Гренландия 1968. Сломанная Стрела и Хромированный Купол
(Из сборника Арктика)
На фотоиллюстрации: Boeing B-52G-100-BW Stratofortress 58-0190, того же типа, что и "Hobo 28" (ВВС США)
***
21 января 1968 года: Самолет Boeing B-52G-100-BW Stratofortress ВВС США, серийный номер 58-0188, приписанный к 380-му стратегическому аэрокосмическому крылу, выполнял воздушную миссию по предупреждению о ядерной опасности в рамках операции "Хромированный купол".
Бомбардировщик с позывным «Hobo 28» имел экипаж из семи человек и был вооружен четырьмя ядерными бомбами B28FI (*), размещенными в бомбоотсеке.
Перед взлетом третий пилот, майор Альфред Д'Марио, подложил три поролоновые подушки под сиденье штурмана на нижней палубе B-52.
Во время полета в кабине экипажа стало очень холодно, и дополнительное тепло было направлено в отопительные каналы из системы выпуска воздуха из двигателя.
Из-за неисправности воздух, поступающий из системы выпуска воздуха, не был охлажден перед подачей в систему отопления, и этот очень горячий воздух воспламенил подушки. Очень быстро возник пожар.
В 12:22 по стандартному атлантическому времени (16:22 UTC) командир воздушного судна капитан Джон Хауг объявил чрезвычайную ситуацию и запросил немедленную посадку на авиабазе Туле в Гренландии, которая находилась примерно в 90 милях (140 километрах) к северу.
Огнетушители экипажа были быстро израсходованы, и огонь продолжал распространяться. Электрическая система бомбардировщика вышла из строя, и кабина заполнилась дымом. Капитан Хауг приказал экипажу покинуть самолет в 16:37 по Гринвичу.
«Hobo 28» пролетел прямо над авиабазой, и шестеро из семи членов экипажа катапультировались. Второй пилот, капитан Леонард Свитенко, который временно находился в откидном кресле на нижней палубе, а не в катапультируемом кресле, попытался выпрыгнуть из открытого люка на нижней палубе. Он ударился головой и погиб.
В-52, теперь уже беспилотный, продолжил движение на север, а затем начал разворот на 180° влево.
Он упал на морской лед в заливе Норт-Стар, примерно в 7,5 милях (12 километрах) к западу от Туле.
Обычные взрывчатые вещества внутри четырех бомб В28 сдетонировали при ударе. Ядерного взрыва не произошло, но радиоактивный плутоний, уран и тритий были разбросаны на большой площади.
Капитан Хауг и майор Д'Марио приземлились на авиабазе, а трое других находились совсем рядом. Шестой, старший сержант-стрелок Кэлвин Снапп, находился в 6 милях (9,7 км) к югу на льдине и был спасен 21 час спустя.
Потребовались масштабные работы по очистке. В сложившихся обстоятельствах это было намного сложнее, чем в Паломаресе, Испания (*), двумя годами ранее.
В результате этих двух ядерных аварий, обозначенных кодовым словом “Сломанная стрела”, операция "Хромированный купол", в ходе которой вооруженные самолеты В-52 находились в воздухе 24 часа в сутки с 1961 года, была прекращена.
СНОСКИ
(*)Ядерныая бомба B28FI ="Mark 28" представляла собой двухступенчатую термоядерную бомбу с радиационным взрывом, которая была разработана Лос-Аламосской национальной лабораторией и производилась с января 1958 по май 1966 года.
В 1968 году она была переименована в B28. Было изготовлено более 4500 бомб в 20 вариантах. Мощность взрыва варьировалась от 70 килотонн до 1,45 мегатонн. Бомба оставалась на вооружении до 1991 года.
(*) Инцидент "Брокен Эрроу": 17 января 1966 года произошло смертельное столкновение B-52G (бортовой номер 58-0256) из 68-го бомбардировочного авиакрыла ВВС Сеймура Джонсона с KC-135 Stratotanker (бортовой номер 61-0273) над Паломаресом, Альмерия, Испания, в результате которого погибли все четверо на танкере и один пассажир и трое из семи на B-52G.
Две неразорвавшиеся ядерные бомбы B-28 FI мощностью 1,45 мегатонны, находившиеся на борту B-52, в конечном счете были извлечены; обычные взрывчатые вещества еще двух бомб сдетонировали при ударе, что привело к серьезному рассеиванию как плутония, так и урана, но не вызвало ядерного взрыва.
После катастрофы в Соединенные Штаты было отправлено 1400 метрических тонн (1500 коротких тонн) загрязненной почвы.
В 2006 году между Соединенными Штатами и Испанией было заключено соглашение о расследовании и устранении загрязнения, оставшегося после аварии.
***
22 мая 1957 года cтратегический бомбардировщик Convair B-36 вез в Киртланд с базы Биггс термоядерную бомбу Mk. 17 мощностью 15 мегатонн.
Во время снижения перед посадкой произошел нештатный сброс боеприпаса.
Бомба длиной 7,5 метра и весом 21 тонну упала в семи километрах от диспетчерской вышки аэродрома и в 500 метрах от стратегического ядерного арсенала "Сандия".
Помимо склада с атомными бомбами там находится завод по их производству.
При падении сдетонировал заряд обычной взрывчатки Mk. 17, необходимый для инициации основного заряда из дейтерида лития. Ни праймер - ядерный детонатор мощностью 100 килотонн, - ни основной термоядерный заряд не сработали.
***
Краткий /не полный!/ список авиационных происшествий и инцидентов, связанных с самолетом Boeing B-52 Stratofortress.
1961 год - крушение самолета B-52 в Юба-Сити
1961 год - крушение самолета B-52 в Голдсборо, Северная Каролина, США
1963 год - крушение самолета B-52 на горе Элефант в округе Пискатакис, штат Мэн, США,
1964 год - крушение самолета B-52 на горе Элбоу /в государственном лесу Сэвидж-Ривер/, Мейерсдейл, Пенсильвания, США
1966 год - инцидент в Паломаресе, Испания
1968 год - крушение самолета B-52 на авиабазе Туле
1968 год - крушение самолета B-52 на авиабазе Кадена в городах Кадена и Чатан, а также в городе Окинава в префектуре Окинава, Япония.
1971 год - крушение самолета B-52C на озере Мичиган, США
1994 год - Крушение бомбардировщика B-52 на базе ВВС США, что на северо-западе США, в восточной части штата Вашингтон.
2007 год - Инцидент с ядерным оружием на базах ВВС США в США: Майнот в Северной Дакоте и Барксдейл, что в Луизиане.
2008 год - Крушение бомбардировщика B-52 на Гуаме