АНЕКДОТЫ ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
http://proza.ru/2023/03/27/322
ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Чехов собирал пожертвования в пользу голодающих. Среди других деятелей он посетил графиню N. (N. поставлено не из-за инкогнито для русской графини, как часто приходится делать для современных писателей, а просто забыл ее фамилию). Богатая, красивая, развратная барыня встретила писателя, полулежа на софе в полутемном помещении и полуодетая. Она, конечно же, сразу же подписалась в помощь голодающим, а в ее ушах писатель обнаружил два дорогих бриллианта.
-- Честное слово, -- вспоминал он потом, -- мне хотелось нахамить ей по самое "не хочу", причем грубо, по-семинарски.
Увы, и самые воспитанные люди испытывают порой не самые лучшие эмоции, но в отличие от людей некультурных они их умеют скрывать, не доставляя неприятностей окружающим. Примерно равные по силам чувства охватывают многих из нас при всяких там разговорах о социальной направленности политики, но зачем об этом брызгать слюной. Хотя графине, возможно, и стоило нахамить.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ
Смерть А. П. Чехова я бы назвал героической. У него пошла горлом кровь, и он сказал -- а в комнате присутствовал врач -- "Ich sterbe", поскольку это было в Германии. Он так сказал, чтобы не побеспокоит своими проблемами постореннего человека.Странная щемящая душу деликатность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Многие писатели не любят, когда в персонажах их произведений угадывают прототипов, а некоторые так прямо ненавидят. К таким ненавистникам отгадчиков принадлежал Толстой Л.. В образе Облонского он изобразил одного своего хорошего московского знакомого, кутилу и бонвивана.
-- Ну, Левушка, -- говорил тот при встрече, -- тут ты на меня наклепал в своем романе. Ну где это видано, чтобы за завтраком я съедал 8 булочек. 2-3 не больше.
Правда, в данном случае Толстой принимал замечания вполне добродушно. Чего не скажешь о Левине.
-- Лев изобразил в Левине себя самого, -- говорила его жена. -- Все это видят, понимают: от того он и злится.
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
Поражает порой потребительское отношение простых граждан к писателям. А. П. Чехов не знал проблемы в выборе сюжетов. Он мог написать о любом предмете, попавшемся на глаза. "Вот чернильница, -- говорил он как-то друзьям в трактире, вот идет по улице монах. Стоит мне сесть за стол, и рассказ готов". -- "А сапоги?" -- "Что сапоги?" -- "Ну типа про сапоги написать". -- "Легко". И наутро был готов знаменитый рассказ про сапоги. Хозяйка про эту его особенность, дачи, которую он снимал в Ялте, не знала, когда попросила его написать объявление в газету.
-- Не умею я писать объявления, -- отнекивался Чехов, -- нет способности.
И хозяйка совершенно искренне удивлялась:
-- Да как же так. Писатель, и не может писать объявления.
А если бы знала о его способностях к составлению сюжета, то, наверное, подумала бы, что её разыгрывают. Я сам настрадался, когда все знали, что я студент Литинститута и без конца приставали ко мне то стихи написать ко дню рождения, то заметку о соцсоревновании в газету. А у меня совершенно искренне рука отсыхала на такие мероприятия.
М. Горький, называйте это достоинством или недостатком, очень прислушивался к мнению других. Когда он написал "Между дунайской долины" -- вещь довольно слезливую -- и отнес ее Короленко, тот дал ему такую отповедь: "Ну написала бы это барышня, я бы сказал 'хорошо, но всё же вам лучше выйти замуж', для такого же громадного Иегудиила Хламиды (газетный псевдоним Горького) -- это непонятно". После этого Горький никогда не печатал этой вещи, и только махал рукой, когда получал такие предложения.
Максим Горький не любил стонущих и жалующихся людей. Как-то он хорошо подал нищему, который наплел ему целую поэму о своей несчастной жизни.
-- Врет, -- сказал потом в восхищении писатель, -- но как красиво.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПИСАТЕЛЬ (академ)
[школа] "Беллетристики не признаю совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм (Маяковский-гимназист)
[школа] "Учился плохо. Под партой 'Анти-Дюринг'" (Маяковский)
[универ] Маяковский полагал, что классическая литература годится только для обучения неграмотных
ВДОХНОВЕНИЕ И РЕГУЛЯРНОСТЬ (вдохновение)
"Товарищу Нетте, человеку и пароходу" Маяковский закончил за ночь, шагая по молу
В дороге Маяковский, которому приходилось много разъезжать по стране, придумал "график поведения": до какой станции он читает, до какой пишет, до какой просто смотрит в окно
Увидев на улице "Окно сатиры", Маяковский предложил себя в сотрудники РОСТа
Маяковский хвалился, что стихи у него рождаются мгновенно, а на заготовки к ним уходит от 10 до 18 часов в сутки
Маяковский считал вдохновение отжившим атрибутом
Когда на Маяковского нападал стих, он работал по 16-20 часов в сутки
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПИСАТЕЛЯМИ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ (взаимоты)
Чехов упрекал Мережковского в отсутствии простоты и пресекал всякие поползновения со стороны того на знакомство с ним
Моральная поддержка Чехова помогла Гостославлеву в 1899 преодолеть творческий кризис
Чехов настаивал, чтобы М. Горький принялся за пьесу. "Я прочту и напишу свое мнение весьма откровенно, и слова, для сцены неудобные, подчеркну карандашом. Только пишите"
Гиляровские и Чеховы дружили семьями, но Гиляровскому с его бурной журналистской деятельностью почитать Чехова все было недосуг
Оживленная переписка между Чеховым и М. Горьким завязалась с 1898 года, еще до их личного знакомства
Горький воротил нос от футуристов, но, прослушав их выступление, задумчиво протянул: "А в них что-то все-таки есть"
В юности Фадеев был влюблен в стихи Маяковского и с воодушевлением читал их в литературных кружках
"Ничевоки (поэтическая группа) считали Маяковского подражателем Пушкина и предлагали ему идти на Твербул и чистить Пампушку
"Маяковский был хоровой человек. Он был заодно с футуристами", -- объяснял свои разногласия с поэтом К. Чуковский
"У меня на 10 стихов 5 хороших, а у Блока только 2. Но таких хороших мне не написать" (Маяковский)
Маяковский и Ивашкевич в Париже никак не могли влезть в литературные знакомства
Маяковский подбадривал Хикмета на публичное чтение стихов: "Читай, турок. Все равно никто ничего не поймет"
Литературная борьба отнимала у Маяковского много сил
"Мой соученик по гимназии Шекспир говорил мне, говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут другие" (Маяковский)
Бурлюк очень постарался, чтобы поселить в душе Маяковского насмешку над Блоком
В художественном училище Бурлюк, почувствовав талант Маяковского, стал опекать его
ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ (власть)
Пьеса Маяковского "Баня" на расширенном заседании РАППа была признана ошибкой
Правительство Латвии, изобидевшись на Маяковского за стихотворение "Как работает демократическая республика", отказало поэту в визе
В начале революции новому искусству, и Маяковскому в частности, покровительствовал Луначарский
ВОЗРАСТ ПИСАТЕЛЯ (возраст)
ВЫМЫСЕЛ. РОЛЬ ВЫМЫСЛА И СТИМУЛ(вымысел)
По наблюдениям современников Маяковский не мог начать стихотворение, пока не имел перед глазами его графический образ
ДИСЦИПЛИНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА (дисциплина)
ЖАНРЫ И ТЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРЫ (жанры)
Улица, особенно оживленная, буквально пьянила Маяковского
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ. ЖЕНЩИНЫ, СЕМЬЯ (женщина_семья)
[женщина, семья] Накануне решающего объяснения с любовницей Маяковский набросал план разговора из 16 пунктов
ЗАИМСТВОВАНИЯ И ПОДРАЖАНИЯ. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (заимствования)
"Все они сосут из молока моей груди", -- говорил Маяковский о последователях
ЗАМЫСЕЛ (замысел)
Маяковский, обычно такой говорливый, ни с кем не делился замыслом и работой над поэмой о Ленине
"Стихов не пишу. А хочется писать что-нибудь прочувствованное про лошадь" (Маяковский, 1918)
Маяковский, обычно такой говорливый, ни с кем не делился замыслом и работой над поэмой о Ленине
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ПИСАТЕЛЯ. ВЫПИСКИ (запкнижки)
В записных книжках Маяковского было много рисунков, особенно шаржей
ИЗВЕСТНЫЙ И НАЧИНАЮЩИЙ ПИСАТЕЛЬ (известный)
Признание Григоровичем чеховского таланта "как молния поразила" писателя. И одновременно устыдило за его нетребовательность и словесное разгильдяйство
Первым из больших писателей на Чехова обратил внимание Григорович. Однако свой восторг он умерил призывом к молодому автору бережнее относиться к своему дарования и не работать серьезнее, не пачкая себя сиюминутными поделками
Но молодого Горького жена Л. Толстого выделила из их среды еще в 1889 г. но встреча двух писателей отложилась на несколько лет
Место фельетониста в 1895 г в "Самарской газете" Горький получил по протекции Короленко
"Пробуждением истинного интереса к литературе, сознанием важности и строгой ответственности писательского звания я обязан М. Горькому" (Л. Андреев)
Маяковского и Бурлюка исключили из Художественного училища за бунтарство
ИЗДАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ (издатель)
В 1922 году Маяковский при поддержке ЦК ВКП (б) организовал журнал "ЛеФ"
"Печататься можно везде, если заставит редакции считаться с тобой" (Маяковский)
Трагедия "Владимир Маяковский" была поставлена в 1913 году под патронажем Союза молодежи
В ИМО (издательство "Искусство молодых") Маяковский издал "Ржаное слово" -- хрестоматию футуризма
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПИСАТЕЛЯ (инструментарий)
"Перо. Пишущая машинка, мне кажется, должна вредно влиять на ритм фразы". (М. Горький)
"На столе у меня на клочках бумаги записаны слова и строчки стихов. Не выбрасывайте их" (Маяковский по воспоминаниям матери)
ИНФРАСТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРЫ (инфра)
Некоторые поэтические объединения в 1920-е гг насчитывали не более 3 членов. "Каждая группа три трупа" (Маяковский)
"Наши стихи уже не стихи, а стихийное бедствие" (Маяковский о ситуации в поэзии в 1920-е гг)
Переводы Окон РОСТА проверялись целой группой переводчиков
Маяковский писал пьесы-сценки для агиттеатра
"Литературного подъема у нас нет, а есть подъем литературок" (Маяковский о советской литературе)
Репетиционная комиссия Московского губисполкома пришла к выводу о нецелесообразности "Мистерии-Буфф". Выручил дело Луначарский
Когда Маяковский призывал к вторжению в Академию художеств, один из художников заявил, что он тогда будет стрелять в интрузов (1917, март)
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА (источники)
КАРЬЕРА. ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь писательский)
"Вы просите песен. У меня их нет. Полтора года я не брал в рот рифм" (Маяковский)
"Оставляя сделанное потомкам, ухожу от него, и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу (Маяковский)
В конце жизни Маяковский постоянно зудел, что перейдет на прозу, потому что стихи, видишь ли, ему делать неинтересно
В последний год жизни Маяковский без энтузиазма читал свои стихи, говоря, что все это уже было и нужно что-то новое
Ни первые лица государства, ни известные писатели не посетили выставку 20-летия творчества Маяковского
В конце жизни Маяковский постоянно зудел, что перейдет на прозу, потому что стихи, видишь ли, ему делать неинтересно
КОМНАТА. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПИСАТЕЛЯ (комната)
Маяковский с нежностью вспоминал "комнату-лодочку", в которой проплыл 3000 дней
В дорогах, в отелях Маяковский не прекращал работы над стихами
В конце жизни у Маяковского в Москве было две квартиры: одну он использовал для работы, не принимая там даже близких друзей, другая была превращена в своеобразный поэтический клуб
В комнате Маяковского не было ни книг, ни рукописей; только громадный лист, прикрепленный к стене, на котором он то рисовал, то писал
Сочиняя "Облако в штанах", Маяковский по нескольку часов в день вышагивал пустым одесским пляжем
КРИТИКА (критика)
Горький на своем 50-летии открыто полемизировал с хвалившим его профессором: Горькому не понравилось, как тот анализировал "Старика"
"Как много напора и темперамента при какой-то пустоте внутри (Зелинский о Маяковском)
В конце 1921 года Маяковский и О. Брик выступили с докладами на тему "производственной пропаганды в искусстве"
Критика набросилась на трагедию "Владимир Маяковский" с остервенением, а вот публика проявила полное равнодушие, как к трагедии, так и к критике
ЛИТЕРАТУРНАЯ НАУКА (литнаука)
Благодаря филерам жизнь Маяковского в 1909-1912 гг известна день за днем
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПИСАТЕЛЯ (личная_жизнь)
Маяковскому претил интерес американской прессы к его личной жизни
Маяковский тщательно отрабатывал свою одежду и манеру поведения, напуская на себя растрепанность и грубоватость
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПИСАТЕЛЯ (личный_опыт)
Маяковский говорил, что путешествия заменяют ему кучу книг
"Страдать Володе [Маяковскому] полезно. Он промучается и напишет хорошие стихи" (Л. Брик)
МАТЕРИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОР У ПРОХОДНОЙ (материал)
В 90-е гг Горький собрал несколько позднее им утерянных народных песен, многие из которых он не нашел ни в одном собрании песен
МАЯК ИЛИ ФОРУМ (маяк)
"Квартира моя за Москвой-рекой; а здесь настоящая провинция -- чисто, тихо, дешево и глуповато" (Чехов)
"В Москве я пробыл почти полтора месяца, и у меня не было буквально ни одного часа свободно" (Чехов, 1900)
"Меня ничто в Ялте не интересует, я точно в ссылке... [а] нужно видеть и наблюдать жизнь, нужно жить в Москве и мечтать там о поездке в Крым" (Чехов)
"В моей памяти Горький всегда окружен людьми. Он всегда деятельно вмешивается в жизнь" (из воспоминаний современников)
МЕЦЕНАТ. ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ (меценат)
На собрании МК РКП (б) (1927) поэма Маяковского "Хорошо" была единогласно одобрена и рекомендована как агитационный материал
НАСТРОЙ НА РАБОТУ. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА РАБОТЕ (настрой)
Маяковский часто "промеривал" стихи и лишь потом заносил их в книжечку
НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВА И ПИСАТЕЛЬ (наука_дрисква)
М. Горький выступал с обстоятельными докладами о философии Ницше
Маяковскому-пацану нравились карикатуры, он и сам пытался рисовать
Маяковский очень сожалел, что в свое время бросил живопись, и рисовал на полях рукописей разных зверушек
Во время диспутов с художниками и поэтами В. Маяковский часто делал рисунки буквально за минуту. Чаще всего рисовал жирафа
Маяковский еще до революции влюбился в кино. В один вечер он мог побывать на 3-х сеансах
"За неимением денег Володя ходил иногда в кино зайцем и часто нарывался на скандалы" (сестра Маяковского)
Со слов Р. Якобсона Маяковский 5 раз заставлял его объяснить ему, в чем суть теории вероятности
НАЧАЛО ПИСАНИЯ (начало_писания)
В семье Маяковских часто устраивались вечерние чтения вслух
Маяковский в детстве запоминал много стихов, декламировал их наизусть
Первые свои стихи Маяковский написал в Бутырке. "Спасибо надзирателям, что отобрали, а то бы еще напечатал"
Своим быстрым взлетом Маяковский обязан футуристическим вечерам и выступлениям
Родители внимательно относились к декламациям Маяковского-пацана
НАХОЖДЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ СТЕЗИ (нахождение_стези)
"Вы вышли на заре и заорали что есть силы-мочи. А день-то велик. Хватит ли вас?" (Горький Маяковскому)
У символистов Маяковского привлекала форма. Он пытался писать так же, но "про другое": и у него ничего не выходило
Лившиц, которому первому Маяковский показал свои стихи, их не одобрил, но будущий поэт отстаивал их с упорством, достойным лучшего применения
Маяковский долго колебался между поэзией и живописью, но сделал выбор в пользу первой
"Для [работы художником] нужны мастерская, полотно, краса и пр., а стихи можно писать в записную книжку, в тетрадку. В любом месте. Я буду поэтом" (Маяковский по воспоминаниям матери)
ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ МАСТЕРСТВУ (обучение)
В тюрьме Маяковский впервые столкнулся с мировой классикой: "Что я мог противопоставить навалившейся на меня эстетике старья?.. Я прервал партийную работу, я сел учиться"
"Наставления по написанию стиха и прозы -- полная чушь" (Маяковский)
Шенгели, писавший пособия по составлению стихов, издал брошюру против Маяковского за свой счет
В тюрьме Маяковский впервые столкнулся с мировой классикой: "Что я мог противопоставить навалившейся на меня эстетике старья?.. Я прервал партийную работу, я сел учиться"
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И ПИСАТЕЛЬ. PUBLIC IMAGE (общественная)
Чехов разошелся с Сувориным из-за дела Дрейфуса
Выступая в 1905 г на платных вечерах, М. Горький хорошо пополнял кассу большевиков
"Не понимаю, как талант свой, красивый, как матовое серебро, он не отточит в нож и не ткнет им куда надо" (М, Горький о Бунине)
"-- Вы член партии? -- Нет, потому что я приобрел массу привычек, которые нельзя совместить с партийной работой (Маяковский)
"Советская поэзия не должна, не может, не смеет быть аполитичной" (Маяковский)
Маяковский считал, что он должен быть понятен всем и одинаково выступал перед интеллигентской, рабочей или крестьянской аудиторией
ОПЛАТА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА (оплата)
Маяковский искал знакомства с "королем фельетона" Дорошевичем, надеясь зарабатывать на этой стезе
В начале 1919 года Маяковский получил комнату
Хотя Маяковский и воевал с издательствами за гонорары, за выступления он сам отказывался от гонорара
Воюя за гонорары, Маяковский с цифрами в руках и пунктуальными ссылками на положения отстаивал свои позиции
"Не платить гонорар за такую дрянь считаем своей заслугой" (бухгалтерия театра по поводу "Мистерии Буфф". За это ею был получен нагоняй от Ленина)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА (организация)
Гиляровский легко и просто снимался с места, чтобы посетить что-нибудь экзотическое. Чехов звал его "курьерским поездом"
Перед поездкой на Сахалин Чехов проделал большую подготовительную работу: изучал материалы, а также запасся всем необходимым для проведения переписи
Близкие знакомые редко замечали, чтобы Маяковский сидел за столом
Расхаживая по комнате, Маяковский бормотал стихи, потом нацарапывал их на бумажках, случайных листках и даже папиросных коробках как попало
ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ (особенности)
За первые 5 лет литературной деятельности Чеховым было написано ок 500 рассказов
Маяковский никогда не был нетерпимым к людям, но был безжалостен в писательской полемике
Актеров для "Мистерии Буфф" Маяковский набирал по самодеятельным театрам, поскольку профессиональные отказывались играть пьесу
Маяковский сменил 5 исполнителей, ибо никто из них не справился с фразой:
"Я -- австралиец,
Все у нас было.
Как то-с!
Утконос, пальмы, дикообраз, кактус!"
Маяковский предпочитал читать свои стихи перед публикой сам, не доверяя актерскому исполнению
Маяковский руководил "Окнами РОСТА. "Учтите, плакаты нужны точно к сроку. На другой день они будут никому не нужны"
Как опытный полемист Маяковский любил обострять спор до предела
"Я пишу для чтения вслух. И в процессе работы должен слышать, как это будет звучать" (Маяковский)
В 1927 году Маяковский выступил более чем в 100 точках, не считая московских
"Писать стихи пустяковая работа. Сейчас все пишут, и очень недурно" (Маяковский)
ПРИЗВАНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (призвание)
М. Горький почувствовал, что может писать пьесы, когда целый месяц прожил в Ялте у Чехова, где тогда же у того гостила и репетировала группа мхатовцев
Маяковский ушел из художественного училища, потому что там топили самостоятельность
ПРОТОТИП И ТИП
Чисто вишневого сада быть не может, говорили Чехову. Вишни, посаженные рядом, умирают. "А у меня может," -- парировал писатель
М. Горький послал Качалову фотографию спившегося барона-босяка, когда артист работал над образом Барона
Московская квартира К. Самгина -- это квартира самого М. Горького, и разворачивающиеся вокруг нее события во время революции 1905 г -- это почти хронология горьковской жизни того года
ПСИХОТИПЫ ПИСАТЕЛЬСКИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ (психотипы)
"Писать стихи пустяковая работа. Сейчас все пишут, и очень недурно" (Маяковский)
"Я пишу для чтения вслух. И в процессе работы должен слышать, как это будет звучать" (Маяковский)
5-летний Володя Маяковский залезал на стул и просил сестру Олю отойти подальше и послушать, хорошо ли звучит его голос
В 1927 году Маяковский выступил более чем в 100 точках, не считая московских
В Тифлисе Маяковский ходил по духанам, базарам и везде читал стихи
Как опытный полемист Маяковский любил обострять спор до предела
Маяковский был замечательным собеседником: любил больше слушать, чем говорить
Маяковский всегда был искренен. И когда переживал драму любви и когда писал о конкуренции государственной торговли с нэпманами
Маяковский любил словесные игры: кто придумает больше слов на какую-нибудь букву
Маяковский никогда не был нетерпимым к людям, но был безжалостен в писательской полемике
Маяковский предпочитал читать свои стихи перед публикой сам, не доверяя актерскому исполнению
Маяковский привык всегда спорить, кого-то громить, куда-то призывать. И если он встречал равнодушие, он терялся
Маяковский руководил "Окнами РОСТА. "Учтите, плакаты нужны точно к сроку. На другой день они будут никому не нужны"
Актеров для "Мистерии Буфф" Маяковский набирал по самодеятельным театрам, поскольку профессиональные отказывались играть пьесу. Маяковский сменил 5 исполнителей, ибо никто из них не справился с фразой:
"Я -- австралиец,
Все у нас было
Как то-с!
Утконос, пальмы, дикообраз, кактус!"
Пьесу "Проходная комната" Маяковский считал неудачной, и когда зал шумел аплодисментами, он сумел переорать его
Лиза Гереро во все глаза смотрела на Маяковского: "Я думала, вы бог, а у вас глаза неудачника"
ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь)
Ни первые лица государства, ни известные писатели не посетили выставку 20-летия творчества Маяковского
[перелом] "Вы просите песен. У меня их нет. Полтора года я не брал в рот рифм" (Маяковский)
[перелом] "Оставляя сделанное потомкам, ухожу от него, и, только перешагнув через себя, выпущу новую книгу (Маяковский)
[перелом] В последний год жизни Маяковский без энтузиазма читал свои стихи, говоря, что все это уже было и нужно что-то новое
[старость] В конце жизни Маяковский постоянно зудел, что перейдет на прозу, потому что стихи, видишь ли, ему делать неинтересно
[слава] Ни первые лица государства, ни известные писатели не посетили выставку 20-летия творчества Маяковского
[перелом] В конце жизни Маяковский постоянно зудел, что перейдет на прозу, потому что стихи, видишь ли, ему делать неинтересно
РЕДАКТОР (редактор)
В "Новой маленькой газете" был раздел "Почтовый ящик". У Горького хранилось 320 писем оттуда
РЕФЛЕКСИЯ ПИСАТЕЛЯ О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ (рефлексия)
"Знакомство с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно, не писать вообще" (Чехов)
"[Смотрел 'Чайку'.] Ничего, захватило. Местами даже не верилось, что это я написал" (Чехов)
Шершневич как-то увидел Маяковского у памятника Пушкину. Поэт постоял полчаса, пристально вглядываясь в бронзовое лицо
"Я принадлежу не к пушкинской школе, а к некрасовской" (Маяковский на упрек ему от Луначарского, что его поэзия -- голимая публицистика)
"Вы любите молнию в небе, а я в электрическом утюге" (Маяковский Пастернаку)
Маяковский предлагал такие критерии для оценки поэта:
1) степень успешности в обработке слова
2) современность
3) поэтический стаж, как постоянство в отстаивании идеалов
"Беря какой-нибудь факт из области красоты, история искусств интересуется не техническим способом его выполнения, а общественными течениями [, нашедшими отражение в этом факте]" (Маяковский)
"Поэт для поэтов" (Маяковский о Хлебникове)
РОЛЬ ПЛАНА (план)
Маяковский любил читать Некрасова вслух, причем наедине с собой
Читая вслух, Маяковский по-разному комбинировал слова и выражения
"Я прервал партийную работу, я сел учиться" (Маяковский в 1909)
СЛАВА -- УСПЕХ -- ПОПУЛЯРНОСТЬ -- ПРИЗВАНИЕ (слава)
Чехов не отказывал во встречах никому, даже малознакомым и совсем незнакомым людям. Но эти встречи его тяготили
"Третьего дня я вернулся из Москвы, где прожил две недели в каком-то чаду... Жизнь состояла из сплошного ряда пиршеств и новых знакомств" (Чехов, 1893)
Один из современников видел, как студенты МГУ, взявшись за руки, скандировали "Левый марш" Маяковского
"Маяковский всегдашний и постоянный из вечера в вечер звезда" (из заметки в "Экране")
СООБЩЕСТВА ЛИТЕРАТУРНЫЕ (сообщества)
"Маяковский до конца как долгу был верен карликовым затеям собранной им клики" (Пастернак)
В "Коллективе поэтов" не было авторитетов: но был бог -- Владимир
Маяковский вступил в РАПП, чтобы обрести там поддержку, но поддержки он там не нашел
Маяковский деятельно участвуя в организации совещания ЛеФа, покинул его уже на второй день
Маяковский прилагал громадные усилия, чтобы организационно оформить футуристов
Маяковского очень удивляло: как это у американских писателей нет своей организации
Исполком Федерации писателей использовал пробивные способности Маяковского для переговоров с правительственной комиссией
Американские писатели пригласили Маяковского на встречу: патефон, непринужденная атмосфера, танцы без пиджаков
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ. ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (соцзаказ)
Гиляровские и Чеховы дружили семьями, но Гиляровский был так кипуч, что сесть и почитать Чехова ему все было недосуг
Лейкин поставил перед Чеховым задачу "говорить обо всем выдающемся в Москве по части безобразий"
"[Нужно писать рекламу так,] чтобы калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть" (Маяковский)
"Никто в Париже не вылезет к славе, если его не начинает делать тот или иной торговец" (Маяковский)
Маяковский придавал большое значение своему сотрудничеству с газетами
Одна английская газета призвала притянуть Маяковского за клевету из-за его стихов о Керзоне
Сотрудники "Комсомольской правды" бегали к Маяковскому домой -- он жил неподалеку -- с письмами читателей и материалами и просили выдать стихи на злободневные темы
Стихотворение "Без руля и без ветрил" о плохой работе радиовещания было заказано Маяковскому редакцией "Комсомольской правды"
Сюжеты и типы для стихов Маяковскому часто подсказывали газетные факты: "Работникам стихов и прозы, на лето едущим в колхозы"
Ленин просил Луначарского пресечь выступления такого рода (Маяковского) в органах Наркомпросса
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (соцстатус)
Молодой Маяковский очень нуждался и напрашивался на обеды к друзьям: "В воскресенье ем Чуковского, в понедельник Евреинова"
Маяковский не боялся, по свидетельству Драйзера, того, что его индивидуальность будет подавлена коммунистической пропагандой
СТИЛЬ. РАБОТА НАД СТИЛЕМ (стиль)
Маяковский любил кутаисские шутки с примесью русских слов
Маяковский сам правил переводы его стихов на грузинский. Словарный запас поэта был невелик, но звучание грузинских слов Маяковский улавливал отлично. Так же он давал советы немецкому переводчику, хотя и не знал немецкого, но ориентируясь на звучание
Кто-то из современников заметил, что нет такой пылинки, которую Маяковский в своих стихах не хотел бы превратить в Арарат
"Маяковский дисциплинировал себя в немногословие"
"Здесь нет отделки. Зато много силы и безудержного рвения" (Фурманов о Маяковском)
"Иностранщина из учебников портит наш язык" (Маяковский)
"А что, если вы начнете объясняться девушке в любви, вы скажете 'мы вас любим'. 'А сколько вас' -- спросит она?" (Маяковский на вопрос "Почему в его стихах постоянно 'я' да 'я'")
ТАЛАНТ (талант)
Маяковский хотел сыграть у Мейерхольда Базарова, но тот ему отказал
Время, проведенное в тюрьме, когда Маяковский открыл для себя Л. Толстого, Шекспира и им подобных, он считал счастливейшим временем своей жизни
Поднявшись в Тифлисе на гору, Маяковский сказал: "Вот это трибуна. Читать бы стихи отсюда"
Написав поэму "Про это", Маяковский почувствовал облегчение от любви
-- Почему вы выходите на каждой станции?
-- Я должен все знать, иначе мне неинтересно (из воспоминаний современников о Маяковском)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ОСОБЕННОСТИ (худ_средства)
"Пусть на сцене будет так же можно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди только обедают, а в это время слагается их счастье и разбивается жизнь" (Чехов)
Многие, кажущиеся вычурными метафоры Маяковского поражают жизненной конкретностью, если знать натуру, лежащую в их основе ("Фокусник
рельсы
тянет из пасти трамвая,
скрыт циферблатом башни" --
точная зарисовка трамвайных путей возле Спасской башни в Москве в те времена)
"Вы его [Уитмена] переводите чересчур бонбонерочно. Надо бы корявее, жестче" (Маяковский К. Чуковскому)
Маяковский издевался над теми, кто не признавал художественных средств ("творить не затемняя сознание, без волокиты аллитераций и рифм" -- из популярного тогда пособия по сочинению стихов)
Олеша как-то предложил Маяковскому купить у него рифму ("медикаментами -- медяками"). Маяковский сразу же дал ему рубль. "А почему только рубль?" -- "а ударение неправильное"
Маяковский считал невозможным его перевод на немецкий, "растрепанного ритма, сталкивающихся стихов, разбегающихся фраз"
Маяковский, услышав перевод своих стихов на немецкий Гупперту: "Я ничего не понял, но вы никому не верьте, что мои стихи переводить нельзя. Не верьте и мне"
"Мистерия Буфф" была поставлена в цирке. В постановке было задействовано 350 актеров
ЦЕНЗУРА. СВОБОДА СЛОВА. АВТОРСКОЕ ПРАВО (цензура)
Американский генерал Клей, сын того самого Клея, приказал в американской зоне оккупации уничтожить все экземпляры со стихотворением Маяковского "Блэк анд уайт"
Многие агитки Маяковского запрещались Рабкрином. Выручал Луначарский
На реплику "поэта ни к чему нельзя принудить" Маяковский отвечал "он сам себя должен принудить"
Маяковский требовал привлечь к суду Левинсона "за оскорбление революционного чувства" в ответ на критику того "Мистерии Буфф"
ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ (читатель)
"Не обманываю ли я читателя, не зная, как ответить на важнейшие вопросы?" (Чехов)
Премьеру "Иванова" Чехов назвал "сплошным аплодисменто-шиканьем". Между партизанами и противниками пьесы на галерке дело доходило до кулачных потасовок
"...мастерское чтение Алексея Максимовича [Горького] в небольшом домашнем кругу и менее удачные его выступления с эстрады... из-за присущей ему застенчивости (из воспоминаний современника)
Билеты на чтение "Детей солнца" в салоне княгини Чегодаевой продавались по 50-100 руб. Эти деньги прямиком шли в кассу большевиков
"-- Как вы себя чувствуете в русской литературе?
-- Ничего, не жмет (Маяковский)"
Шофер Луначарского решил судьбу пьесы Маяковского "Мистерия-Буфф", сказав, что она дойдет до масс
"Маяковский ходил из района в район и читал рабочим свою пьесу. Он взял Москву приступом"
Успех Маяковского в выступлениях был бешеным
Маяковский говорил о "я" своих стихов: "'Я' здесь гражданин Советского Союза"
Маяковский любил незаметно подслушивать, что говорили слушатели о его выступлениях
Многие интеллигенты ходили на выступления Маяковского, только чтобы возмутиться его глумлением над поэзией
Мандельштам осуждал Маяковского за то, что тот обрушивал стихи на головы неподготовленных слушателей
"Стихотворение непонятно мне. Там все какие-то странные слова" (Ленин о Маяковском)
Многие зрители не приняли "Мистерию Буфф" Маяковского, но поддержали ее политическую направленность
Во время "чистки поэзии" Маяковскому не давали говорить на политические темы, но и не отпускали без стихов
ЧТЕНИЕ ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ (чтение_учение)
Многие книги А. Пешков брал в личной библиотеке городского врача-венеролога
В тюрьме 14-летний Маяковский читал Гегеля и Некрасова
В юности Маяковский с жадностью глотал "что-нибудь революционное"
ЧТЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЕ. ПИСАТЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ (чтение_пис)
Очень много помогал Таганрогской библиотеке Чехов, при этом замалчивая свою благотворительность
Только находясь в одиночке, Маяковский перечитал новейшую литературу
Маяковский читал Пушкина по ночам, сильно ругая его при этом: "Это потому, что я его сильно люблю"
Иногда Маяковский вызывал на эстраду кого-нибудь из зрителей, устраивая соревнование, кто больше прочтет Пушкина наизусть