Порталы Интернета

Иван Шмаков 3
Порталы Интернета

            ******* Поисковые машины

Наиболее ( и заслуженно ) известны две поисковые машины :
1.
ГУГЛ   google.com
2.
Яндекс   ya.ru   dzen.ru

      Яндекс лучше ГУГЛа , так как :
1.
российский ( что в период СВО важно ) ,
2.
даёт более содержательный список ссылок ,
не загромождённый рекламой .

      ya.ru   лучше чем   dzen.ru ,
если надо именно что-то найти , а не читать новости .


            ******* Порталы видео

Видео вне Ютуба   http://proza.ru/2024/12/01/176

- - - - - -

Bushwacker ( Бушвакер ) — автор " стримов " по всемирной истории   https://rutube.ru/channel/24217487/videos

Великая и забытая   https://rutube.ru/plst/456127/
( документальный сериал , 2010 , Виктор Правдюк )

Дробышевский Станислав Владимирович   https://rutube.ru/plst/50957

    Общественное движение популяризации науки
    « Проекты Станислава Дробышевского »   https://rutube.ru/channel/38340913

Исаев Алексей Валерьевич   https://rutube.ru/plst/427247

Кургинян Сергей Ервандович   https://rossaprimavera.ru/feed/video

Фурсов Андрей Ильич   https://dzen.ru/govoritfursov


            ******* Порталы текстов
***
HomeRead.net
***
https://klassika.ru/
***
http://az.lib.ru/cgi-bin/seek
***
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros
- - - - - -
- - - - - -
***
Википедия   https://ru.wikipedia.org/wiki/
    Англоязычная Википедия   https://en.wikipedia.org/wiki/
        Яндекс-переводчик
https://translate.yandex.ru/?source_lang=en&target_lang=ru
***
Происхождение человека и половой отбор .  Дарвинъ   https://evol-biol.ru/document/629
***
Рождение сложности рекомендует   http://proza.ru/2025/03/13/1333
***
Руководители Санкт-Петербурга  —  СПб :  Издательский Дом  " Нева " ,  М :  " ОЛМА-ПРЕСС " , 2003 .  —  576 с. .
https://books.google.ru/books?id=
UICLPsXCyKcC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
***
Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991   http://www.knowbysight.info/index.asp
***
Толковый словарь Даля онлайн   https://slovardalja.net/
***
Циклопедия   https://cyclowiki.org/wiki/

- - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - -

***** Википедия   https://ru.wikipedia.org/wiki/
самая известная ( и , возможно , лучшая ) универсальная интернетская энциклопедия .
Большая и относительно надёжная ( достоверная , правдивая ) .
О Википедии на Проза.ру :
    Википедия как технический инструмент писателя   http://proza.ru/2023/03/24/951

    О Википедии и древних книгах   http://proza.ru/2023/12/07/142

    артист в Википедии   http://proza.ru/rec.html?2023/12/29/855

    Как правильно цитировать Википедию , Ивану Аверьяну   http://proza.ru/2024/05/03/582

***** Циклопедия   https://cyclowiki.org/wiki/
на своей главной странице заявляется как
"
универсальная нейтральная викиэнциклопедия , которую создаёте вы ,
ведущая полноценная альтернатива Википедии на русском языке
" .
Сегодня , 10.03.2025 , Циклопедия ,
несомненно , в разы меньше Википедии :
много есть того , что есть в Википедии , но нет в Циклопедии .
      Однако иногда
в Циклопедии можно найти то ,
чего пока нет в Википедии .
      Иногда статья в Циклопедии
больше , подробнее соответствующей статьи Википедии ,
обычно же наоборот ,
однако бОльшая , в каких-то аспектах более содержательная статья — не всегда благо :
в меньшей статье бывает легче вычленить то , что нужно именно Вам именно сегодня .
      Иногда
в Циклопедии и Википедии написано одно и то же ( по содержанию ) ,
но в Циклопедии лучше стилистически , а порою — и грамотнее ( без орфографических и пунктуационных ошибок ) .
    !!  Иногда
    !!  цитировать Циклопедию
    !!  лучше чем
    !!  цитировать Википедию .
Википедию могут прикрыть !! ( как прикрыли Ютуб ) .

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

*****  Даниил Леонидович Андреев
РОЗА МИРА   https://rozamira.org/rm/htm/index.html

*****  Собрание сочинений В.И. Ленина ( html )   Издание пятое
http://uaio.ru/vil/vilall.htm

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

*****  Электронные научные журналы :

Ожирение и метаболизм   https://www.omet-endojournals.ru/jour/issue/archive   с 2004 года

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Батмангхелидж на    HomeRead.net   https://homeread.net/search?q=Батмангхелидж

Вы не больны , у вас жажда - страница 16   https://homeread.net/read/
vy-ne-bolny-u-vas-zhazhda
-fereydun-batmanghelidzh?page=16#tx

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

" Рождение сложности " рекомендует   http://proza.ru/2025/03/13/1333

[ Марков А.  Рождение сложности .  Эволюционная биология сегодня : неожиданные открытия и новые вопросы ]
( https://www.litres.ru/book/aleksandr-markov/
rozhdenie-slozhnosti-evolucionnaya-biologiya-
segodnya-neo-6696292/chitat-onlayn/
по состоянию на март 2025 )
      рекомендует web-страницы
на близкие , но всё-таки разные темы :

            Глава 1
            Происхождение жизни
1.1.
В. В. ВЛАСОВ , А. В. ВЛАСОВ .  Жизнь начиналась с РНК // Наука из первых рук . № 2 ( 3 ) . 2004 . С. 6–19 .
http://evolbiol.ru/vlasov.htm
    13.03.2025
    указанная ссылка не работала ,
    на указанную статью выводила ссылка   https://evol-biol.ru/vlasov.htm
1.2.
Г. А. ЗАВАРЗИН. Становление системы биогеохимических циклов. // Палеонтологический журнал. № 6. 2003. С. 16–24. http://evolbiol. ru/zavarzin2003.htm
    12.03.2025
    указанная ссылка работала , но выводила на что-то непонятное ,
    на указанную статью выводила ссылка   https://evol-biol.ru/document/740
1.3.
А. В. МАРКОВ . Обзор " Зарождение жизни . Прокариотная биосфера " 2003–2007 .
http://evolbiol.ru/paleobac.htm
    13.03.2025
    указанная ссылка не работала ,
    работала ссылка   https://evol-biol.ru/document/1325
    которая выводила , возможно , на указанную статью .
1.4.
A. Ю. РОЗАНОВ . Цианобактерии и , возможно , низшие грибы в метеоритах . 1996 .
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/203.html
    12.03.2025
    указанная ссылка работала правильно .
        Однако надо указать , что
    указанное произведение — не большая монография ,
    а короткая статья в электронном журнале   http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros
    ( который , видимо , никогда не издавался на бумаге ) .
1.5.
B. Н. СНЫТНИКОВ , В. Н. ПАРМОН . Жизнь создает планеты ? // Наука из первых рук .  № о. 2004 . С. 20–31 .
http://evolbiol.ru/npr_snytnikov.pdf
    13.03.2025
    указанная ссылка не работала ,
    работала ссылка   https://evolution.powernet.ru/library/lifecreate.htm
    которая выводила , возможно , на указанную статью .
1.6.
М. А. ФЕДОНКИН . Сужение геохимического базиса жизни и эвкариотнзация биосферы: причинная связь //
Палеонтологический журнал .  № 6 . 2003 . С. 33–40 .
    13.03.2025
    на указанную статью выводила ссылка https://scorcher.ru/journal/art/art180.php
1.7.
М. А. ФЕДОНКИН . Геохимический голод и становление царств // Химия и жизнь ,   http://elementy.ru/lib/25583/25585
13.03.2025
указанная ссылка работала правильно .
    Однако указание Маркова на бумажный источник
надо дополнить :
Член-корреспондент РАН М. А. Федонкин ,
Палеонтологический институт РАН , Москва
« Химия и жизнь » № 6 , 2003

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Классика короткого 20-го в Интернете

Классика короткого 20-го века в Интернете

      Коротким 20-м веком я буду называть
период ( по Григорианскому стилю ) с 28 июля 1914 по 31 декабря 1991 .

      28 ( 15 по Юлианскому стилю ) июля 1914
" Австро-Венгрия объявила Сербии войну .
Австро-венгерская тяжёлая артиллерия начала обстрел Белграда ,
а регулярные войска Австро-Венгрии пересекли сербскую границу .
Россия заявила , что не допустит оккупации Сербии .
Во французской армии были прекращены отпуска " [ Первая мировая война // Википедия по состоянию на 07.03.2024 ] .

      01 января 1992
в Российской федерации были отпущены цены ,
самая большая союзная республика уже распавшегося СССР
стала жить совсем не по-советски .
Поэтому
01 января 1992 я считаю первым днём постсоветского периода ,
а 31 декабря 1991 — последним днём советского периода .


      Классикой короткого 20-го ’ я называю
значимые , по моему мнению , тексты ( книги , журнальные и газетные статьи ) :
1.
опубликованные в указанный период
( при этом они могут быть написаны раньше :
например , ПСС Льва Толстого я считаю классикой короткого 20-го ,
хотя Лев Толстой умер в 1910 ) ,
2.
опубликованные позже ,
но написанные ( или сказанные ) в указанный период .

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

            *****  К Н И Г И :

Даниил Леонидович Андреев
РОЗА МИРА   https://rozamira.org/rm/htm/index.html
https://lib.rmvoz.ru/sites/default/files/fail/roza_mira.pdf

Свет Я. Колумб М.: Молодая гвардия , 1973 .
    1.
    https://djvu.online/file/
fIhlk7PJC2kIE?ysclid=mh87qfwwa1977568578
    Видимо , копия , наиболее близкая к бумажному оригиналу .
    2.
    https://libcat.ru/knigi/
dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/
237684-3-yakov-svet-kolumb.html#text
    Копия , более удобная для чтения ,
    но переформатированная ( иначе разбитая на страницы )
    и  Н Е П О Л Н А Я .

- - - - - - - - - - - - - - - - - -

О Данииле Андрееве его жена Алла Андреева

"
      Каждая книга , каких бы вопросов она ни касалась , создаётся
определённым человеком , живущим в данной эпохе и в данном времени .
И неминуемо
эта книга несёт на себе отпечаток времени
и отпечаток личности автора в конкретных условиях его жизни и судьбы .
      Автор " Розы Мира " — Даниил Леонидович Андреев ,
сын знаменитого русского писателя предреволюционной эпохи Леонида Андреева ,
родился 2 ноября ( по новому стилю ) 1906 года в Берлине .
      Мать , любимая всеми Александра Михайловна Велигорская , скончалась от послеродового заболевания .
Осиротевшего ребёнка взяла тётка , Елизавета Михайловна , жена московского врача Филиппа Александровича Доброва .
В этой семье он и жил как родной сын .


Внешняя канва жизни Даниила Андреева такова .

Гимназия , законченная уже как советская школа .
      Университет для сына " непролетарского " писателя оказался закрытым .
Даниил Леонидович закончил Высшие литературные курсы .
      С окончанием этих курсов совпало ясное понимание несовместимости
своего поэтического дара с требованиями реальной жизни тех лет .
Поэтому
для заработка Даниил Леонидович стал художником-шрифтовиком ,
а творческой работе над стихами и прозой ,
которые не могли увидеть свет , были отданы ночи .

Начало войны прервало его работу над большим романом " Странники ночи " .
      В начале зимы 1942 года он был мобилизован .
В армии , по состоянию здоровья , служил нестроевым рядовым .
Шёл через Ладогу , " Ледовой трассой " в осаждённый Ленинград ,
хоронил убитых в братских могилах , читая над ними заупокойные молитвы .
      В Москву вернулся в конце войны
и снова стал ночами работать над романом и стихами .

В апреле 1947 года нас арестовали .
      Дальше были
полуторагодичное следствие на Лубянке и в Лефортове
и приговор Особого совещания :
25 лет тюрьмы Даниилу Леонидовичу ,
25 лет лагеря — мне .
      Всё , написанное до ареста — роман и стихи , — было уничтожено ,
как и письма Леонида Андреева и наша с Даниилом фронтовая переписка .

Даниил Леонидович отбывал срок во Владимирской тюрьме .
      Хрущёвская Комиссия по пересмотру дел политзаключённых уменьшила этот срок с 25 до 10 лет .
Он вернулся " на волю " в апреле 1957 года
в состоянии безнадёжном после инфаркта , перенесённого в тюрьме в 1954 году .
      Неполных два года бездомного существования были посвящены работе
над черновиками произведений ,  написанных в тюрьме ,  которые удалось спасти .

      Умер Даниил Леонидович Андреев 30 марта 1959 года ,
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище , рядом с матерью .


Всё , выявлением и огранкой чего была эта внешняя жизнь , можно определить как особый склад личности .
      Каковы же черты этого особого склада личности автора " Розы Мира "
и многих поэтических произведений ,
составляющих вместе с ней единое , неразрывное и совершенно уникальное явление в истории культуры ?

      С детских лет — ярко выраженный творческий склад .
Даже точнее :  поэтический склад с повышенной чуткостью к звучанию слова .
Творчество было для него содержанием и смыслом жизни — выполнением долга , возложенного на поэта свыше .
      Очень рано проявившаяся любовь к истории , особенно русской истории .
Именно — не заинтересованность , не увлечение , а страстная любовь ,
особое чувство истории как живого потока ,
в котором пребывают — и отнюдь не пассивно —  все наши жизни .

Самое же главное — органическая , структурная религиозность .

      Семья Добровых , в которой вырос и жил Даниил Леонидович , была московской патриархальной православной семьёй .
Это то главное ,
что отличало её от многих интеллигентных семей того времени ,
в частности от семьи Леонида Андреева .
      Даниил Леонидович всю жизнь
с горячей благодарностью Судьбе вспоминал своё детство в этой семье .
Но религиозным он был не только в силу воспитания и жизни в православной среде .
      У него была не унаследованная приверженность вере ,
а именно религиозная структура , самая основа личности .
Для людей этого типа
мир никогда не бывает полностью замкнут ,
всегда сквозь мир " этот " просвечивает мир " иной " .
Позже в своей книге
художественному творчеству людей такого типа Андреев даст определение :  сквозящий реализм .

      Так же , как есть подвижники в вере , есть подвижники в творчестве .
Таким был Даниил Андреев ,
писавший черновики " Розы Мира " в камере Владимирской тюрьмы
и заканчивавший саму книгу в те 23 месяца бездомного скитания ,
которые оставались смертельно больному человеку до кончины .

Он жил и умер как православный христианин .
      Каждую минуту этих последних двадцати трёх месяцев ( кроме проведённых в больнице )
я была с ним .       При мне написана каждая страница этой книги ,
и мне в руки он её отдал :  хранить , пока жива .   И опубликовать ,
если такое время наступит при моей жизни .


" Роза Мира " создана на основе личного духовного опыта автора .
      Даниил не был ни теософом , ни антропософом ,  ни кем-либо ещё такого плана .
Состояния особого видения ,
посещавшие его с ранней юности ,
а в тюрьме перешедшие в ровный и сильный свет трансфизического  з н а н и я  ( разрядка Андреевой , — И.Ш. ) ,
есть редкий , но встречающийся у людей дар Светлых Сил .   В принадлежности этих Сил Свету
не остаётся сомнений , когда читаешь книгу .
      В начале " Розы Мира " сам автор рассказывает , как
одно из первых озарений , давших ощущение живой связи с миром Света ,
пришло к нему в церкви ,
во время чтения акафиста святому Серафиму Саровскому , которого он особо чтил всю жизнь .
      Маленький образок Преподобного
был с ним на фронте , уцелел в тюрьме , а теперь всегда со мной .

      Единственным , что помогало
в достижении тех состояний , на основе которых написана " Роза Мира " ,
была молитва .
До ареста ещё — посещение храма .
      Даниил рассказывал мне , как ездил в Радонеж ,
где колокола звонили в один из последних дней колокольного звона на Руси
в 1929 году , — провожал этот звон до конца .
      И Господь дал нам
вместе услышать начало колокольного звона ,
когда ожил голос Новодевичьего монастыря в Сочельник 1946 года .
Мы шли на Новодевичье кладбище , на могилу матери Даниила ,
когда в одно мгновение воздух наполнился этим потрясающим звуком ,
а прохожие , тайком взглядывая друг на друга , тихо плакали .


" Роза Мира " довольно широко известна ,
хотя бы в отрывках и в искажённых копиях .
      Конечно , она вызывает к себе далеко не однозначное отношение .
В книге безусловно есть места , не согласующиеся с ортодоксальными положениями Православия .
Но надо помнить , что
написана она не богословом , не философом , но  п о э т о м  ( разрядка Андреевой , — И.Ш. ) ,
и написана в сталинское время , в тюрьме .


      Есть в книге понятие , одно из центральных ,
неприемлемое для строго православных людей , — интеррелигия .

      Вот здесь и необходимо обратиться ко времени ,
в котором прошла наша жизнь до ареста , а для Даниила — вся его жизнь .
Надо постараться понять реальные духовные условия того времени .

Сейчас стали известны бесчисленные факты бесправия , жестокости ,
обесценения самого понятия " человеческая личность " .
      Но никакие факты не передают главного :
того воздуха торжествующей антидуховности , того
осязаемого , каждодневного проникновения , оплетения
всей жизни тёмными , то есть дьявольскими силами .
Всё , относящееся к религии , расценивалось как преступление .
      Атеизм был не просто властвующей государственной религией .
Он был
воинствующей , командующей , облечённой неограниченной властью
программой уничтожения всего , что мы обобщаем понятием " духовный " .
      Не надо забывать одной из официальных организаций того времени :
общества " Воинствующий безбожник " со своим журналом и полной свободой и безнаказанностью действий ,
которой эти безумцы пользовались в полной мере .

      В такое время , в такой атмосфере возникает
не современный экуменизм с поездками по разным странам и торжественными конференциями ,
а живое ощущение основного противостояния :  Бог — и — дьявол .     И все ,  кто служит Богу
или тихо и неумело стремится к Нему каким-либо путём ,  —  спутники .

      В романе Даниила Андреева , погибшем на Лубянке ,
была сцена , которую я хочу рассказать .
        Один из героев романа , индолог Леонид Фёдорович Глинский ,  руководитель
    подпольной группы московских мечтателей , возводящих невидимое здание духовного противостояния эпохи ,
    — арестован .          Набитая разнородными людьми камера 1937 года на Лубянке .
    Допросы .  Совершенно безнадёжное будущее — для всех одно .

    В этой же камере вместе с Глинским находятся православный священник и мулла .
        Не говоря друг другу ни слова , эти трое по очереди молятся обо всех остальных .  Молча .
    Когда того , кто молится сейчас , ведут на допрос или он совершенно изнемогает ,
    он взглядом передаёт свою молитвенную стражу одному из двух оставшихся .

    Канонически это , конечно , недопустимо .
        Но я не думаю , что
    нашёлся бы священнослужитель , осуждающий этих людей .
Я не сомневаюсь в том , что были священники ,
молящиеся за всех , а не только за православных .
      Эта сцена из романа — ключ
к тому , что в " Розе Мира " неудачно названо " интеррелигией " .