Гегель. Наука логики. Количество и качество

Владимир Дмитриевич Соколов
МИНИАТЮРЫ О ФИЛОСОФИИ
http://proza.ru/2024/01/16/250

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Количество у Гегеля чаще всего рассматривается как бесконечное повторение одного и того же. Нечто наподобие числового ряда 1+1+1+1+... и так до бесконечности. Никуда это количество не ведёт и ничем не ограничено. То есть количество -- это экстенсивная величина, образно называемая самим Гегелем "дурная бесконечность".

Качество получается ограничением количества. При этом само качество выступает в разных формах.

а) качество как градус

та же самая температура кипения или замерзания, которая отделяет лёд или пар от воды. Хотя этот обычно приводимый пример несколько двусмысленен. Более наглядное представление, мне кажется, даёт такой анекдот.

Один мужик спрашивает другого: "Сколько тебе нудно яиц, чтобы наестся?" -- "Штук восемь". -- "Ух ты, а мне всего одно". -- "Ну и хиляк же ты". -- "Видишь ли, обычно я съедаю три яйца, а если я съем два, я не наемся, поэтому я и съедаю третье. Вот и получается, что наедаюсь я от одного только яйца, от последнего".

Вот это последнее яйцо, третье или восьмое, и отделяет определенное количество от бесконечности. Это определённое количество и является качеством. Причем определяет его одна единица, ничем не отличимая от других, кроме того, что именно она разрывает бесконечный ряд.

б) качество как квант

оно ничем не отличается от качества как градус, кроме того, что качество как градус определяет только его последний член, а в качестве как кванте важно именно общее количество ничем неотличимых элементов. Примером здесь может служить, скажем, группа людей, выполняющих совместно одну и ту же работу. Причём, важно только их общее количество, без разницы между ними. Нет ни первого, ни последнего. Скажем, начальство приказало для уборки мусора командировать 5 человек. 4-х не хватит, а 6 будет лишку. Вот эти 5 и составят квант

в) качество как граница

это более высокая степень, чем квант. Если составные элементы кванта однородны, то здесь они соподчинены, образуют систему. Например, экипаж катера. Здесь те же самые 5 единиц, но важно, чтобы каждая единица имела свои особенности: рядовой матрос, капитан, штурман. Не будет этой дифференциации -- не будет и требуемого качества.

А граница отделяет эти элементы от других, выделяет их в особую структуру, скажем, монаду.

* * *

Гегель очень подробно рассматривает проблему границы. Вообще диалектика количества и качества обсосана им со всех сторон, как ни у одного философа до него или после (по крайней мере, болтающегося на скрижалях истории). Тут тебе и проблема "нечто" и "иного", "в-себе-бытия" и "для-себя-бытия", "бытия-для-себя" и "бытия-для-иного" и много ещё чего.

Свойство границы отграничивать то, что внутри неё, то что Гегель называет "нечто", от того, что вне её. По самому определению то, что отграничено, конечно, а то, от чего отграничено -- бесконечно. Конечное стремится с одной стороны, удержаться в себе, замкнуться в своих границах, а с другой стороны выйти за границу, преодолеть её.

Ибо нечто, находясь внутри своей границы, сохраняет себя,  своё качество, отделяет себя от всеобщего. Типа

    Жить только для себя умей,
    Есть целый мир в душе твоей

А взрывая этот мир таинственно-волшебных дум, только напакостишь внутри себя, потеряешь присущую тебе самобытность, то есть это самое качество. Вольёшся, так сказать, в ничем неотличимые друг от друга винтики и шпунтики общественного механизма.

Но с другой стороны нечто, например, человек, горит желанием и других посмотреть, и себя показать, то есть преодолеть свою границу, конечность и выйти в бесконечное.

Но повадился кувшин по воду ходить, тут ему и голову сломить, т. е. выход за пределы границы неизбежно ведёт к потере своего качества, растворения нечто в бесконечном. "Всё, что рождено, подлежит смерти", -- повторяет на свой философский манер старую как мир песню Гегель.

Драматичести эта мысль иллюстрируется в жизни растений. Семена, оказавшись изолированными, могут жить очень долго. Находят при раскопках зёрна злаков, пролежавших под слоями земли тысячелетия, и им хоть бы хны. Но только вытащили их на свет божий, полили водичкой, как они под их действием могут войти в рост, принеся плоды и погибнуть.

Ещё один интересный поворот темы -- проблема долженствования. Долженствование это то, что пихает нечто выйти за свою границу, преодолеть свою ограниченность.

Типа "ты должен, и потому ты можешь":

      Если тебе октябрёнок имя
      Имя крепи делами своими

Назвался груздем, полезай в кузов.

И вместе тем долженствование удерживает нечто в его качестве, не даёт ему выйти за свою границу. "Ты должен, и потому ты не можешь": nobless oblige: ты не можешь врать, должен всегда хранить честь, достоинство. А если ты этого не делаешь, твоё благородное нечто теряет своё качество, и ты уже не нобиль, а обыкновенный вахлак.

О ПЕРЕХОДЕ КАЧЕСТВА В КОЛИЧЕСТВО

Теперь о законе перехода качества в количество. Именно так, а не наоборот (переход количества в качество) формулирует закон Гегель. "Из сравнения качества с количеством легко увидеть, что по своей природе качество есть первое", -- пишет он.

Перейдем к примерам. Вот вам живопись 20 века. Тот же "Черный квадрат" Малевича. Эта картина является финалом целой серии полотен. Вначале идут совершенно реалистические изображения, потом в поисках исконных форм художник переходит к линиям, геометрическим формам. И так по нарастающей доходит до пресловутого черного квадрата.

И этим путем шел не один Малевич. В ту степь потянуло очень много художников конца XIX--XX вв. Сезанн искал основные формы, Ван-Гог цвета, Сислей точки.

Можно бы сказать, что художники фордыбачат, если бы их поиски не оказались столь плодотворными, причём для самой непосредственной практики. Полиграфисты мысль, что всё цветовое многообразие мира можно получить сочетанием всего 4-х цветов: красного, черного, желтого и белого (т. н. RGB) или комбинацией других цветов (например, CMYK -- Cyan, Magenta, Yellow, Key) сумели претворить в практику.

Аналогично в лингвистике, музыке многообразие форм с успехом сводится к нескольким основным базовым.

Та же картина и в науке. В природе нас бьёт по мозгам многообразие форм и состояний. При более тщательном исследовании оказывается, что все они образуются сочетанием молекул, которые в свою очередь состоят из атомов. Самих этих атомов насчитывается всего несколько десятков видов, определяющих природные элементы. Но это не предел. Атомы в свою очередь состоят из совершенно одинаковых элементарных частиц и отличаются друг от друга только их количеством.

Так происходит переход качества в количество.

И всё развитие человеческого знания -- и не только в новое время -- состоит в нахождении неких базовых элементов, лежащих в основе всех вещей, которые, элементы, значит,  в конечном итоге отличаются друг от друга только числом. Вот и получается совершенная пифагорейщина: если довести до конца разложение вещей, то окажется, что нет ничего, кроме чисел. Буйное и многообразное качество превратилось в голое количество.