Меня поразил невероятный ажиотаж вокруг « дубайского шоколада». Откровенное дерьмо по составу и вкусу стало « элитным» шоколадом и по стоимости намного превосходящим самые лучшие мировые марки шоколада. Задумался о том как это возможно в современном мире и куда мы в конце концов придем с такими « супер обновленными» взглядами и вкусами?
Когда-то цивилизация строила соборы, достигавшие неба на основе Творческой интуиции их Создателей. И теперь сотни миллионов людей ежегодно восхищаются их невероятной красотой.
Теперь над нашими горизонтами возвышаются стеклянные башни, построенные банками и бюрократами.
Но дело не только в архитектуре — мы теряем смысл жизни и главное свою Творческую интуицию, надеясь на могущество ИИ.
Вот почему это произошло и возможно ли это исправить?
Строительство Шартрского собора заняло почти столетие. Его витражи превратили солнечный свет в божественное зрелище.
Его строители были анонимны. Они имели невероятной силы Творческую интуицию, которая превзойдет любой ИИ и работали ради чего-то большего, чем они сами.
Сегодня мы годами строим коробки из стали и стекла. Никакой души. Никакой цели. Только прибыль.
«Давид» Микеланджело был не просто статуей — это была гордость Флоренции, символ неповиновения Риму.
Эпоха Возрождения соединила веру и гуманизм, создав произведения, которые до сих пор вызывают благоговение.
Сегодня? Мы видим «публичное искусство», которое выглядит как искореженный металлолом.
Какое из этих четырех фотографий трогает вас? Будьте честны.
К XIX веку трещины стали заметны. Неоклассицизм заменил готический динамизм жесткой симметрией.
Искусство стало политическим, служа государственной власти, а не божественной.
Все еще красиво, но что-то менялось. Переход от сакральной цели к идеологии начался.
Затем наступила промышленная революция.
Города росли, но красота не поспевала. Массовое производство разрушило Творческую интуицию.
Функционализм взял верх.
Однако, даже в викторианскую эпоху они все еще пытались это сделать — достаточно взглянуть на лондонский вокзал Сент-Панкрас или на здание парламента.
А теперь сравните это с сегодняшним днем .
Видите разницу?
Затем пришел модернизм. Школа Баухаус объявила орнаментацию «расточительной».
Ле Корбюзье называл дома «машинами для проживания».
Там, где раньше стояли церкви, выросли башни брутализма. Бетонные плиты заменили гражданскую гордость.
«Эффективность» убила трансцендентность и Творческую интуицию.
Нужны доказательства?
Сравните Верховный суд США (1935 г.) с любым федеральным зданием, построенным за последние 50 лет.
В одном из них есть коринфские колонны и постоянство.
А другой? Офисное здание из стекла и стали, неотличимое от технологического стартапа.
Искусство последовало за тем же упадком. Возрождение дало нам да Винчи и Рафаэля.
XIX век подарил нам Бугро и Альма-Тадему.
20 век? Брызги краски Поллока. Суповые банки Уорхола. Значение стало «субъективным». Красота стала «элитарной». Шоколад тысячи лет производился для усиления жизненной энергии, либидо, продления молодости, улучшения кожи, эффективной борьбы со многими болезнями, а сейчас он превратился в дешевый сладкий десерт состоящий из массы химических добавок усиления вкуса и запаха.
Дело не только во вкусе. Цивилизация, которая перестает стремиться к величию, начинает разлагаться изнутри.
Древний Рим строил грандиозные гражданские сооружения — форумы, акведуки, храмы.
По мере упадка архитектура страна становилась ленивой, искусство — стало потакать желаниям людей , а общество превращалось в потребителя. В результате римская империя разрушилась.
Знакомо? Сегодняшний Запад отдает приоритет небоскребам, максимизирующим ренту, алгоритмическим медиа и одноразовым развлечениям.
Фильмы и музыка создаются для получения максимальной прибыли. Мы тридцать лет на Новый год смотрим одни и те же фильмы , которые были созданы в эпоху СССР. Также и на 8 марта.
Литература следует тенденциям рынка или моде дня; ей не хватает оригинальной мысли и социальной значимости для сознания людей. За тридцать лет после развала СССР нет ни одного настоящего фильма о разведке? Какие то комиксы и пародии. Хотя мы все знаем, когда показывали фильмы « Семнадцать мгновений весны» или « Мертвый сезон» улицы советских городов так люди очень хотели посмотреть эти фильмы.
Возможно, вы думаете, что это просто ностальгия, одержимость прошлым, но это не так — отсутствие красоты и цели имеет реальные последствия.
Исследования показывают, что люди находят классическую архитектуру более комфортной, чем модернистские структуры. Города с историческими центрами привлекают больше туристов.
Истинная Красота не просто субъективна — она формирует благополучие человека. И она может быть создана только невероятно по силе Творческой интуицией!
Итак, куда это ведет. Перед нами два пути:
Одна из них — продолжающийся упадок: больше бесплодия, больше уродства, больше потребительства, мы живем просто потому, что живем...
Другой? Возвращение к жизни, наполненной смыслом. Ренессанс последовал за Черной смертью ( чума). Готические соборы выросли после войны и нестабильности.
Новый Ренессанс возможен. Есть признаки.
Такие архитекторы, как Леон Криер, отвергают модернистские догмы и создают эстетичные архитектурные проекты.
Нам нужно поддерживать их, ценить их, говорить о них...
Новое соборное движение стремится возродить сакральную архитектуру, примером чему служат дрезденская Фрауэнкирхе и собор Святого Саввы.
Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации, или Патриарший собор во имя Воскресения Христова
Это относительно новые соборы, построенные за последние 30 лет.
Такие художники и скульптуры , как Одд Нердрум, Сабин Ховард, Бенджамин Виктор, Григорий Потоцкий и Якопо Кардилло (JAGO) отвергают абстракцию и возвращаются к приемам старых мастеров. Есть еще много...
Величайшие ли они? Конечно, нет.
Но им нужна наша поддержка, и они — наш лучший шанс отобрать искусство у олигархии, которая продолжает продвигать концептуальное искусство, минимализм и абстракцию.
Искусство должно быть великим, потому что в нем есть красота и смысл и создана на основе Творческой интуиции Мастеров , а не потому, что его легче продавать, манипулировать и монетизировать.
Цивилизация, которая перестает верить в в свое величие, не может существовать.
Вопрос не в том, утратили ли мы стремление к красоте, — утратили.
Вопрос в том: кто будет строить снова? Кто создаст следующий Шартр, следующую Флоренцию, следующую Сикстинскую капеллу?
История показывает, что общества вновь обретают смысл, когда достигают точки невозврата.
Мы уже там? Может быть. Может быть и нет и достигнем тогда, когда ИИ завоюет мир? Он точно никогда не будет иметь ни при каких немыслимых совершенствах Творческую интуицию Человека - Мастера
Но кто-то снова построит. Вопрос только в том, будем ли мы с Вами частью этого?