ГЛАВА 37. «…не думайте, что говорить…» ( Матф.10.12)
Железная дорога всегда была государством в Государстве. Устав, дисциплина, вопросы безопасности, традиции, в конце концов. Но и до нее реформаторы добрались. Началось это с процесса оптимизации.
С разных сторон этот процесс смотрится по - разному. Со стороны руководства это уменьшение расходов для увеличения доходов. А со стороны работников, которые эти расходы и представляют собой, перекладывание служебных обязанностей на оставшихся сотрудников, после сокращения численности коллектива.
Сначала разделили службы управления Октябрьской дороги и Ржевского отделения на дирекции ( в мутной воде перестроечных процессов всегда легче «рыбку» ловить). Позже эти созданные дирекции стали переподчинять, укрупнять, еще раз оптимизировать. Кого из менеджеров, стоящих во главе этих процессов волновали вопросы обеспечения безопасности? Доходы и еще раз доходы! Это то, что интересовало в первую очередь тех, кто к расходу этих доходов имел непосредственное отношение.
Елене пришлось осваивать новую профессию – инженер по охране труда во вновь созданной дирекции по перевозке пассажиров. Это и межобластные перевозки и пригородные. Работа на совершенно пустом месте. Нормативная база просто отсутствовала.
По каждой профессии необходимо было разработать инструкции с соблюдением всех особенностей рабочих мест. А это еще и знание технологии выполнения рабочих процессов, вопросы электробезопасности, пожарной безопасности, промсанитарии. Профессий порядочный перечень: проводники пассажирских вагонов, слесаря по ремонту подвижного состава, осмотрщики - ремонтники, поездные электромеханики, мойщики - уборщики подвижного состава; билетные кассиры, дежурные по вокзалу и др. А на вокзалах еще и ресторан, и буфет. Значит, нормативные документы разрабатывать еще и на эти рабочие места. Два вокзала в Ржеве отапливались от котельных, работающих на угле и находящихся в подвальных помещениях послевоенной постройки. Значит и о кочегарах надо позаботиться.
Бабушкина присказка из детства была как нельзя кстати:
- Глаза боятся, руки делают.
Да и утверждение Сергея Алексеевича о том, что человек, имеющий высшее образование способен разобраться во многих вопросах, тоже немного бодрило. Выбора - то все равно не было. Хорошо, что хоть эта должность ей досталась. Справилась! Через многие труды, переживания, курсы, консультации - справилась!
Упорные слухи о том, что впереди ждут новые реорганизации, и в их услугах железная дорога не будет нуждаться, угнетали. Надо доучить детей, дать им образование, да просто доработать до пенсии, а это целых пять лет. И весь огромный накопленный опыт не востребован и никому не будет нужен. Если и случались объявления о том, что на каком - то предприятии требуется специалист, как издевательство, предполагался возрастной ценз – до тридцати пяти лет.
Телефонный звонок с предложением перейти работать в дистанцию пути, потому что их инженер переходит работать в профсоюзную организацию, был очень неожиданным. Все-таки неплохая репутация, которую Лена приобрела, как специалист, дорогого стоит. Правда, это совсем новая сфера, снова осваивание специфики профессий, контингент…Грубый физический труд, условия труда – рельсы, шпалы озадачат, кого хочешь. Начальник вышел из низов, или из азов этой профессии, неважно. Но манеры - налицо! Еще и разряд, по которому предполагалась ставка инженера меньше, чем у нее.
Новый предполагаемый начальник узнает мнение у узлового инженера о Елене, и получает о ней объективную характеристику:
- Грамотный, работоспособный специалист! Чрезвычайно деликатный.
- Вот это нам, как раз, и ни к чему!
Елена, принципиально подходя к вопросам безопасности на рабочих местах, или проверки знаний, никогда не позволяла повышать голос, но о ней говорили:
- Никогда голоса не повысит, но попробуй у нее не выполнить!
Результатом было практически отсутствие травматизма на предприятии. Оказалось, что не каждый начальник ценит подобные качества в сотрудниках.
Было от чего переживать. С одной стороны угроза потерять работу в результате грядущих реорганизацией. С другой стороны – огромный вал новой работы, полное пренебрежение молодых руководителей к новому специалисту и перекладывание своих обязанностей в плане выполнения служебных нормативов на ее плечи, да еще и за более низкую зарплату. Но решение принимать ей. На работе коллеги тихо завидуют, что этой богомолке работу предлагают, а они в тревоге ждут сокращения.
Елена идет на вечернюю службу, чтобы спросить у батюшки благословение на принятие решения. Знать бы еще, что к священнику идут с духовными вопросами, а не с житейскими. Но для Лены, это спасительная соломинка. Батюшка долго-долго не выходит из алтаря. А выйдя, уставший, и не расположенный ее выслушать, как Лене показалось, через плечо отвечает:
- Это Вам решать.
Дождалась…
Утро вечера, говорят, мудренее. Но никакой ясности в принятии решения нет и в помине. Время назначено, и Елена идет на ватных ногах по бесконечному перрону, вопя к небушку:
- Матушка, Царица Небесная, не оставь меня своей милостью! Я не знаю, как мне поступить! Научи меня, что мне делать, что мне говорить, как мне отвечать на это предложение?
Вот дела… А никто Елену и не ждет. Ни начальника, ни кадровика нет на месте! Все на линии, что часто у путейцев случается. Сидит только ее коллега, в надежде, что получится сдать свои служебные дела и уйти на спокойную работу, после того, как Лена придет на ее место.
- Ну, что Вы решили?
Елена непроизвольно, а как бы со стороны видит себя, и не подконтрольным для себя образом произносит:
- Я пришла к Вам с намерением поблагодарить за предложение, и …отказаться.
И сразу стало так легко! И нет никаких сожалений, но есть уверенность, что все будет хорошо!
Заявление на отпуск подписано, июль радует теплом и Владу юбилей – пятьдесят достойно прожитых лет! Но не тут-то было! Елену отзывают на работу - грядет на предприятии новый этап оптимизации. После разделения их организации и переподчинения Бологовской, объединяют и создают новую дирекцию в Москве.
- Едем за волчьими билетами – нас сокращают,- оглашает перспективы дальнейшей жизни кадровичка.
Похоже, это действительно реальность.
А там… Руководителем назначают бывшего начальника поезда. Специалисты - горе луковое, потому что без слез общаться нельзя. Щеки надувают, а знаний и опыта никаких! В детали работы их участка никто не вникает. Елена сидит в кабинете у руководителя, не участвуя в разговоре, это уже не ее работа, не ее жизнь.
На стуле у стены стоит старинная икона, на ней писаный образ Божией Матери. Не разобрать какой. По привычке Лена переключается на молитву. Это и жалоба, и надежда на обретение спокойствия при неизбежности происходящего:
- Матушка моя Заступница, Ты видишь, как неправильно поступают с нами. Скорблю о том, что теряю возможность трудиться, быть полезной со своим опытом. И в церкви теперь не на что будет Тебе свечу к иконе поставить. Безнадежность…
Неожиданно разговор принимает несколько другой оттенок. Новый руководитель обращается к кадровику со словами:
- Я Вам поручаю еще раз обратить внимание на штатное расписание и, по возможности, сохранить специалистов Ржевского участка дирекции.
Совещание окончено. По служебным закоулкам все идут в отдел кадров. Елену под локоть берет женщина - специалист и спрашивает:
- Можно поинтересоваться, кем Вам приходится Владислав Викторович?
- Ближайший родственник, - не теряя возможности шутить, говорит Лена, - это мой муж.
- Я так и подумала. До работы в этой дирекции, я была кадровиком в военизированной охране, и с Владиславом Викторовичем мне было очень легко работать. Обязательный, исполнительный, ровный.
- Это у нас семейное,- вроде бы снова в шутку, но вполне серьезно произносит она.
Через непродолжительное время Елене предложили инженерную должность с тем же окладом и выполнением тех же обязанностей, но именуемую: инженер - технолог.
- Согласна ли она?
- Помилуйте! Только что испытала состояние безработного человека, и вот снова обрела работу!
Надо сказать, что после утрясок, увязок и чего - то еще, работу сохранили все. Правда, чья - то должность стала тарифицироваться по рабочей сетке, но главное, что возможность работать сохранилась.
Продолжение:http://proza.ru/2025/03/14/991