Порталы Интернета
******* Поисковые машины
Наиболее ( и заслуженно ) известны две поисковые машины :
1.
ГУГЛ google.com
2.
Яндекс ya.ru dzen.ru
Яндекс лучше ГУГЛа , так как :
1.
российский ( что в период СВО важно ) ,
2.
даёт более содержательный список ссылок ,
не загромождённый рекламой .
ya.ru лучше чем dzen.ru ,
если надо именно что-то найти , а не читать новости .
******* Порталы видео
Видео вне Ютуба http://proza.ru/2024/12/01/176
- - - - - -
Bushwacker ( Бушвакер ) — автор " стримов " по всемирной истории https://rutube.ru/channel/24217487/videos
Великая и забытая https://rutube.ru/plst/456127/
( документальный сериал , 2010 , Виктор Правдюк )
Дробышевский Станислав Владимирович https://rutube.ru/plst/50957
Общественное движение популяризации науки
« Проекты Станислава Дробышевского » https://rutube.ru/channel/38340913
Исаев Алексей Валерьевич https://rutube.ru/plst/427247
Кургинян Сергей Ервандович https://rossaprimavera.ru/feed/video
Фурсов Андрей Ильич https://dzen.ru/govoritfursov
******* Порталы текстов
***
HomeRead.net
***
https://klassika.ru/
***
http://az.lib.ru/cgi-bin/seek
***
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros
- - - - - -
- - - - - -
***
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
Англоязычная Википедия https://en.wikipedia.org/wiki/
Яндекс-переводчик
https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru
***
Происхождение человека и половой отбор . Дарвинъ https://evol-biol.ru/document/629
***
Рождение сложности рекомендует http://proza.ru/2025/03/13/1333
***
Руководители Санкт-Петербурга — СПб : Издательский Дом " Нева " , М : " ОЛМА-ПРЕСС " , 2003 . — 576 с. .
https://books.google.ru/books?id=
UICLPsXCyKcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
***
Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991 http://www.knowbysight.info/index.asp
***
Толковый словарь Даля онлайн https://slovardalja.net/
***
Циклопедия https://cyclowiki.org/wiki/
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
***** Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
самая известная ( и , возможно , лучшая ) универсальная интернетская энциклопедия .
Большая и относительно надёжная ( достоверная , правдивая ) .
О Википедии на Проза.ру :
Википедия как технический инструмент писателя http://proza.ru/2023/03/24/951
О Википедии и древних книгах http://proza.ru/2023/12/07/142
артист в Википедии http://proza.ru/rec.html?2023/12/29/855
Как правильно цитировать Википедию , Ивану Аверьяну http://proza.ru/2024/05/03/582
***** Циклопедия https://cyclowiki.org/wiki/
на своей главной странице заявляется как
"
универсальная нейтральная викиэнциклопедия , которую создаёте вы ,
ведущая полноценная альтернатива Википедии на русском языке
" .
Сегодня , 10.03.2025 , Циклопедия ,
несомненно , в разы меньше Википедии :
много есть того , что есть в Википедии , но нет в Циклопедии .
Однако иногда
в Циклопедии можно найти то ,
чего пока нет в Википедии .
Иногда статья в Циклопедии
больше , подробнее соответствующей статьи Википедии ,
обычно же наоборот ,
однако бОльшая , в каких-то аспектах более содержательная статья — не всегда благо :
в меньшей статье бывает легче вычленить то , что нужно именно Вам именно сегодня .
Иногда
в Циклопедии и Википедии написано одно и то же ( по содержанию ) ,
но в Циклопедии лучше стилистически , а порою — и грамотнее ( без орфографических и пунктуационных ошибок ) .
!! Иногда
!! цитировать Циклопедию
!! лучше чем
!! цитировать Википедию .
Википедию могут прикрыть !! ( как прикрыли Ютуб ) .
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
***** Даниил Леонидович Андреев
РОЗА МИРА https://rozamira.org/rm/htm/index.html
***** Собрание сочинений В.И. Ленина ( html ) Издание пятое
http://uaio.ru/vil/vilall.htm
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
***** Электронные научные журналы :
Ожирение и метаболизм https://www.omet-endojournals.ru/jour/issue/archive с 2004 года
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Батмангхелидж на HomeRead.net https://homeread.net/search?q=Батмангхелидж
Вы не больны , у вас жажда - страница 16 https://homeread.net/read/
vy-ne-bolny-u-vas-zhazhda
-fereydun-batmanghelidzh?page=16#tx
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
" Рождение сложности " рекомендует http://proza.ru/2025/03/13/1333
[ Марков А. Рождение сложности . Эволюционная биология сегодня : неожиданные открытия и новые вопросы ]
( https://www.litres.ru/book/aleksandr-markov/
rozhdenie-slozhnosti-evolucionnaya-biologiya-
segodnya-neo-6696292/chitat-onlayn/
по состоянию на март 2025 )
рекомендует web-страницы
на близкие , но всё-таки разные темы :
Глава 1
Происхождение жизни
1.1.
В. В. ВЛАСОВ , А. В. ВЛАСОВ . Жизнь начиналась с РНК // Наука из первых рук . № 2 ( 3 ) . 2004 . С. 6–19 .
http://evolbiol.ru/vlasov.htm
13.03.2025
указанная ссылка не работала ,
на указанную статью выводила ссылка https://evol-biol.ru/vlasov.htm
1.2.
Г. А. ЗАВАРЗИН. Становление системы биогеохимических циклов. // Палеонтологический журнал. № 6. 2003. С. 16–24. http://evolbiol. ru/zavarzin2003.htm
12.03.2025
указанная ссылка работала , но выводила на что-то непонятное ,
на указанную статью выводила ссылка https://evol-biol.ru/document/740
1.3.
А. В. МАРКОВ . Обзор " Зарождение жизни . Прокариотная биосфера " 2003–2007 .
http://evolbiol.ru/paleobac.htm
13.03.2025
указанная ссылка не работала ,
работала ссылка https://evol-biol.ru/document/1325
которая выводила , возможно , на указанную статью .
1.4.
A. Ю. РОЗАНОВ . Цианобактерии и , возможно , низшие грибы в метеоритах . 1996 .
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/203.html
12.03.2025
указанная ссылка работала правильно .
Однако надо указать , что
указанное произведение — не большая монография ,
а короткая статья в электронном журнале http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros
( который , видимо , никогда не издавался на бумаге ) .
1.5.
B. Н. СНЫТНИКОВ , В. Н. ПАРМОН . Жизнь создает планеты ? // Наука из первых рук . № о. 2004 . С. 20–31 .
http://evolbiol.ru/npr_snytnikov.pdf
13.03.2025
указанная ссылка не работала ,
работала ссылка https://evolution.powernet.ru/library/lifecreate.htm
которая выводила , возможно , на указанную статью .
1.6.
М. А. ФЕДОНКИН . Сужение геохимического базиса жизни и эвкариотнзация биосферы: причинная связь //
Палеонтологический журнал . № 6 . 2003 . С. 33–40 .
13.03.2025
на указанную статью выводила ссылка https://scorcher.ru/journal/art/art180.php
1.7.
М. А. ФЕДОНКИН . Геохимический голод и становление царств // Химия и жизнь , http://elementy.ru/lib/25583/25585
13.03.2025
указанная ссылка работала правильно .
Однако указание Маркова на бумажный источник
надо дополнить :
Член-корреспондент РАН М. А. Федонкин ,
Палеонтологический институт РАН , Москва
« Химия и жизнь » № 6 , 2003
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Классика короткого 20-го в Интернете
Классика короткого 20-го века в Интернете
Коротким 20-м веком я буду называть
период ( по Григорианскому стилю ) с 28 июля 1914 по 31 декабря 1991 .
28 ( 15 по Юлианскому стилю ) июля 1914
" Австро-Венгрия объявила Сербии войну .
Австро-венгерская тяжёлая артиллерия начала обстрел Белграда ,
а регулярные войска Австро-Венгрии пересекли сербскую границу .
Россия заявила , что не допустит оккупации Сербии .
Во французской армии были прекращены отпуска " [ Первая мировая война // Википедия по состоянию на 07.03.2024 ] .
01 января 1992
в Российской федерации были отпущены цены ,
самая большая союзная республика уже распавшегося СССР
стала жить совсем не по-советски .
Поэтому
01 января 1992 я считаю первым днём постсоветского периода ,
а 31 декабря 1991 — последним днём советского периода .
Классикой короткого 20-го ’ я называю
значимые , по моему мнению , тексты ( книги , журнальные и газетные статьи ) :
1.
опубликованные в указанный период
( при этом они могут быть написаны раньше :
например , ПСС Льва Толстого я считаю классикой короткого 20-го ,
хотя Лев Толстой умер в 1910 ) ,
2.
опубликованные позже ,
но написанные ( или сказанные ) в указанный период .
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
***** К Н И Г И :
Даниил Леонидович Андреев
РОЗА МИРА https://rozamira.org/rm/htm/index.html
https://lib.rmvoz.ru/sites/default/files/fail/roza_mira.pdf
Свет Я. Колумб М.: Молодая гвардия , 1973 .
1.
https://djvu.online/file/
fIhlk7PJC2kIE?ysclid=mh87qfwwa1977568578
Видимо , копия , наиболее близкая к бумажному оригиналу .
2.
https://libcat.ru/knigi/
dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/
237684-3-yakov-svet-kolumb.html#text
Копия , более удобная для чтения ,
но переформатированная ( иначе разбитая на страницы )
и Н Е П О Л Н А Я .
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
О Данииле Андрееве его жена Алла Андреева
"
Каждая книга , каких бы вопросов она ни касалась , создаётся
определённым человеком , живущим в данной эпохе и в данном времени .
И неминуемо
эта книга несёт на себе отпечаток времени
и отпечаток личности автора в конкретных условиях его жизни и судьбы .
Автор " Розы Мира " — Даниил Леонидович Андреев ,
сын знаменитого русского писателя предреволюционной эпохи Леонида Андреева ,
родился 2 ноября ( по новому стилю ) 1906 года в Берлине .
Мать , любимая всеми Александра Михайловна Велигорская , скончалась от послеродового заболевания .
Осиротевшего ребёнка взяла тётка , Елизавета Михайловна , жена московского врача Филиппа Александровича Доброва .
В этой семье он и жил как родной сын .
Внешняя канва жизни Даниила Андреева такова .
Гимназия , законченная уже как советская школа .
Университет для сына " непролетарского " писателя оказался закрытым .
Даниил Леонидович закончил Высшие литературные курсы .
С окончанием этих курсов совпало ясное понимание несовместимости
своего поэтического дара с требованиями реальной жизни тех лет .
Поэтому
для заработка Даниил Леонидович стал художником-шрифтовиком ,
а творческой работе над стихами и прозой ,
которые не могли увидеть свет , были отданы ночи .
Начало войны прервало его работу над большим романом " Странники ночи " .
В начале зимы 1942 года он был мобилизован .
В армии , по состоянию здоровья , служил нестроевым рядовым .
Шёл через Ладогу , " Ледовой трассой " в осаждённый Ленинград ,
хоронил убитых в братских могилах , читая над ними заупокойные молитвы .
В Москву вернулся в конце войны
и снова стал ночами работать над романом и стихами .
В апреле 1947 года нас арестовали .
Дальше были
полуторагодичное следствие на Лубянке и в Лефортове
и приговор Особого совещания :
25 лет тюрьмы Даниилу Леонидовичу ,
25 лет лагеря — мне .
Всё , написанное до ареста — роман и стихи , — было уничтожено ,
как и письма Леонида Андреева и наша с Даниилом фронтовая переписка .
Даниил Леонидович отбывал срок во Владимирской тюрьме .
Хрущёвская Комиссия по пересмотру дел политзаключённых уменьшила этот срок с 25 до 10 лет .
Он вернулся " на волю " в апреле 1957 года
в состоянии безнадёжном после инфаркта , перенесённого в тюрьме в 1954 году .
Неполных два года бездомного существования были посвящены работе
над черновиками произведений , написанных в тюрьме , которые удалось спасти .
Умер Даниил Леонидович Андреев 30 марта 1959 года ,
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище , рядом с матерью .
Всё , выявлением и огранкой чего была эта внешняя жизнь , можно определить как особый склад личности .
Каковы же черты этого особого склада личности автора " Розы Мира "
и многих поэтических произведений ,
составляющих вместе с ней единое , неразрывное и совершенно уникальное явление в истории культуры ?
С детских лет — ярко выраженный творческий склад .
Даже точнее : поэтический склад с повышенной чуткостью к звучанию слова .
Творчество было для него содержанием и смыслом жизни — выполнением долга , возложенного на поэта свыше .
Очень рано проявившаяся любовь к истории , особенно русской истории .
Именно — не заинтересованность , не увлечение , а страстная любовь ,
особое чувство истории как живого потока ,
в котором пребывают — и отнюдь не пассивно — все наши жизни .
Самое же главное — органическая , структурная религиозность .
Семья Добровых , в которой вырос и жил Даниил Леонидович , была московской патриархальной православной семьёй .
Это то главное ,
что отличало её от многих интеллигентных семей того времени ,
в частности от семьи Леонида Андреева .
Даниил Леонидович всю жизнь
с горячей благодарностью Судьбе вспоминал своё детство в этой семье .
Но религиозным он был не только в силу воспитания и жизни в православной среде .
У него была не унаследованная приверженность вере ,
а именно религиозная структура , самая основа личности .
Для людей этого типа
мир никогда не бывает полностью замкнут ,
всегда сквозь мир " этот " просвечивает мир " иной " .
Позже в своей книге
художественному творчеству людей такого типа Андреев даст определение : сквозящий реализм .
Так же , как есть подвижники в вере , есть подвижники в творчестве .
Таким был Даниил Андреев ,
писавший черновики " Розы Мира " в камере Владимирской тюрьмы
и заканчивавший саму книгу в те 23 месяца бездомного скитания ,
которые оставались смертельно больному человеку до кончины .
Он жил и умер как православный христианин .
Каждую минуту этих последних двадцати трёх месяцев ( кроме проведённых в больнице )
я была с ним . При мне написана каждая страница этой книги ,
и мне в руки он её отдал : хранить , пока жива . И опубликовать ,
если такое время наступит при моей жизни .
" Роза Мира " создана на основе личного духовного опыта автора .
Даниил не был ни теософом , ни антропософом , ни кем-либо ещё такого плана .
Состояния особого видения ,
посещавшие его с ранней юности ,
а в тюрьме перешедшие в ровный и сильный свет трансфизического з н а н и я ( разрядка Андреевой , — И.Ш. ) ,
есть редкий , но встречающийся у людей дар Светлых Сил . В принадлежности этих Сил Свету
не остаётся сомнений , когда читаешь книгу .
В начале " Розы Мира " сам автор рассказывает , как
одно из первых озарений , давших ощущение живой связи с миром Света ,
пришло к нему в церкви ,
во время чтения акафиста святому Серафиму Саровскому , которого он особо чтил всю жизнь .
Маленький образок Преподобного
был с ним на фронте , уцелел в тюрьме , а теперь всегда со мной .
Единственным , что помогало
в достижении тех состояний , на основе которых написана " Роза Мира " ,
была молитва .
До ареста ещё — посещение храма .
Даниил рассказывал мне , как ездил в Радонеж ,
где колокола звонили в один из последних дней колокольного звона на Руси
в 1929 году , — провожал этот звон до конца .
И Господь дал нам
вместе услышать начало колокольного звона ,
когда ожил голос Новодевичьего монастыря в Сочельник 1946 года .
Мы шли на Новодевичье кладбище , на могилу матери Даниила ,
когда в одно мгновение воздух наполнился этим потрясающим звуком ,
а прохожие , тайком взглядывая друг на друга , тихо плакали .
" Роза Мира " довольно широко известна ,
хотя бы в отрывках и в искажённых копиях .
Конечно , она вызывает к себе далеко не однозначное отношение .
В книге безусловно есть места , не согласующиеся с ортодоксальными положениями Православия .
Но надо помнить , что
написана она не богословом , не философом , но п о э т о м ( разрядка Андреевой , — И.Ш. ) ,
и написана в сталинское время , в тюрьме .
Есть в книге понятие , одно из центральных ,
неприемлемое для строго православных людей , — интеррелигия .
Вот здесь и необходимо обратиться ко времени ,
в котором прошла наша жизнь до ареста , а для Даниила — вся его жизнь .
Надо постараться понять реальные духовные условия того времени .
Сейчас стали известны бесчисленные факты бесправия , жестокости ,
обесценения самого понятия " человеческая личность " .
Но никакие факты не передают главного :
того воздуха торжествующей антидуховности , того
осязаемого , каждодневного проникновения , оплетения
всей жизни тёмными , то есть дьявольскими силами .
Всё , относящееся к религии , расценивалось как преступление .
Атеизм был не просто властвующей государственной религией .
Он был
воинствующей , командующей , облечённой неограниченной властью
программой уничтожения всего , что мы обобщаем понятием " духовный " .
Не надо забывать одной из официальных организаций того времени :
общества " Воинствующий безбожник " со своим журналом и полной свободой и безнаказанностью действий ,
которой эти безумцы пользовались в полной мере .
В такое время , в такой атмосфере возникает
не современный экуменизм с поездками по разным странам и торжественными конференциями ,
а живое ощущение основного противостояния : Бог — и — дьявол . И все , кто служит Богу
или тихо и неумело стремится к Нему каким-либо путём , — спутники .
В романе Даниила Андреева , погибшем на Лубянке ,
была сцена , которую я хочу рассказать .
Один из героев романа , индолог Леонид Фёдорович Глинский , руководитель
подпольной группы московских мечтателей , возводящих невидимое здание духовного противостояния эпохи ,
— арестован . Набитая разнородными людьми камера 1937 года на Лубянке .
Допросы . Совершенно безнадёжное будущее — для всех одно .
В этой же камере вместе с Глинским находятся православный священник и мулла .
Не говоря друг другу ни слова , эти трое по очереди молятся обо всех остальных . Молча .
Когда того , кто молится сейчас , ведут на допрос или он совершенно изнемогает ,
он взглядом передаёт свою молитвенную стражу одному из двух оставшихся .
Канонически это , конечно , недопустимо .
Но я не думаю , что
нашёлся бы священнослужитель , осуждающий этих людей .
Я не сомневаюсь в том , что были священники ,
молящиеся за всех , а не только за православных .
Эта сцена из романа — ключ
к тому , что в " Розе Мира " неудачно названо " интеррелигией " .