опус 04. 01 скрижали

Петр Петрович Шличус
Находка века
= = = = = = = =
В 1961 году на месте неолитической стоянки в деревне Тэртэрия, коммуна Сэлиштея (30 км от Алба-Юлии), Трансильвания, Румыния были найдены три таблички, на которых были вырезаны символы, связанные с корпусом винчанских символов. Некоторые исследователи утверждали, что эти символы представляют собой самую раннюю форму письменности в истории человечества. Точно датировать таблички сложно, так как стратиграфия, связанная с их обнаружением, оспаривается, а термическая обработка, проведённая после их обнаружения, не позволяет провести прямое радиоуглеродное датирование. Основываясь на отчёте об их обнаружении, в котором таблички связываются с культурой Винча, и на косвенных радиоуглеродных данных:
1) таблички датируются 5300 годом до р.х. || предшествуют месопотамской пиктографической письменности
2) предполагается, что тэртэрианские знаки/символы связаны с шумерским клинописным письмом
3) предполагается, что таблички были перемещены из верхних слоёв раскопа

Описание иллюстраций
= = = = = = = = = = = = =
1) две таблетки прямоугольные
2) одна табличка круглая
3) все таблички маленькие в пределах 6 см
4) в двух табличках просверлены круглые отверстия
5) на всех табличках нанесены символы только с одной стороны
6) на табличках с отверстием изображения состоят из абстрактных символов
7) на прямоугольной табличке без отверстия изображено: а) рогатое животное, б) неясная фигура, в) растительный мотив/ветка или дерево

Подлинность артефакта
= = = = = = = = = = = = =
1. Место находки. Вопрос о том, действительно ли таблички были найдены на указанном месте, остаётся спорным. Н.Власса никогда не обсуждал обстоятельства находки.
2. Подлинность гравюр также вызывает сомнения. Заявление о подделке основано на сходстве некоторых символов с изображениями шумерских символов в популярной румынской литературе, доступной на момент обнаружения.
3. Вредительство или случайность. Работники отдела консервации музея Клуж-Напока обожгли изначально необожжённые глиняные таблички, чтобы сохранить их. Это сделало невозможным прямое определение возраста табличек с помощью метода радиоуглеродного анализа. Считается, что таблички при-надлежали культуре Винча-Турдаш, которая, по мнению сербских и румынских археологов, возникла 2700 лет до р.х.
4. Это открытие привлекло внимание археологического сообщества, поскольку оно предшествует первой минойской письменности, старейшей из известных в Европе. Последующее радиоуглеродное датирование других находок из Тэртэрии, в том числе этих табличек, отодвинуло дату возникновения этого места и, следовательно, всей культуры Винча, на 5500 год до р.х. = на раннюю фазу Эриду шумерской цивилизации в Месопотамии. Тем не менее, это оспаривается в свете противоречивых стратиграфических данных.
5. Высказывалось предположение, что если эти символы действительно являются формой письменности, то письменность дунайской культуры намного старше самой ранней шумерской клинописи или египетских иероглифов. Таким образом, они были бы самой ранней известной формой письменности в мире. Термин дунайская культура был предложен В.Г.Чайлдом для описания первого аграрного общества в центральной и восточной Европе. Эту гипотезу и появление письменности в этом пространстве поддерживают Марко Мерлини, Харальд Хаарманн, Джоан Марлер, Георге Лазарович.
6. Колин Ренфрю утверждает, что сходство с шумерскими символами обманчиво: «На мой взгляд, сравнение знаков на тэртэрийских табличках со знаками шумерской письменности не имеет значения, так как все они представляют собой простые пиктограммы, и знак, обозначающий быка в одной культуре, должен быть похож на знак, обозначающий быка, в другой культуре. Назвать эти балканские знаки «письменностью», значит предположить, что они имели самостоятельное значение, которое можно было передать другому человеку без устного контакта. Я в этом сомневаюсь».
7. Символы Винча известны с конца XIX века благодаря раскопкам, проведённым Жофией Тормой (1832-1899) в неолитическом поселении Турдаш в Трансильвании, в то время входившей в состав Австро-Венгрии, в типовом поселении тордосской культуры, поздней ставшей региональной разновидностью культуры Винча.

Система письма
= = = = = = = = =
Цель и значение, если оно есть, этих символов неизвестно.
1. Исследователи, которые пришли к выводу, что начертанные символы являются письменностью, основывают свою оценку на предположениях, которые не являются общепризнанными. Вот их аргументы:
- наличие подобных знаков на других артефактах Дунайской цивилизации позволяет предположить, что писцы использовали набор стандартных форм
- символы очень стандартизированы и имеют прямоугольную форму, сравнимую с формой архаичных систем письменности
- информация, которую передавал каждый символ, была конкретной и имела однозначное значение
- надписи расположены рядами, горизонтально, вертикально, по кругу
- неизвестно, какую именно систему письма они представляют
2. Н.Власса интерпретировал одну из табличек из Тэртэрии как сцену охоты, а две другие с изображениями как своего рода примитивную письменность, похожую на ранние пиктограммы шумеров.
3. М.Гимбутас поддерживает идею о том, что символы представляют собой письменность = это фрагменты системы, получившей название «древняя европейская письменность».

Нелингвистические знаки
= = = = = = = = = = = = = =
Одной из проблем считается отсутствие независимых свидетельств существования письменности на Балканах в этот период.
1. Сарунас Милисаускас отмечает, что крайне сложно археологически доказать, что набор символов представляет собой систему письменности, так как первые известные системы письменности были разработаны ранними государствами для облегчения ведения записей в сложных организованных обществах на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. В европейском неолите нет свидетельств существования организованных государств, поэтому маловероятно, что им были нужны административные системы, которые облегчали письменность.
2. Дэвид Энтони отмечает, что китайские иероглифы впервые были использованы в ритуальных и памятных целях, связанных со «священной властью» царей; возможно, что подобное использование характерно и для символов Тэртэрии.
3. Некоторые учёные предположили, что эти символы могли использоваться в качестве а) меток собственности, б) в религиозных ритуалах, в) в датировке времени.
4. Альтернативное предположение состоит в том, что эти символы могли быть непонятными подражаниями более развитым культурам, хотя это объяснение маловероятно из-за большой древности табличек || в то время не было известных нам культур, из которых могли быть заимствованы эти символы.
5. Некоторые считают, что эти пиктограммы сопровождаются случайными каракулями.