АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
http://proza.ru/2023/03/27/322
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
"Русские удивительно расточительны к своим талантам. У немцев (евреев, американцев) если появиться один незаурядный человек, то они его лелеют, возносят до небес, и его слава гремит на весь мир. Это, наверное, потому что у русских талантов -- пропасть. Сколько ни черпай, не исчерпаешь, поэтому и не ценим их мы сами". Может так, а, может, и нет. Великий русский баснописец Крылов славился своими обжорством и ленью. Его ума, конечно, никто не отрицал, но никто и не считал его годным на что-то серьезное: так басенками потешать народ. И его знакомые частенько подтрунивали над ним. "То ли дело Гнедич, -- указывали ему на образец. -- Вот Гомера с древнегреческого переводит". "Подумаешь, греческий, да еще и древне-, -- резонно возражал Крылов, -- да я его одним левым полушарием мог бы одолеть". "Ну-ну," -- посмеивались в ответ.
И вот Крылов потихоньку стал его учить, и года через три, на одном литературном сборище опять стал хвалится, что язык простенький и каждый может выучить его. "А вот вы сами попробуйте". "А я уже." Ему не поверили. Принесли кусок с дргреческим: он тут же перевел его. Ему дали другой: перевел и его. И в течение нескольких дней удивлял своим знанием все салоны. И это стало признанных фактом...
Прошло несколько лет. Крылов, раз поставивший публику на уши, больше не имел мотивации поддерживать свои знания: древнегреческие тексты валялись на полу под кроватью, и кухарка потихоньку использовала их для растопки печки, причем Крылов так и не заметил убытка.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПИСАТЕЛЬ (академ)
[школа] Прогнав драчливого немца, Бунин-отец сам стал учить мальчика Жуковского чтению и письму
[школа] Сентиментальный журнал Ванкаревича (?) был обязательным чтением для словесников пансиона при МГУ времен Жуковского
[универ] При Славяно-греко-латинской академии во времена Ломоносова была богатая библиотека
[универ] В Академии разрешалось читать и переписывать в библиотеке книги по ночам, и Ломоносов был неутомимым таким ночным читателем
[универ] Преподаватели Квитницкий и Крайний, заметив крайнюю тягу Ломоносова к знаниям, учредили над ним помощь и опеку
[универ] Болотов, познакомившись с юным Жуковским, посоветовал родителям не мучить пацана офицерством, а сразу отдать его в университет
[универ] Поступив в 14 лет в пансион МГУ, Жуковский в этом возрасте уже хорошо знал немецкий и французский; читал в подлиннике Сен-Пьера, Руссо, Жанлис
ВДОХНОВЕНИЕ И РЕГУЛЯРНОСТЬ (вдохновение)
"Жуковский вложил свою душу даже в грамматику" (Н. Тургенев)
В творческом простое Жуковский заставлял себя работать силком: все искал и искал себе новых занятий
Жуковский долго мечтал переводить баллады Бюргера, но не мог подобрать к ним ключа
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПИСАТЕЛЯМИ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ (взаимоты)
После чтения последней песни "Руслана и Людмилы" Жуковский подарил автору свой портрет, украшенный подписью: "Ученику от побежденного учителя"
Жуковский в 1837 исходотайствовал возвращение Герцена из ссылки в Вятку
Знаменитый итальянский писатель Мадзони принял Жуковского по рекомендации астронома Фризона, который бывал в России
"Крылов в разговорах хвалил всех подряд из учтивости, но в глубине души не много одобрял" (Лобанов)
Крылов принципиально сторонился литературной борьбы
Жуковский не хотел переводить "Илиаду", поскольку она была переведена его другом Гнедичем
Жуковский считал, что сразиться с плохими авторами бесполезно: они и так обречены
Споры современников о романтизме казались Жуковскому ребячеством
ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ (власть)
"Одну из моих повестей затребовала для ознакомления императрица [Екатерина II]. Рукопись так и пропала" (Крылов)
7 июня 1764 года императрица, узнав о болезни Ломоносова, посетила его на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми из придворных
Лирические стихи Жуковского, посвященные фрейлинам однозначно рассматривались в литкругах как лизоблюдство
Александр I, прочитав сборник стихов Жуковского, назначил ему пенсию в 4000 руб
ВОЗРАСТ ПИСАТЕЛЯ (возраст)
Жуковский написал в старости ряд диалогов о поэзии, в которых он спорит с самим собой и своими молодыми мыслями
"Лирическая, вдохновенная пора поэзии для меня миновалась; могу быть только болтливым сказочником" (Жуковский на старости лет)
Серьезно к басенному творчеству Крылов обратился в 40 лет
ВЫМЫСЕЛ. РОЛЬ ВЫМЫСЛА И СТИМУЛ(вымысел)
"Натуральное чувство служит вместо размышления... Быстрота, ясность ума противны действию методического размышления" (Жуковский)
ДИСЦИПЛИНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА (дисциплина)
ЖАНРЫ И ТЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРЫ (жанры)
По материалам "Илиады" Жуковский писал "Повести о Троянской войне"
"Пиши поважнее. Тебе пора заняться предметами, достойными твоего таланта" (Батюшков Жуковскому о необходимости эпических поэм)
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ. ЖЕНЩИНЫ, СЕМЬЯ (женщина_семья)
"Общество матушки не может меня делать счастливым. Я более люблю ее заочно" (Жуковский)
26 сентября 1742 года наш знаменитый писатель Ломоносов, под влиянием, конечно, винных паров, произвел крупное побитие немцев. Вот как это произошло. Ломоносов забрался в кухню своего соседа, академического садовника Штурма, занимавшего квартиру в том же самом доме, в котором были отведены две каморки и для Михаила Васильевича по приезде его из-за границы. В кухне была новая кухарка Штурма - Прасковья Васильевна, жена канцелярского солдата Василия Арлукова. О том, какого рода беседа происходила между нашим поэтом и указанной женщиной, документальных данных не сохранилось. Только вскоре Ломоносов вошел в комнату к Штурму, у которого в это время собрался кружок сослуживцев, и с негодованием заявил хозяину, что у него "нечестивые гости сидят: епанчу его украли". На это отвечал лекарь ингерманландского полка Брашке, что Ломоносову "непотребных речей не надлежит говорить при честных людях". Тогда Ломоносов, не долго думая, ударил лекаря по голове, схватил "на чем парики вешают и начал всех бить и слуге своему приказывал бить всех до смерти"... Штурм выскочил из окна, выбежал на улицу и стал кричать караул; его примеру последовал словолитный мастер Битнер. Штурм возвратился с шестью караульными солдатами. К этому времени Ломоносов успел уже жестоко переколотить гостей академического садовника. Его беременная жена, с подбитым глазом и синяками на плечах и руках, решилась тоже выскочить из окна. Особенно досталось тестю Штурма, переводчику Ивану Грове и академическому бухгалтеру Прейсеру, которые были биты до полусмерти и слегли потом в постель. Оказалась здорово поколоченной и вышеупомянутая служанка Прасковья, которая, собственно, и была поводом, как Елена Прекрасная, к столь кровопролитному сражению. Ломоносову под натиском шести караульных солдат пришлось уступить. Его отправили на съезжий двор, откуда капитан Матюнин при "репорте" представил его в полицейскую канцелярию, а эта последняя "с промеморией отправила его в Десьянс Академию". Ломоносов, вместо того чтобы явиться в академическую канцелярию, прямо пошел к себе на квартиру и слег в постель. Битва не прошла для него даром. Когда канцелярия потребовала его к ответу, наш поэт "объявил, что ему итти в канцелярию никак невозможно, понеже он ногою и другими членами весьма болен", и просил прислать доктора. Пришедший к нему доктор Вильде писал потом в своем рапорте между прочим следующее: "А как его спросил, чем он не может, то отвечал он мне на сие, что у него почти все члены болят, а особливо чувствует в грудях лом и плюет кровью. Притом же показал он мне левое колено, которое совсем распухло, так что тою ногою ни ступить, ни ходить не может. Еще показал он мне рубец на брюхе по левую сторону, про что он сказывал, что в том месте рублено шпагою. Еще видел я у него на правой руке на ладони рубец, и притом припухлый и синий глаз. Понеже вышеозначенный адъюнкт Ломоносов за распухлым коленом вытти из квартиры не может, а особливо для лома грудного сего делать отнюдь ему не надлежит, того ради во-первых для отвращения харкания кровью надобно принимать ему потребные к тому лекарства, и притом советую ему пустить кровь..."; и однако Ломоносов, "для его довольного обучения", как сказано в сенатском указе от 18 января 1744 года, освобождался от наказания
Жена Жуковского не знала русского языка
ЗАИМСТВОВАНИЯ И ПОДРАЖАНИЯ. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (заимствования)
"Отрывки из 'Илиады'". Жуковский соединяет перевод из поэмы Гомера со строками собственного сочинения"
"Ламберта, Томсона читая,
С рисунком подлинник сличая,
Я мир мой лучшим нахожу" (Жуковский)
Жуковский сделал стихотворный перевод "Маттео Фальконе" с перевода Шамиссо
Жуковский начал переработку "Илиады" Гнедича: брать у того все лучшие строки, а неудачные писать самому
Переводя Жуковский подвергал полному игнору оригинал, наяривая свое
ЗАМЫСЕЛ (замысел)
Сохранилось начало перевода "Одиссеи", выполненное Крыловым
В 47 лет Жуковский пишет, что весь остаток жизни хотел бы посвятить переводу "Одиссеи"
Между тем в декабре 1752 года велено было академической типографии печатать знаменитое "Письмо о пользе стекла к И. Шувалову". О причинах, побудивших Ломоносова написать это стихотворение, рассказывали следующий анекдот. Однажды Ломоносов, в кафтане со стеклянными пуговицами, обедал у И. Шувалова. Один из знатных людей, рассматривая знаменитого ученого, заметил эти пуговицы и, будучи, надо полагать, аккуратным последователем моды, не удержался от замечания, что таких пуговиц теперь больше не носят. Ломоносов возразил, что носит стеклянные пуговицы не по моде, а из уважения к стеклу, и наш ученый с таким воодушевлением стал рассказывать о пользе, приносимой стеклом в домашнем быту, в ремеслах, художествах, науках и так далее, что хозяин пришел от этих изъяснений в восторг и просил его написать все это в стихах. Ломоносов исполнил его просьбу
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ. ВЫПИСКИ (запкнижки)
Жуковский писал заметки в стиле "разговор о прочитанном в применении к себе"
Читая поэтики Блэра, Эшенберга, Жуковский делал обширные выписки, дополняя их собственными комментариями
ИЗВЕСТНЫЙ И НАЧИНАЮЩИЙ ПИСАТЕЛЬ (известный)
Чтобы быть ближе к театру Крылов познакомился с артистом Дмитриевским
Дмитриевский подолгу беседовал с Крыловым, но помогать ему в постановке первой пьесы не спешил
Жуковский принял горячее участие в судьбе "Песни о купце Калашникове", которая была выслана Лермонтовым с Кавказа в 1837 году Краевскому для помещения в "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду". Цензура находила совершенно невозможным напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ. Краевский обратился тогда к Жуковскому, который, будучи в восторге от "Песни", дал Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров разрешил печатание под свою ответственность, не позволив, однако, выставить имени Лермонтова: "Песня" была подписана "- в"
Жуковский, получил от Василия Львовича стихи Пушкина "Воспоминания в Царском Селе", отправился к друзьям своим и там, читая их вслух, останавливался на лучших местах и восклицал: "Вот у нас настоящий поэт!"
"Стихи слишком пылкие, а звучат как деревянные" (артист Дмитриевский по ознакомлении с первой трагедией Крылова)
В Тобольске среди многих дел Жуковский принял и одобрил молодых поэтов Милькина и Ершова (который "Конек-Горбунок")
"Если хотите печатать, издавайте без имени. Впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи [, написанные под Жуковского]". Некрасов внял этому совету... Жуковского
"Его 'Воспоминания в Царском селе' вскружили нам головы с Жуковским" (Батюшков)
ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ (издатель)
Однажды Жуковский целое утро просидел с издателем Поповым в Сандунах, уговаривая того не издавать дурных книг
Крылов, несмотря на весь свой аполитизм, отказался сотрудничать с Сенковским в его "Библиотеке для чтения"
Жуковскому как редактору пришлось заполнять более чем наполовину самому: не было ни сотрудников, ни авторов
Жуковский предложил Платону Бекетову издать в своей типографии его перевод "Дон-Кихота", и тот принял предложение
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПИСАТЕЛЯ (инструментарий)
Много дали Ломоносову рукописи старинных книг, переписанные монахами-энтузиастами. Именно так он вышел на "Грамматику" Смотрицкого
Жуковский научился справляться с тетрадью и карандашом даже при быстрой езде
"Я уже начинаю обдумывать средства, как облегчать саои записи, если ослепну" (Жуковский)
Жуковский придумал себе на случай слепоты картонку с прорезями для строк, куда бы закладывалась бумага
У Крылова не было ни кабинета, ни письменного стола
По дороге в Германию Жуковский переводил "Сида" прямо карандашом на книге карманного формата
ИНФРАСТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРЫ (инфра)
Крылов составил библиографический искатель-перечень на 3000 томов Публичной библиотеки
Основной доход типографии Крылова приносило печатание афиш и билетов
Жуковский пытался пропагандировать при дворе творчество русских поэтов и даже составил для великой княгини Александры Федоровны хрестоматию русских поэтов, куда включил Боратынского, Козлова, Пушкина и некоторых др.
Крылов добился, чтобы Публичная библиотека получала обязательный экземпляр всех издававшихся в России книг
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА (источники)
Крылов любил народные гуляния, балаганы
КАРЬЕРА. ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь писательский)
В последние годы жизни Крылов совсем отошел от литературы, но пристрастился к наукам
Жуковский дважды и совершенно по-разному переводил "Сельское кладбище" Грея: молодым и старым
Крылова хватила смертельная кондрашка, когда он просматривал корректуру своей книги
После неудач петербургской жизни Крылов увлекся жизнью на природе и чтением Руссо
КОМНАТА. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПИСАТЕЛЯ (комната)
Кабинет Крылова выходил на оживленную улицу Невского. Баснописец мог часами наблюдать за уличной жизнью
У Крылова над кроватью висела картина на хлипком гвозде. Крылов, который любил математику, всерьез рассчитывал траекторию ее падения
"Чтобы была для меня просторная комната и в ней шкафы для моих книг, простые, но крепкие. И в эти шкафы пусть перенесутся книги мои, чтобы я их мог расставить при своем переезде" (Жуковский при проектировании своего дома)
КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ (композиция)
Крылов делал первые прикидки своих басен на лоскутках, с которых потом переписывал на листочки, при этом поправляя. И так до нескольких раз, пока не записывал более или менее нормальный вариант в амбарную тетрадь
"Я до тех пор читаю мои новые стихи, пока не причитаются. Тогда их поправляю, либо вовсе переменяю" (Крылов)
Крылов любил сам придумывать мораль к своим басням, чаще всего отличную от первоисточника
КРИТИКА (критика)
Читанные Жуковским Гоголю его переводы Гомера, привели Гоголя в восторг
ЛИТЕРАТУРНАЯ НАУКА (литнаука)
Жуковский в значительной степени оградил бумаги Пушкина от жандармов
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ (личная_жизнь)
Жуковский в упор не хотел знать, что мог сочинить скандалист Байрон, но, познакомившись с его стихами, был восторженно ошарашен ими
Жуковский деятельно участвовал в строительстве своего дома, составляя и вымеряя планы
Любовь Крылова к пожарам заставляла бежать его со всех ног тотчас смотреть их, несмотря на его легендарные тучность и леность
Крылову выхлопотали командировку за границу, но он, промотав выделенные деньги, так никуда и не доехал (Болотов по слухам)
Крылова дальше петербургского пригорода трудно было увлечь в путешествие
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПИСАТЕЛЯ (личный_опыт)
"Описывая целый век природу в стихах, хочу наконец узнать наяву, что такое горы и разрушенные замки, жилища моих любимых приведений" (Жуковский о своих экскурсиях по Западной Европе)
ЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (любител)
"Не могу быть поэтом на досуге. Могу им быть только исключительно посвятив себя музам" (Жуковский)
Жуковский жил при дворе и от журнального мира всегда стоял в стороне
Жуковский полагал, что по складу характера Киреевскому нужно писать не для печати, а для души
Жуковский, пытаясь издать Цезаря в переводах Бриггена, даже выкупил у того за 2500 рублей рукописи
МАТЕРИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОР У ПРОХОДНОЙ (материал)
МАЯК ИЛИ ФОРУМ (маяк)
МЕЦЕНАТ. ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ (меценат)
Оленин покровительствовал Крылову и предостерегал его от необдуманных шагов в отношении высших сановников
Торговец Пятухин, узрев желание юного Ломоносова учиться, отвел ему у себя дома угол
НАСТРОЙ НА РАБОТУ. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА РАБОТЕ (настрой)
Жуковский любил смотреть на облака: они будили его фантазию
Жуковский часто и подолгу сидел в беседке с книгой в руках, либо просто размышлял
"Труд -- великий волшебник; какими глазами не смотрело бы на нас происходящее, труд выговаривает его печали, дает значительность летучим радостям" (Жуковский)
НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВА И ПИСАТЕЛЬ (наука_дрисква)
Маленькому Крылову подарили скрипку, которая регулярно покрывалась пылью, зато задачки по арифметике он щелкал на раз
Крылов избегал абстрактных рассуждений, пытаясь поверить философию Вольтера и Руссо жизнью
Жуковский внимательно изучал Гольбаха, Гельвеция, но их философия ему не пришлась по вкусу
Жуковскому пришла идея помещать в своем журнале западноевропейских художников, к которым он давал свои пояснения
В Германии, в 1739 Ломоносов сочинил оду по случаю взятия русскими войсками турецкой крепости Хотин
НАЧАЛО ПИСАНИЯ (начало_писания)
Бецкий похвалил перевод Крылова-пацана из Лафонтена и пробил ему место в казенном пансионате
Крылов добился аудиенции у Бецкого и прочитал ему свой перевод лафонтеновой "Вороны и лисицы"
Соймонов приказал положить на музыку одну из пьес Крылова (тому было тогда 18 лет) и поставить на сцене другую
Соймонов устроил Крылова на службу в Горную академию и выдал ему контрамарку на посещение театра
Счастливой возможностью полностью отдаться литературе стало для Жуковского предложение книготорговца Попова возглавить "Вестник Европы"
Ученику пансиона при МГУ разрешалось из списка в 30 предметов выбрать несколько для изучения. Жуковский выбрал историю, словесность и языки
Читая прозаический перевод Юнга, Жуковский сочинил по его мотивам свое первое сентиментальное стихотворение
Жуковский начинал службу в Соляном приказе. Вставая очень рано он до службы 3 часа занимался переводами
НАХОЖДЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ СТЕЗИ (нахождение_стези)
Первая трагедия Крылова была напечатана в "Российском феатре" и вместе с ним и исчезла. "И слава богу", -- восклицал баснописец в старости
Крылов писал стихи и прятал их в сундучок всю жизнь. При жизни они так и не были опубликованы, что позволяло ему с насмешкой относится к поэтам
ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ МАСТЕРСТВУ (обучение)
Александр Тургенев и Жуковский проводили все свободное время в пансионной библиотеке за сочинением стихов и переводами
Жуковский, не принимая Тредиаковского как поэта, внимательно изучал его поэтическую технику
После знакомства с Андреем Тургеневым Жуковский стал вести дневник и подналег на латинский и немецкий
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И ПИСАТЕЛЬ. PUBLIC IMAGE (общественная)
Жуковский отошел от "Арзамаса", когда тот стал сворачивать на политические рельсы: "Ум от нас отступился. Мы перестали смеяться"
Накануне войны 1812 года, когда все общество было возбуждено политикой, Жуковского посетила муза, и он все, кроме поэзии, пустил по боку
"Политика в такой земле, где общее мнение покорно деятельной власти правительства, не может иметь привлекательность для умов, она питает одно любопытство" (Жуковский)
ОПЛАТА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА (оплата)
В 1837 году Жуковский выхлопотал для Гоголя пособие от государя в размере 5 тысяч руб. ассигн., и на эти деньги он жил до приезда в Россию
В 1816 году (33 года) Жуковскому была назначена пожизненная пенсия
Гоголь получил денег на работу над "Мертвыми душами" от правительства благодаря хлопотам Жуковского""
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА (организация)
Жуковский начал переводить "Шильонского узника", осмотрев замок. Переводу предпослал свои прозаические заметки о месте действия
"Для 'Илиады' я найду немецкого лектора. Он будет мне читать стих за стихом: я буду переводить и писать с закрытыми глазами, а мой камердинер будет потом читать перевод вслух и поправлять его" (Жуковский уже практически ослепший)"
Жуковский перевел "Одиссею" с немецкого Фосса
Переводя "Илиаду", Жуковский поместил на рабочем столе ее переводы на разные языки и разных авторов
Жуковский начинал работать в 5 утра, чтобы ему никто не мешал
Жуковский начал делать перевод "Слова о полку Игоревым", деля текст на ритмические отрывки
"Жуковский завел 6 тетрадей и разом начал 6 стихотворений" (Пушкин)
Для преподавания иностранного языка Жуковский готовил грамматические таблицы
Для Жуковского немецкий классик Грасгоф дал слово в слово перевод "Одиссеи" с объяснением грамматики
ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ (особенности)
Жуковский должен был поставлять по договору в "Вестник Европы" почти по два листа переводов в каждый номер
Жуковский писал множество пьес-сцен для домашних театров
"Вся моя деятельность должна ограничиться авторством, а служба меня совсем не прельщает. Вот тебе план моего воздушного замка" (Жуковский)
Крылов, обучая русскому языку, в качестве примеров пришпиливал к урокам нравственные наставления
Крылов писал комедии и сценки для домашнего театра, но удержаться от сатиры не мог
Рассказывая свои басни Сонечке, внучке Бенкендорфа, Крылов мастерски изображал зверей
Жуковский, уже более чем наполовину переведя элегию Парни, увидел в журнале перевод Мерзликина и бросил свой
"Хотя я пустился в статские скрипоперы, но ничего такого написать не умею" (Жуковский о своей работе в канцелярии)
ОТДЕЛКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ (отделка)
"Работа льется как по маслу... Корректуру могу делать, сколько хочу, а в корректуре поправляется гораздо лучше, чем в рукописи" (Жуковский)
ПИСАТЕЛЬСКИЕ ПРОФЕССИИ (пис_профессии)
Крылов, будучи сотрудником в Публичной библиотеке, должен был писать многочисленные отчеты, от чего он сумел отвертеться, устроив себе помощником чиновника Быстрова
При приходе Крылова в Публичную библиотеку в 1814 году в ее Русском отделе было всего 4 книги
Крылов и Гнедич были приняты служителями библиотеки (нынешней Салтыкова-Щедрина) с квартирами при ней
Херасков 40 лет заведовал учебной частью МГУ
В 1810 году Жуковскому было предложена должность преподавателя русского языка при жене будущего императора Николая I
ПЛАН (см. РОЛЬ ПЛАНА) (план)
Жуковский оставил несколько планов "Родрика и Изоры". Он вертел сюжет и так, и этак, но поэмы не написал
При переводах, считал Жуковский, план стихотворения принадлежит оригиналу, "переводчик же остается творцом выражения"
План поэмы "посеян в моем воображении, а созреет только тогда, когда будет напитан материалом" (Жуковский)
"Сюжет мой так велик, что мне надобно было держать себя в узде" (Жуковский о своей большой эпической поэме)
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (повседневная)
Много труда положил Жуковский для составления азбуки с картинками для дочери
Крылов оставил многочисленные записки по принципам каталогизации книг
"Какое это занятие... воскресительное для прошлого, живительное для настоящего" (Жуковский о мемуарах)
"Я веду журнал, то есть записываю каждый день, что со мной случается, в немногих словах как попало, иногда одними значками" (Жуковский)
Для одного из своих уроков русского языка Жуковский перевел из Мольера разговор Журдена о философии
Переводя "Дон-Кихота" с французского языка, Жуковский вносил много своего
Жуковского увлекала иностранная поэзия, и чуть что ему нравилось, он тут же норовил переводить
Переводя, Жуковский, как правило, изменял размер подлинника
ПРИЗВАНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (призвание)
Отец Крылова, ревностный служака, не имел дурных наклонностей, но имел слабость к книгам, сундучок с которыми он постоянно таскал с собой, перемещаясь с одной службы на другую
По просьбам придворных дам Жуковский стал писать стихи на случай и неожиданно увлекся
"Поэтическое дарование Козлова можно считать для него спасительным откровением, когда [после ослепления] все в жизни для него исчезло" (Жуковский)
Жуковский поражал: среди болезней он писал сказки, шутливые стихи, пародии
ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ ()
ПРОТОТИП И ТИП
Когда Жуковский писал "Ундину", он постоянно перечитывал "Метаморфозы" Овидия
Крылов на званых обедах много ел и мало говорил. Но внимательно слушал разговоры и всё запоминал
Рассказ Крылова об осаде Яицкого городка нашел отражение в "Капитанской дочке" и "Емельяне Пугачеве" Шишкова
ПСИХОТИПЫ ПИСАТЕЛЬСКИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ (психотипы)
"Вся моя деятельность должна ограничиться авторством, а служба меня совсем не прельщает. Вот тебе план моего воздушного замка" (Жуковский)
"Всякая служба требует терпения. А ты его не имеешь. Тебе осталось ехать ко мне и ранжировать свои дела с господами книжниками" (Бунина, жена отца Жуковского)
"Подумай, откуда я пишу тебе. Из Венеции! При этом имени перед глазами являются Байрон, Гете, Тасс и тысячи поэтических теней прошлого" (Жуковский)
"Хотя я пустился в статские скрипоперы, но ничего такого написать не умею" (Жуковский о своей работе в канцелярии)
"Шевырев вечно на кафедре, и всё готовые, округленные школьные мысли. Гоголь весь минута, он живет Италией" (Жуковский из Италии)
Жуковский должен был поставлять по договору в "Вестник Европы" почти по два листа переводов в каждый номер
Жуковский писал множество пьес-сцен для домашних театров
Жуковский, уже более чем наполовину переведя элегию Парни, увидел в журнале перевод Мерзликина и бросил свой
Крылов писал комедии и сценки для домашнего театра, но удержаться от сатиры не мог
Крылов, обучая русскому языку, в качестве примеров пришпиливал к урокам нравственные наставления
ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь)
РЕДАКТОР (редактор)
"'Вестник' очень беспокоит меня в рассуждении твоего здоровья. Я боюсь, что ты будешь слишком прилежен" (мать Жуковского)
22-летний Жуковский решил сделать обзор русской поэзии и издать собрание русских стихотворений
РЕФЛЕКСИЯ ПИСАТЕЛЯ О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ (рефлексия)
"Фридрих пренебрегает правилами искусства, он пишет свои картины не для знатоков живописи, а для души" (Жуковский)
Ломоносов, посылая свое произведение в Академию наук, приложил к нему большое письмо, в котором рассказывает, как он начал писать стихи тоническим размером, и приводит образчики своих опытов. Между прочим он пишет: "Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и свойственную версификацию иметь может", и затем он пускается в описание красот различных размеров
Составляя "Антологию русской поэзии", Жуковский не пропустил ни одного сборника, ни одного журнала
Жуковский советовал Бриггену(?) составить антологию из переводов классиков
"Кто из поэтов вполне осуществил идеал поэта? Никто... Но здесь главное не достижение, а стремление достигнуть" (Жуковский)
"Поэзия -- очистительное пламя. То подлинное бытие, которым живет в мире дух наблюдений" (Жуковский)
РОЛЬ ПЛАНА (план)
САМООБРАЗОВАНИЕ ПИСАТЕЛЯ (самообразование)
Юный Ломоносов, с таким жаром накинувшийся на эти новые книги, не мог без посторонней помощи понять всего их содержания, особливо арифметику-логистику. А между тем жажда понять была очень велика. И вот он сидит по целым дням за книгами. Сварливая мачеха сердится и бранится, всячески старается "произвести гнев" в отце его; этот последний становится на сторону своей жены и находит, что сын его предается действительно пустым занятиям. Любознательному юноше не остается ничего иного, как удалиться из дому в "уединенные и пустые места и терпеть стужу и холод". Вскоре Ломоносов выучил наизусть обе книги. Все то, что было им понято и усвоено, нисколько не удовлетворяло его любознательности, а скорее, напротив, возбуждало ее
Овладев в Академии... латинским, Ломоносов самостоятельно принялся за изучение древнегреческого
Крылов, еще сам подросток, давал за стол уроки сыновьям князя Голицина
Жуковский еще до своей педагогической деятельности разрабатывал планы занятий для и неукоснительно им следовал
СЛАВА -- УСПЕХ -- ПОПУЛЯРНОСТЬ -- ПРИЗВАНИЕ (слава)
"Стихи Жуковского были для нас не только стихами... они уверяли нас в человеческом достоинстве (Вл. Одоевский)
"Песнь барда в стане русских воинов" настолько прославила Жуковского, что незнакомые люди в Москве снимали перед ним шляпы
СООБЩЕСТВА ЛИТЕРАТУРНЫЕ (сообщества)
"Мы объединились, чтобы хохотать во все горло... До тех пор пока мы оставались только буффонами общество ["Арзамас"] жило. Как только мы стали серьезными, оно умерло" (Жуковский)
Крылова уговаривали отказаться от посещения "Беседы..." "Как можно? Такого поросенка больше нигде не подают"
Работая преподавателем у царских фамильянтов, Жуковский жил в Зимнем дворце. По субботам в его кабинете собирались писатели
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ. ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (соцзаказ)
"Внушителем помыслов, прекрасных и высоких" назвал Жуковского Плетнев
"Стихотворцу не нужно иметь в виду непосредственное образование добродетелей... но воспитание нравственного чувства" (Жуковский)
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (соцстатус)
"Бедность такая вещь, которая всего более способна производить философов" (Крылов)
"В большом свете поэт, заморская обезьяна и тому подобные редкости стоят на одной доске" (Жуковский)
"Житье с тобою почитаю я, конечно, выше, чем житье с чинами и хлопотами, но, друг мой, у меня есть отец и мать. Они не могут быть довольны одним романтическим" (Мерзляков Жуковскому)
СТИЛЬ. РАБОТА НАД СТИЛЕМ (стиль)
ТАЛАНТ (талант)
Многие отмечали у Жуковского чувство разлитой в мире поэзии
"Какой он милый. Но только часто бывает задумчив" (Свечин о Жуковском)
"У тебя стихи все грустные. Но ты должен быть доволен своим состоянием: свил укромный уголок, да и Руссо в руках. У тебя все есть" (Свечин Жуковскому)
Карамзин писал Жуковскому, что для творческого человека много прекрасного в мире и без счастья
Не зная при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию латинского языка, Ломоносов через год обучения уже шпарил собственные стихи на латыни
"У меня светлых мыслей наиболее тогда, когда их надо импровизировать в выражение или дополнение чужих мыслей" (Жуковский)
Крылов при всей своей лености не мог пропустить наблюдения над выступлением декабристов на Сенатской площади
"Он, бывало, балагурит, шутит, и вдруг это шутовство в высшую мысль или нравоучительный пример (современники о Жуковском)
"Закопавшись в поэзию, я все свое другое, самое милое, самое святое откладываю" (Жуковский)
Жуковский и как поэт, и как человек чуждался вопросов, волновавших жизнь, приводивших к сомнению или отрицанию. Пушкин с пренебрежением говорил о "жалких скептических умствованиях прошлого века" и о "вредных мечтаниях", существующих в русском обществе, и сам редко предавался подобным мечтаниям
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ОСОБЕННОСТИ (худ_средства)
"Так как [составление азбуки] совершается по мною самим изобретенной методе, то оно имеет характер поэтического создания" (Жуковский)
"Мемуары мои могут быть только психологическими... событиями, интересными для потомства жизнь моя бедна" (Жуковский)
"Пьеса (речь идет о "Камоэнсе" Гальма) прекрасная вещь, но ставить ее на сцене не стоило бы -- это ряд отдельных монологов и диалогов" (Жуковский)
ЦЕНЗУРА. СВОБОДА СЛОВА. АВТОРСКОЕ ПРАВО (цензура)
В распоряжении цензурного комитета от 1854 года рекомендовалось оберегать имена Державина, Ломоносова, Карамзина "от неправильных критик"
6 марта 1757 года Синод подал императрице всеподданнейший доклад, которым Ломоносов за "Гимн бороде" обвинялся в кощунстве, "в явных духовному чину ругательствах, так как поставил безразумных козлят далеко почтеннейшими, нежели попов". Синод просил, чтобы государыня приказала публично сжечь "соблазнительные и ругательные пашквили", а Ломоносова для надлежащего увещания и исправления отослать в синод. Но весьма набожная императрица не подвергла Ломоносова никакой ответственности
Крылов писал остросатирические "мои горячки", но показывал их только друзьям
Редактируя "Петербургский Меркурий", Крылов проявлял максимальную осторожность и все равно навлек на себя подозрение властей
Последняя басня Крылова "Вельможа" не была пропущена цензурой, но ходила в списках
Когда басню "Пляска рыб" запретила цензура, Крылов так перетрухал, что решился было ее уничтожить
ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ (читатель)
Три издания "Певца в стане русских воинов" раскупались в один год; "Послание к императору Александру" было принято с восторгом, как выражение общих народных чувств. Друзья носили Жуковского на руках
ЧТЕНИЕ ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ (чтение_учение)
С эзоповыми баснями и нравоучительными стихотворениями Ваня Крылов познакомился в детстве
Ване Крылову приходилось читать хозяйке "Милорд Георг"
Работая подканцеляристом, Крылов тайком читал книги. Повытчик, когда ловил его на этом, драл, но удивлялся склонности пацана
Рахманинов способствовал воспитанию Крылова, давая ему французских авторов, а потом обсуждая прочитанное
"Чтение хороших книг, на каком бы языке они ни были написаны, ведет в храм словесности" (Жуковский)
"Вольтеры, мольеры, расины не научат нас писать по-русски (Шишков), но научат мыслить" (добавлял Жуковский)
"Читать стихотворцев, не каждого особенно, но всех одинакового рода вместе; частный характер каждого сделается ощутимым в сравнении" (Жуковский)
В день окончания пансионата мачеха подарила Жуковскому 35 томов "Энциклопедии"
На каникулах пансионщик Жуковский читал "Нощные размышления" Юнга, переведенные прозой
Как-то зайдя в дом односельчанина Христофора Дудина, он увидел в первый раз в своей жизни недуховные книги. Это были "Грамматика" Смотрицкого и "Арифметика" Магницкого. Как Ломоносов ни просил старика Дудина дать ему эти книги на несколько дней, дед оставался непреклонен и отвечал на все просьбы отказом. Тогда Ломоносов избрал другой путь. Он стал особенно ласков с тремя сыновьями старика, старался им всячески угодить, пока наконец не получил от них этих столь заманчивых книг. "От сего самого времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености"
ЧТЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЕ. ПИСАТЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ (чтение_пис)
Многие "античные" стихи Гердера были переведены Жуковским прямо на полях XXI тома СС того
Крылов любил посещать книжные лавки; долго выбирал, рылся, приценивался и... не покупал
"Крылов любил читать романы в старинных переводах, и чем роман был глупее, тем больше он ему нравился" (Быстров)
Крылов любил читать лубочные издания типа "Родословная Ивана Выжигина" Орлова
Крылова часто видели с Эзопом в руках: "Вот, учусь у него"
Одной из настольных книг Крылова было "Собрание 4291 русских пословиц"
Жуковский, как и мн. другие интеллектуалы С.-Петербурга, работал у Лареды, где всегда были свежие иностранные журналы и газеты
Перед смертью Крылов в который раз перечитывал "Жизнь Эзопа"
Крылов всегда имел при себе томик Лафонтена. Даже во время пеших прогулок
Первый раз книгу Жуковский всегда читал без пометок, чтобы впечатление было цельнее, и делал их только со второго раза