http://proza.ru/2025/03/14/1210
Заканчивалась зима 1868 – 1869 годов, а вместе с ней и пребывание Ивана Константиновича Айвазовского в благодатной Грузии и её столице – незабвенном Тифлисе. В честь художника и по случаю его отъезда Администрация и руководство города провело грандиозное празднество, где Айвазовскому была выражена глубочайшая благодарность за помощь городу и его жителям.
На дворе февраль 1869 года. Иван Константинович расположился в кресле рядом с мольбертом в большой комнате квартиры, где прожил всю зиму на Вельяминовской (ныне – Дадиани) улице номер пятнадцать, куда он в первые дни переехал из гостиницы. Данный дом принадлежит знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Тамамшеву. В руках Айвазовского письмо от Академии художеств, где ему предписывается вернуться в Петербург в связи с необходимостью и с величайшим указанием Его императорского Величества.
А мысли уносят назад, в прошлое.
На грузинскую землю его нога ступила еще за тридцать лет до этого приезда, можно сказать, экспромтом, по воле высокопоставленного военного.
Двадцатидвухлетнего студента Петербургской академии художеств Ивана Айвазовского за выдающиеся успехи в живописи в 1838 году командируют на два года в Крым. А там его навещает лично начальник отряда Кавказской береговой линии генерал-майор Николай Раевский. Тот самый легендарный сын героя Отечественной войны 1812 года, генерала от кавалерии Николая Раевского-старшего.
Иван Константинович усмехнулся, вспомнив, как он с альбомом, карандашом и пистолетом в руках участвовал в высадке десанта в долине Субаши, а это нынешняя Головинка близ Сочи, и под огнем вынес из боя раненого мичмана Николая Фредерикса, будущего флигель-адъютанта.
Вот так берега Мегрелии и Абхазии подарили будущему великому маринисту и боевое крещение, и первые картины о флоте, и темы для работ на много лет вперед. Да еще и сыграли немаловажную роль в том, что в 1839-м он с успехом окончил Академию художеств, которая не только, «в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, возвела Ивана Гайвазовского в звание художника 14 класса», но и наградила его шпагой!
– Да придётся ехать, – Иван Константинович посмотрел в окно, – а жаль!
Художник улыбнулся, вспомнив, как совсем недавно, когда он пожертвовал сиротскому приюту сбор от своей выставки в размере 5000 рублей, молодежь, в первую очередь, студенческая, подарила ему «миллион алых роз».
– Жаль! – опять произнёс Айвазовский.
Из Тифлиса художник собирался отправиться в Армению, оттуда получил в декабре письмо с благословением от Католикоса Геворка IV и сообщил ему:
«Святейший отец и благословенный владыка! С любовью получив письмо и благословение Вашего святейшества, отвечаю: Хотя давно я должен был приехать в незабвенную родную землю, дабы вновь возликовать при виде неё, снискать любовь и благословение Вашего святейшества, однако жестокие зимние метели держат меня в Тифлисе. Но по наступлении весны, в апреле, с благословения Вашего святейшества, я непременно исполню обет, данный мною с давних пор. Остаюсь покорным слугою и сыном Вашего святейшества и Отца всего народа. Оганес Айвазовский».
Но обстоятельства, как видим, оказались сильнее его.
Раздался стук в дверь, и на пороге появился лысоватый, с усами и аккуратной бородкой, полноватый мужчина в тёмных шерстяных штанах, довольно длинном, доходившем до колен архалуке из сатина и в белой рубашке. Конечно, как и несколько месяцев назад, перед Айвазовским предстал ставший за это время верным другом Гавриил Иванович Тамамшев. Он же армянский меценат и благотворитель, купец 1-й гильдии, почётный гражданин Тифлиса и Ставрополя.
– Уважаемый Иван Константинович, я к вашим услугам!
Айвазовский и Тамамшев звонко рассмеялись!
Гавриил Иванович подошёл к художнику, который в это время поднялся из кресла. Они поздоровались, прикоснулись друг к другу, как это принято на Кавказе щеками, обозначив приветствие.
– Доброе утро, батоно, доброе утро, уважаемый! – Айвазовский с радостью и печалью смотрел на гостя.
– Уважаемый Иван Константинович, ещё бы немного пребывания в Грузии, и вы бы свободно разговаривали на грузинском! – мужчины опять весело рассмеялись словам Тамамшева. – Прошу вниз. Прощальный проезд по городу. Коляска подана!
– Я предлагаю, Иван Константинович, как и три месяца назад, проехать по городу, попрощаться с его улочками, историческими местами, закончив прощальную экскурсию у Метехской церкви. Оттуда полюбуемся красотами Куры и крепостью Нарикала!
– Не возражаю, Гавриил Иванович!
Они заехали на Эриванскую площадь, прогулявшись, выехали на Дворцовую улицу, оставив позади караван-сарай Тамамшева с встроенным в него великолепным театром. На душе у Айвазовского было немного грустно. Ему уже полюбились эти улочки, дома с плоскими кровлями, эти согретые солнцем стены, красивый ажур балконов.
Вот остались уже по левую руку Дворец Наместника и гора Мтацмида с похороненным на ней великим А.С. Грибоедовым. По Головинской улице ехали не спеша. Только в первый день приезда в Тифлис они медленно ехали, чтобы художник насладился красотами города, а сейчас – чтобы успел рассмотреть и мысленно попрощаться с ними. Наверное, попрощаться не то слово, скорей сказать: «До свидания!»
Проехав, здание Казённого театра (Сейчас театр оперы и балета им. З. Палиашвили), свернули направо. Ещё немного проехав, выехали к Куре.
– Красота! Сколько раз здесь бывал, но вид с крутого обрыва над рекой на возвышающийся на нём красивейший старинный храм Метехи завораживает каждый раз! – проговорил Айвазовский и помахал снявшему картуз и поклонившемуся ему в пояс встречному прохожему.
Они выехали на площадку перед храмом, и тут же зазвучала старинная грузинская мелодия. Его встречали благодарные жители города!
Иван Константинович прошёл к краю обрыва. Всё как в первый день приезда: внизу несла быстрые воды Кура, а за спиной возвышался многовековой храм. Его чувства были переполнены радостью от увиденного, от встречи, устроенной ему, от чудесного вида гор.
– До свидания, Тифлис!
Удивительный город застыл перед ним, переложенный его кистью на картины, светившиеся лёгкими красками этого прозрачного воздуха. В романтической дымке за Курой, дальше в горах растянулась крепость Нарикала.
Продолжение следует. http://proza.ru/2025/04/12/1394
Книга опубликована в Литресе.