Предыдущее http://proza.ru/2025/06/23/625
На открытой лоджии в разной мелкой таре, поставленной в большие коробки, поднимались ростки флоксов и нескольких астильб, закупленных в интернет-магазине ещё в январе. Они без потерь перенесли незначительные морозы и даже обильные снега, вдруг обрушившиеся на нас весной. И теперь я с жалостью смотрела на них, поскольку не знала, что с ними делать? На дачу отвезти? Но с каждым днём я всё более утверждалась в мысли о том, что не поеду больше туда. Не могла представить себе, как буду жить на даче без Юры. Зачем? Ведь там всё напоминает о Юре, до боли. А его нет.
- Может, — думала, — заскочу с дочкой туда на денёк, засуну растюшки куда-нибудь, а потом — будь что будет.
Понятно, тяжело им будет, а кому сейчас легко? Но нет, не подходит. Слишком хлопотно, волнительно и непродуктивно.
Можно ещё всем знакомым дачникам в доме пораздать свои флоксы и астильбы. Но будут ли соседи им рады? Может, у них своих полно или вообще им не надо. Выглядеть это будет, скорее всего, глупо. Возможно, даже, и не поймут, и будут требовать подробных объяснений. Нет, не подходит этот вариант.
А в Москве бушует ранняя весна. Когда выхожу из дома, всё чаще бросаю взгляд на тот бесхозный участок, где мы с Игнатием Григорьевичем на субботнике пересаживали хосты.
- Почему бы мне не посадить сюда мои растения с лоджии? — Задумалась я. — Так и сделаю!
У меня оставалось ещё несколько мешочков с грунтом. Часть я уже использовала при пересадке хост, оставшуюся садовую землю я пустила на новые посадки.
Всё это я делала под пристальным вниманием любопытствующих жильцов. Посыпались вопросы, пожелания, советы. Рассказывали историю этого цветника, высказывали сомнения в моей работе или хвалили и благодарили.
Первая, кто деятельно отозвалась на мои действия, была Наташа-цветочница. У нас в подъезде несколько Наташ, но единственная, по-настоящему понимающая и любящая цветы, — это Наташа-цветочница, поэтому я так её и назвала. Мы друг друга по фамилиям и отчествам редко кого помним, и у других соседей Наташа проходит как "Наташа с собачкой на руках" и "Наташа большая" (в отличие от Наташи маленькой из инициативной группы). Но она у меня — "Наташа-цветочница". Ей немногим за 50, где-то работает, дом, дача, дети, внуки. В общем, очень занятой человек. Но цветы для неё не на последнем месте.
С понимающей грустью взглянув, как я тыкаю в приподъездную землю росточки сортовых флоксов и астильб, Наташа раздумчиво сказала:
- Пойдёмте, я Вам дам немного растений. Привезла с дачи то, что жалко было выбрасывать. Может, Вам пригодится.
- Конечно, пригодится, — согласилась я, — вон сколько здесь пустой земли!
С Наташей мы уже давно знакомы, на почве любви к цветам, договорились на "ты", но всё время сбиваемся.
Принесла от неё небольшую группу растюшек: робкую флоксину, вялую примулку и прутики полудохлых рудбекий.
- Но ничего, — решила я, — посажу, может, оклемаются.
Половину вскопанной полосы, доставшуюся мне от Игнатия Григорьевича, я уже засадила своими флоксами и астильбами с лоджии, — ту, что ближе к тротуару, дальше от него планировала посадить последнюю партию флоксов, которые должны были привести из интернет-магазина перед майскими праздниками, оставила для них место.
Подаренные Наташей растения я приготовилась сажать на участочке рядом со скамейкой, там где копала Ангелина-Элеонора. Только я собралась это сделать, как ко мне подошла девочка — милый подросток — тоненькая тростиночка с гладко причёсанными каштановыми волосами и ясным взором:
- Можно я Вам помогу? Я была на субботнике, помогала.
- Хорошо. А ты знаешь, как сажать?
- Нет, а как? — Улыбнулась девочка.
Мы познакомились, и я показала Марии (так она представилась), как сажать эти крошечные растения, рассказав немного о них.
- Не пугайся, что они так непрезентабельно выглядят. Они очухаются и ещё покажут себя во всей своей красе. Ты можешь за ними потом наблюдать, как они будут подниматься и хорошеть, — успокоила я Марию.
Прикопав растюшки, Мария предложила:
- Вы меня ещё позовите, когда нужно будет, — и дала свой номер телефона.
Потрясающая девочка! По разумности я дала ей лет 15, а ей оказалось всего 11. Давно я не общалась с молодёжью...
Всё, решено, теперь беспризорный участок — мой, и я хозяйским взором оглядываю его целиком — что здесь можно ещё сделать?
Так, два засохшие куста роз уже убраны на субботнике, но остался третий — полуживой, дылда такая несуразная. И я в полной свободе действий (нет более желающих осваивать этот пустырь) решила избавиться от этой царапающейся дылды.
Стала выкапывать куст, но он упёрся своим древним корнем, уходящим глубоко в землю. Нужен топор. Дома не оказалось. Эх, есть на даче... Спросила про топор у консьержки — тоже нет, но она позвонила Алишеру, главному дворнику. Он пришёл и быстро справился с упорствующим кустом — «лёгким движением руки». Вот что значит, мужская сила! Но от выкопки для пересадки одной из рядом сидящих гортензий, Алишер отказался — это платно. Ладно, постараемся обойтись своими силами.
Итак, место, в основном, расчищено, но что мне здесь сажать?
Стала просить дачников, знакомых и не очень, видя, что они идут к машинам, привезти что-нибудь со своего сада. Они стали понемногу откликаться на мои просьбы. Люди замечали, как стал красиво зеленеть участок возле подъезда, их это радовало. Привозили растения, я подсаживала, но надо было ещё. Догадалась закинуть свою просьбу в подъездный чат. Поток растений усилился. Ангелина-Элеонора опять оказалась на высоте — привезла целый мешок ирисов — моих любимых "Шоколадниц".
Теперь я уже еле успевала сажать то, что привозили. Торопилась, боясь оставить растения без помощи. Они и так пострадали оттого, что их выкопали из родной земли и привезли неведомо куда! Работала как стахановка. Очень уставала, порой болели все мышцы, с трудом вставала с постели. Но потом всё расходилось, и опять — вперёд к новым растениям! Соседи уже разделяли мой цветочный азарт. Скажу вам, было приятно видеть, как, например, юная белокурая дива Леночка на крутой машине привезла огромную партию цветов с милым щебетаньем:
- Это от мамы.
- Ты мне нравишься, — сказала дочь, — похудела, лицо загорелое с румянцем, волосы выгорели и седины совсем незаметно.
Дочь стала меня наряжать, хоть у меня одежды и обуви было достаточно. Но у неё свой взгляд на мой гардероб. Купила две пары модной нынче летней обуви — кроссовки и ещё какие-то с открытой пяткой, которые легко моются.. Заказала льняную курточку-накидушку. Всё это — на Валсбери, пункт которого удачно находится в соседнем доме. Приятно, когда о тебе заботится дочь.
Продолжение http://proza.ru/2025/07/05/661