7. Если друг оказался вдруг

Томас Твин
 Е с л и    д р у г    о к а з а л с я    в д р у г

Ну наконец она вернулась!
Ах, как непросто было сменить безмолвие пустыни на круговерть столицы. Там - мудрый учитель, здесь - любезный друг... В общем, из дальних странствий возвратясь, Лина вновь окунулась в привычные заботы и сразу утратила свой обычный задор.
Эх, Ян, Ян! А впрочем, у мужчин это бывает, так что не стоит опускать руки.
Не долго думая, решительная дева пошла в атаку.

«Здравствуй, мой ветреный друг!
Вот уж пять дней как я вернулась, исполненная впечатлений, а о тебе - ни слуху, ни духу. Ни поделиться, ни посоветоваться...
Ты совсем сгинул - не звонишь, на письма не отвечаешь...
Что-то случилось?
Может, дело в той блондинистой фифе, с которой я видела тебя вчера в Камергерском? Вы были так увлечены друг другом...
Не хочу вмешиваться в ваши отношения, но ведь ты меня знаешь: при случае могу и повыдёргивать её длинные ноги (и твои, кстати, тоже)
А если серьёзно, я даже не подозревала, как тяжело терять такого друга, как ты.
Отзовись!
Бледная Лина /:_:\»


        ЯН: П р а в о    и м е ю!

Боже, боже, как низко я пал! Помогаю врагам, слушаю тех, кого презирал, теряю друзей и уважение. Теперь моё место - в одном ряду с Иудой, Андрием и Яго.
Предатель! Легода вправе убить меня как Тарас - своего Андрия. А чем я лучше? Ничем. Поддался женским чарам и изменил своим убеждениям. Духовного отца предал...
...........
Ну ладно! предал, предал.... Откровенно говоря, он тоже хорош, заладил своё: «Демократия, плюрализм»... А если сейчас требуется мобилизация всех сил для восстановления статуса кво? Что тогда? Тут уж не до дискуссий. На фронте ведь не дискутируют.
Потом, победив и восстановившись, мы непременно вернёмся к дебатам и альтернативам. Почему нет?

Гм... Это же какие-то «неправильные» мысли, верно? «Неправильные» с либеральной точки зрения. Между тем, внутренний голос твердит: «Думай сам, думай сам!»
И если подумать... Вот, например, Раскольников... Он тоже маялся, бился о догмы морали, спорил с ними... Я, видно, из того же теста - предпочитаю до всего доходить своим умом. В конце концов, не боги горшки обжигают - смогу и я...

Итак... Надо ли слепо подчиняться моральным нормам, невзирая на обстоятельства? Нормы же - не панацея. В обычных условиях они полезны, но в критических могут подвести. Значит, иногда можно и нарушить. Это раз.
Сами нормы не вечны, они меняются от эпохи к эпохе, а сейчас именно такое переходное время. Это два.
И наконец, главное - они предназначены для «средних», обычных людей, поведение которых типично, предсказуемо и банально. Но как быть с особыми, непредсказуемыми - теми, кто творит, созидает, открывает?

Тот же Иисус пересматривал многие нормы Ветхого Завета и подчас вёл себя аморально с точки зрения ортодоксов. Так прямо им и говорил: суббота, мол, для человека, а не человек для субботы! И они - в ужасе.
Запретил им Моисей кумиров творить и поклоняться, но продолжатели - христиане - и творят, и поклоняются.
Да что им Моисей! Игнорируют даже заповеди Христа «Подставь левую щёку», «Возлюби врага», «Не смотри на женщину с вожделением».
А Цезарь? Разве стал бы он цезарем, если бы не перешёл через запретный Рубикон?
И Наполеон не достиг бы величия, не соверши он гос.переворот.

Стало быть,    н е к о т о р ы м     нарушать нормы позволено, лишь бы цель была великой.
Вот с этим, с целью то есть, Родя оплошал: убил старушек только для проверки; преступил, чтобы покопаться в себе. Это мелко и гнусно, милостивый государь!

А что же я, зачем поступаюсь своими принципами? А я, простите, не мелочусь.
Моя-то цель покруче бонапартовой будет. Надо же наконец навести порядок в этом бедламе, чтобы люди снова жили нормально, по-человечески. Так что всё - ради людей! И если для этого потребуется, подобно Данко, наступить на свою совесть, я это сделаю! Вот так-то!

А теперь за дело! Прежде всего надо связаться с Линой, а через неё - с ПапойКарло. Он ведь не забыл своего любимого ученика.

Не долго думая, любимый ученик набросал письмо подруге, впервые покривив душой:

«Привет тебе, прекрасная Элина!
В последнее время я стал недопустимо часто вспоминать тебя и нашу Альма-матер. Всё-таки это были счастливые годы, не то что нынешние. Не правда ли? Были друзья, были авторитеты, которых хотелось слушать, которым хотелось подражать. Помнишь, как собирались у Карлыча на даче, ели вкуснейшее вишнёвое варенье и говорили, говорили... Говорили обо всём. Никаких запретных тем, никаких умолчаний... Мечтали, надеялись, верили, что всё осуществится...
Ну вот, мы оперились, встали на ноги, состоялись... А состоялись ли? Кто работает по специальности, кто сохранил убеждения юности?... Немногим удаётся жить в согласии со своими идеалами и мечтами...
 
Судя по всему, ты всё-ж-таки добралась до ПапыКарло. И как? Что-то узнала?
Я бы тоже очень хотел повидать его, встретиться в неформальной обстановке, поговорить по душам не онлайн, а вживую, как когда-то. Было бы любопытно посмотреть, как он живёт, какие люди его окружают.
Так что при случае напомни шефу обо мне - авось, найдёт время для встречи. Я был бы рад. А уж съездить туда на пару с тобой стало бы приятно вдвойне. Честно.

Ну, успеха тебе в твоём нелёгком труде.
По-прежнему с нетерпением жду встречи и нашего совместного путешествия туда, не знаю куда.
Ян Несмеян |^_^|

P. S. Прошу тебя: не омрачай наши отношения беспочвенными подозрениями. Ты - моя Муза, и нету никаких других»


Перечитал, вслушался в себя и... ничего. Никаких уколов совести, никаких терзаний! Наоборот - собственная «гибкость» показалась ему ловкостью. Оказывается, он способен манипулировать людьми и, как ни странно, это доставляло ему удовольствие!



Продолжение в разделе "8. Битва" (http://proza.ru/2025/06/29/685)