двадцати, стоял и смотрел на лежащего перед ним солдата, бледное, бескровное лицо его друга по роте Андрея, когда-то светящие радостью или грустью голубые глаза, теперь потухшим взглядом, смотрели в серость неба; на груди ряд кровавых пятен, в руках винтовка со штыком, а рядом немец с автоматом в руке…
- Андрюха, как же ты? - обхватив голову руками: - как болит голова… ничего не слышу, - прошептал Алексей, осматриваясь по сторонам и вдруг увидел, как из-под немецкого танка заклубился дым. – Неужели не добили. Ах, ты гад! Что делать?
– шатаясь из стороны в сторону, Он пошёл: - Ни шагу назад… ни шагу назад… - шептал Он.
Танк мчится, давя погибших и раненых советских солдат и немецких. Поле боя огласили стоны и предсмертные крики людей.
- Ни шагу назад!- Он шёл, покачиваясь и спотыкаясь о трупы солдат двух армий: своей и фашисткой. Танк совсем рядом.
Он достал гранату. Одну - единственную: - Не поможет… Ни шагу назад… кто кого… - и вдруг почувствовал, что кто-то схватил его за ногу. Остановился. - Ванька, ты чего? – наклонился над раненым другом, но ни звука в ответ, только движение губ паренька. – Не слышу, Вань! – И тут увидел поднятую руку со связкой гранат. – Ванька, я тебя понял, спасибо, друг!- И только взял гранаты, как тут же рука Ивана безвольно упала вдоль израненного тела. – Ванька, - закричал Лёшка:- Ванька…
Пулемётная очередь. Не слышал её Лёшка, упал, но из последних сил привстал как раз перед приближающимся танком.
- Не отступать!- шептал Лёша,- не отступать. Ни шагу назад… – поднялся: – Смерть фашистам! – замахнулся и кинул гранату в танк. Очередь из автомата. Взрыв.
- Попал… – промелькнула последняя мысль падающего паренька на родную землю, которую защищал он и его товарищи по роте сложившие свои головы ради Родины защищая её от фашисткой нечисти…
И плакала птица, летая над погибшими такими как Ванька и Алексей, Василий...
- Ни шагу назад…
Встал. Не понимая, что с ним и почему он стоит, а тело его, словно решето, лежит вверх лицом и взгляд его глаз устремлён в серость неба от дыма горящих танков.
- Что происходит? – недоумевал Он,- Почему я стою и вижу себя лежащим? Ни шагу назад… лежат Васька, Андрюха… так же, как и я…
- Лёшка, – вдруг услышал Он голос Василия, – иди к нам.
Алексей обернулся на голос и увидел всех, кто с ним не один день, месяц были рядом и вели бои за защиту Родины от фашистов пришедших на их землю, убивать, грабить, разрушать…
- Мужики, вы живы? – удивился он и бросился к ним, раскинув руки для объятий. Необъятное. И не смог никого обнять, словно тень скользнул меж ними. Встал с удивлением смотря на мужиков в военной форме, с серьёзными лицами смотрящих на него. Ни у одного из присутствующих не дрогнул ни один мускул на лице.
– Что происходит?
- Алексей, – вышел вперёд командир роты Николай Иванович, мужчина сорока лет, смотрел на солдата серьёзно без жалости: - Алексей, все мы здесь погибли на этом поле, посмотри, сколько нас и сколько фашистов. Но мы выстояли, хотя и отдали свои жизни… но поверь: это не зря. Фашист встал. Задачу мы выполнили и теперь нам надо уходить... – развернулся и махнув рукой, как бы приглашая следовать за ним, скрылся в дымке. Лешка стоял, боясь двинуться с места.
- Лёш, пора! Пойдём, – прошептал Василий, уходя следом за командиром.
Алексей немного постоял, огляделся и скрылся в дымке, которая тут же исчезла вместе с людьми, будто их не было…
В тишине, над полем брани, звенел одинокий, полный боли и отчаянья крик птицы…