http://proza.ru/2025/05/19/1482
Ах, Одесса, жемчужина у моря… Город, воспетый в песнях и стихах, город юмора, шаланд и каштанов!
На причале Одессы для убытия на праздник открытия Суэцкого канала стояли два корабля на погрузке и готовились к отплытию со 120 пассажирами на борту: клипер «Яхонт» с представлявшим Россию послом в Константинополе Николаем Игнатьевым и двухпалубный «Генерал Коцебу», построенный в Англии в 1866 году для Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Паровой флот общества в 1869 году составлял 63 парохода, 38 барж, 7 шаланд, 12 деревянных барж и другие малые суда. «Генерал Коцебу» являлся одним из самых роскошных пароходов в российском флоте того времени.
Только что закончился митинг по случаю убытия кораблей. Сотни провожающих толпились на причале. Всё это сопровождалось объятиями и слезами, многие уже поднялись по трапу на борт, махали сверху оставшимся на берегу, занимали места в каютах. Далёкий Египет казался тогда для окружающих чем-то вроде конца света, в том смысле, что очень далеко. Тут же играл оркестр, и носильщики последние ящики, чемоданы заносили на борт.
Жанночка стояла с отцом, получив максимум наставлений от матушки, и теперь радостно махала ей сверху своей шляпкой. Юлия Гревс платочком вытирала слезу, в первый раз отправляя дочь так далеко, в неизведанное путешествие.
Пароход «Генерал Коцебу», на котором находились Айвазовский и его дочь, напоминал собрание выдающихся личностей своего времени. В составе делегации на его борту были официальные лица и журналисты. Среди них: директор РОПиТа Николай Матвеевич Чихачёв, государственный и общественный деятель Николай Николаевич Сущов, адмирал Михаил Осипович Дюгамель, горный инженер, журналист Константин Аполлонович Скальковский, гидрограф Михаил Павлович Манганари, участник Крымской войны Александр Алексеевич Киреев, историк и публицист Петр Карлович Щебальский, профессор Новороссийского университета Роберт Васильевич Орбинский, гидротехник Эдуард Иванович Тилло, морской инженер, барон Евгений Богданович Тизенгаузен, высокопоставленный русский чиновник Семён Александрович Мордвинов, военный инженер, журналист Дмитрий Иванович Романов.
Сам Айвазовский являлся действительным членом Российского географического общества – его приняли туда в 1853 году. На торжественном заседании по случаю пятидесятилетия его творческой деятельности вице-президент Российского географического общества Семёнов-Тян-Шанский сказал: «Русское географическое общество давно признало вас выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского моря» (Чёрное море – авт.).
Во время путешествия в Египет Иван Константинович входил в число почетных пассажиров, ему поручили написать картины об открытии Суэцкого канала, т.к. киносъёмок ещё не было.
Картины художников были единственной возможностью увидеть, как выглядят неизведанные страны, вот почему на корабль был приглашён великий маринист.
В это время произошло какое-то нештатное движение на берегу перед кораблём.
– Папа, папа, что там делают эти люди, почему полиция их задерживает? – Жанна посмотрела на отца, не понимая происходящего внизу на причале.
К ним подошёл приглашённый на открытие канала писатель Владимир Александрович Соллогуб и прояснил ситуацию:
– Несколько человек хотели договориться с экипажем, чтоб устроиться на корабль и тоже убыть на открытие Суэцкого канала, да и попутешествовать по Египту. Но даже капитан, если б и хотел, но не смог бы их принять на борт, так как каюты все заняты!
Для сведения читателей следует сказать, что стоимость билетов 1-го класса в Египет с питанием на борту в то время составляла немало: 98 рублей в одну сторону, но если сразу заплатить за проезд туда и обратно, можно было получить скидку 20 %, затратив на морское путешествие на двоих 314 рублей.
Туристы следовали в Египет из Одессы, потом до Каира на поезде. Обычно путешественники останавливались здесь на несколько дней в отелях для иностранцев за сумму от 5 до 10 рублей в сутки. На экскурсиях осматривали цитадель, музеи, мечети и, конечно, знаменитые пирамиды и сфинксов в пригороде Гиза, куда в те времена ходил трамвай. Кстати, можно было забраться на пирамиды.
Побывавшие наверху говорили: «Сверху вид чудный, но взбираться трудно, а спускаться еще труднее, да и не безопасно, а для нервных и слабых прямо-таки невозможно».
Раздался резкий звук, это паровой свисток напугал непосвящённых. Пароход стал отходить от причала. Вода за фальшбортом закипела, оставляя зеленовато-голубую дорожку белой пены, пузырей и пикирующих на неё чаек.
Впереди команду и пассажиров ждал путь в восемь дней до Александрии по незабываемым морским просторам, вознаграждая за стойкость посещением по пути древних городов: Константинополя, Смирны и Афин (Пирея), где во время стоянки можно успеть посмотреть их достопримечательности.
Вскоре все пассажиры были приглашены в ресторан парохода. Обеденный салон для пассажиров первого класса находился на палубе и имел элегантно оформленные апартаменты. Стены были покрыты деревянными декоративными панелями. Полы покрыты мозаичной плиткой Минтон, которая давала прохладный приятный эффект в интерьере, это в ту пору было редкостью для морского транспорта.
Кроме того, на столах были разложены столовые посеребренные приборы, вдоль стен располагалась изысканная мебель с коваными крючками для одежды. На стенах красиво смотрелись резные деревянные панели.
– Прошу, прошу, вам за этот стол!
Миловидная официантка в белоснежном фартучке показала места Айвазовского и Жанны.
– Недурно, недурно! – обратился великий маринист к расположившемуся рядом с ним и Жанной писателю Владимиру Соллогубу.
Они не только сидели рядом в столовой, но и каюты их расположились по соседству, в середине парохода, чтобы не так чувствовалась качка.
– Да, Иван Константинович, согласен с вами! Думаю, что нас ждёт замечательное путешествие…
Граф Владимир Александрович Соллогуб – русский чиновник, прозаик, драматург, поэт и мемуарист из литовского рода Соллогубов.
В это время присутствующим представили капитана, который посвятил пассажиров в историю создания корабля:
– Двухпалубный корабль «Генерал Коцебу» построен, господа, в честь губернатора южных провинций России – Новороссии и Бессарабии, командующего войсками Одесского военного округа, генерала от инфантерии Русской императорской армии, генерал-адъютанта, отличившегося во время Крымской войны, члена Государственного совета.
Пройдёт ещё полгода и генерала Коцебу 12 марта 1870 года, в день пятидесятилетия служения его в офицерских чинах, наградят алмазными знаками к ордену Святого Андрея Первозванного.
А капитан, между тем, продолжал свой экскурс в историю:
– Корабль был построен в Англии по заказу Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) на верфи «C. Mitchell & С°» в Ньюкасл-апон-Тайне 1866 году, – слышался его приятный голос. – Длина судна – 64 метра, ширина – 8,6 метров, водоизмещение – 1250 тонн. Судно рассчитано на более чем 500 пассажиров, которые размещаются соответственно в трёх классах корабля.
Машины «Генерала Коцебу» имеют 185 лошадиных сил, изготовлены компанией Messrs. Penn and Son в Лондоне. Двигатели были построены с особым вниманием к экономии топлива и оснащены всеми последними улучшениями для этой цели. Должен сказать, что очень благоприятный результат показал пробный рейс из Лондона в Ньюкасл. Во время прохождения из Дептфорда в Тайн общее потребление топлива составило всего 18 тонн.
Дальше пассажирам сообщили меры безопасности, где и какие расположены средства спасения, в том числе и спасательные шлюпки, и пожелали приятного аппетита.
Плавание началось!
Продолжение следует. http://proza.ru/2025/05/28/1271
Книга опубликована в Литресе.