Ч. 431 Теневая сторона блестящего замысла

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2025/02/16/1213

Замысел Николая Карловича Краббе отправить две эскадры в Америку был блестящим: вывести российские корабли в океан и, как говорилось в инструкции начальникам эскадр,
 
«действовать всеми возможными и доступными Вам средствами против наших противников, нанося посредством отдельных крейсеров наичувствительнейший вред и урон неприятельской торговле, или делая нападения всею эскадрою на слабые и мало защищённые места неприятельских колоний».

Против отправления Атлантической эскадры резко выступал российский посол в Англии барон Филипп Иванович Бруннов. По этому поводу вице-адмирал Краббе  в свойственной ему ироничной манере ответил вице-канцлеру Александру Михайловичу Горчакову в письме от 10 октября 1863 года:

«…весьма сожалею, что вновь расхожусь в мнении с маститым и глубоко уважаемым мною Нестором нашей дипломатии о влиянии появления нашей эскадры в Атлантическом океане.

Если Англия, как он пишет и как мы все знаем, так болезненно заботится о неприкосновенности своей торговли, то возможность вредить этой торговле должна, как мне кажется, удалить возможность войны, а не привлечь её.

Быть может,  синопские  выстрелы были причиною падения Севастополя, но если бы выстрелы эти могли в то же время раздастся в океане на путях английской морской торговли, то торговое сословие этой страны, имеющее на ход государственных дел то огромное влияние,

о котором упоминает барон Бруннов, вероятно столь же сильно восстало бы против войны с Россией, как оно всегда восставало и восстаёт против войны с Америкой, несмотря на то, что каждый англичанин ненавидит американца больше всего на свете, за исключением разве француза…

появление эскадры в Нью-Йорке при нынешних политических обстоятельствах вызывает всякого на настоящее объяснение цели снаряжения эскадры, и помешать этому невозможно…».

Царь написал на этом письме Краббе краткую резолюцию: «дельно».

Второй раз сумел вывести корабли в океан для создания потенциальной угрозы, уже в советское время, главнокомандующий ВМФ Сергей Георгиевич Горшков.
 
Можно, разумеется, снабжать корабли с помощью вспомогательных судов продовольствием, водой, топливом, обеспечивать мелким ремонтом на плавучих мастерских, но это дорогое удовольствие.
Кроме того, команды нуждаются в краткосрочном отдыхе на берегу.
 
В случае войны кораблям требовалось истребительное прикрытие авиации, авианосцев в СССР не было, позже стали строить тяжёлые авианесущие крейсеры.
 
Требовались береговые базы в Средиземном море и для обеспечения деятельности оперативных эскадр в Индийском океане.

Для этого завязывалась горячая дружба с Албанией, а позже с Вьетнамом, Кубой, Сирией, Эфиопией и другими странами.

Но вернёмся в девятнадцатый век. Все вопросы снабжения возложили на одного человека, капитана 2 ранга Александра Егоровича Кроуна. Причём ему предстояло в стране, где полыхала гражданская война, закупать всё необходимое для эскадры и фрахтовать судно для доставки в отдалённые точки.

Продовольствие, которым снабдили корабли при отправлении из Кронштадта, оказалось некачественным. Удалось купить в США свежую солонину. Сухари, полученные в Кронштадте, пришли в негодность. Их  ухитрились продать, купили новые сухари у американцев.

25 октября 1863 года Краббе приказал флота генерал-штаб-доктору доложить «о причинах развития скорбута»  на кораблях Атлантической эскадры. Скорбутом тогда называли цингу. Вспышка цинги началась во время перехода из Кронштадта в США.

По договорённости с американскими властями больных моряков разместили в госпиталях, и без того переполненных ранеными. 22 ноября 1863 года Лесовский докладывал Краббе, что 60 человек выписали, но остаются ещё 55 человек больных цингой.

Кроме того, большое число моряков было заражено сифилисом. Интересно, что в архивном документе вместо указания числа таких больных стояло многоточие.
 
Лесовский запретил пускать матросов в увольнение из-за массового дезертирства с кораблей, о чём он доложил Краббе рапортом от 22 октября 1863 года. Но постоянное пребывание на корабле без отдыха на берегу отрицательно сказывалось на здоровье людей.

Начальник Атлантической эскадры жаловался управляющему Морским министерством на то, что команды должным образом не снабжены обмундированием, из-за чего люди простуживаются и болеют.

Сроки носки обмундирования были такими, что матросы иногда донашивали форму, превратившуюся в лохмотья, что, по словам Лесовского, «навлекает на нас сатирические замечания местных свидетелей наших недостатков систем снабжения наших судов обмундированием».

На эскадре отсутствовали карты и лоции районов, в которых предполагалось действовать. Выручили американцы.  По распоряжению морского министра США Гидеона Уэллса каждый русский корабль снабдили картами и лоциями Тихоокеанского и Атлантического побережий.

На кораблях эскадры постоянно что-то ломалось, например, на фрегате «Александр Невский» полностью вышла из строя машина.
 
Американские верфи были заняты ремонтом и строительством кораблей для своего флота, поэтому приходилось терпеливо ждать, когда там появится возможность произвести ремонт на русских кораблях.

О морском сражении не могло быть и речи. Британские броненосные корабли имели на вооружении нарезную артиллерию из стали, а на деревянных русских кораблях находились только чугунные гладкоствольные орудия.

Но мало того, качество орудий было таким, что они не выдерживали даже нескольких выстрелов.

Контр-адмирал Лесовский писал управляющему Морским министерством:
«…К крайнему моему сожалению я вижу себя вынужденным донести вашему превосходительству о новой издержке, которая потребуется для фрегата «Ослябя». От последней пальбы в цель, всего по два выстрела на орудие,

большая часть станочных колёс, бывших уже в довольно расслабленном виде, пришло в совершенную негодность. Прицельные клинья тоже...».

Лесовский просил разрешения купить эти части для орудий у американцев. «Один материал каждого колеса обойдётся в 12 бумажных долларов, т.е. около 10 рублей», - сообщал он Краббе.

Забавно читать в интернете на российских исторических порталах заголовки статей: «Русский флот на защите Северо-Американских Соединенных Штатов» или «Как русские приплыли и спасли США от развала».
 
Продолжение следует

На плакате: броненосный флот США во время Гражданской войны