ГЛАВА 33. О Тихвинской иконе Божией Матери.
На окне у пономарки появился образ Богородицы с иконописным типом «Одигитрия», в переводе с греческого «Путеводительница», но с очень не отчетливым изображением. Практически невозможно определить, какой Богородичный образ изображен. Икона явно храмовая, большого формата. Написана, как будто, на каком - то прессованном материале. И местами есть выбоины, возможно от не надлежащего хранения. Свечницы просветили, что это образ Божией Матери Тихвинской. Каково же было удивление, когда спустя время, икона начала самообновляться. Проявились багряные краски Богородичного облачения – мафория. Отчетливо проявился лик Богоматери и Богомладенца, сидящего на ее коленях. Одно время икону убрали в алтарь, но сейчас она выставлена в основном приделе храма для поклонения верующим.
Елене вспомнилось, как в теплом и ясном сентябре две тысячи седьмого года довелось побывать в городе Тихвине, Ленинградской области. Это был рабочий семинар. Культурная программа включала в себя посещение Успенского монастыря, где находится, чуть раньше в 1995 году торжественно вернувшийся в Россию из Америки святой образ Божией Матери Тихвинской.
Так рассказывала об этом событии экскурсовод:
- До революционных событий 1917 года в течение многих столетий икона пребывала в Успенском храме при монастыре, а затем начались религиозные гонения, священников расстреливали, храмы и монастыри оскверняли и разрушали, иконы уничтожали. Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона избежала печальной участи: ее передали в краеведческий музей. Из запасников музея икона была извлечена во время немецкой оккупации, переправлена в Псков, затем в Литву, Германию, а в середине прошлого столетия образ Тихвинской Богоматери оказался в США, в православном храме в Чикаго. Настоятель храма указал в завещании: икона должна вернуться на родину, но только тогда, когда храм и монастырь будут восстановлены и освящены.
Икону везли в Тихвин через Ригу, Москву и Санкт - Петербург, и по дороге ей воздавали почести сотни тысяч людей. В город образ Богородицы доставляли спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами.
Интересно послушать экскурсовода о прошлом и настоящем обители, но сердце рвется к Владычице пока вся группа разглядывает колокола на звоннице, пока до начала вечерней службы есть время и возможность в тишине и уединении поклониться и приложиться к Чудотворной. Елена до сих пор с трепетом сердечным вспоминает эту встречу.
И недостойная, и неумелая, и растерянная встала на колени перед Матушкой, Царицей Небесной, и произносит имена тех, кто дорог. Спохватывается, что надо помолиться и о тех, кто просил вздохнуть и о них.. Сокрушается, что делает это в смятении сердца, как будто второпях. И понимает, что самое лучшее, что можно сделать - это передоверить состояние своей души Богородице:
- Ты Сама услыши нас и восполни наше прошение милостивным и милосердным Своим заступлением перед Сыном Твоим за нас, молящихся Тебе.
Город невелик и по – хорошему, провинциален. Было выделено время и для посещения музея Николая Римского - Корсакова, размещенного в доме их рода, построенного прадедом - дворянином на месте явления иконы
Божией Матери Тихвинской. Первоначально явление иконы в Тихвине связана с периодом иконоборчества, а также гордыней и многочисленными грехами византийцев в 1383 году. Считается, что чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и по воздуху перенесся в русский городок Тихвин, что в новгородских землях. Многочисленные свидетели указывали, что икону, которую несли ангелы, видели на Руси ровно семь раз. Божья Матерь сама выбрала место на берегу реки Тихвинки, где впоследствии специально для нее был построен храм, а еще позже - основан монастырь.
Как хорош чистый русский язык немолодой женщины - экскурсовода! Это, пожалуй, единственное из многих других музейных посещений в разные времена жизни, которое оставило у Елены такой яркий след в памяти. Так, наверное, бывает всегда, когда хочется поделиться с другими частичкой своего сердца, и так поступила экскурсовод, рассказывая о музее, вкладывая в рассказ гордость за отечество, за его лучших сынов, за тех, кто составил честь и славу России.
Цитирует слова отца Римского - Корсакова, который сделал запись о воспитании сына:
- До десяти лет будь сыну повелителем, от десяти до двадцати лет - отцом, от двадцати лет и до конца жизни - другом .
Продолжение:http://proza.ru/2025/03/14/878