Ч. 3 Правду знал только он

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2025/08/16/910
 
Стефанссон во время обеда высказал мысль, что нужно разнообразить меню мясом карибу, северных оленей, поскольку мясо тюленей у многих членов экспедиции восторга не вызывало.
 
Охотиться на оленей умел только он, чему научился во время жизни с эскимосами, а также один из эскимосских охотников по имени Кердрилло. Руководитель экспедиции сообщил капитану, что намерен вдвоём с Кердрилло отправиться по льду на сушу.

Кроме того, заявил он, можно также  купить у эскимосов рыбу и мясо. В то время судно находилось в районе мыса Барроу.

После обсуждения своей идеи  с капитаном Стефанссон решил добавить в свою охотничью партию фотографа Джорджа Уилкинса, врача Дженнесса, учёного Макконнелла и ещё двух эскимосов, Асатсиака и Пауюрака.

В книге  «The friendly Arctic: the story of five years in Polar regions» («Дружелюбная Арктика»)  он так описал свой уход с судна:
 
«Когда наша охотничья группа покидала корабль, мы ожидали, что будем отсутствовать всего неделю или две.

Мы уже решили, какие собаки лучше, и вместо них взяли две упряжки неиспытанных и, по-видимому, плохих собак, с целью проверить их.

У нас было десять или одиннадцать хороших новых саней, и мы выбрали двое старых и сравнительно плохих, полагая, что нам лучше не подвергать сани, предназначенные для исследования льда, случайным повреждениям.

Уилкинс, чьей работой и удовольствием была фотография, оставил все свое снаряжение на корабле, за исключением самой легкой камеры.
 
У меня была особенно хорошая винтовка, подаренная мне Гарвардским клубом путешественников в Бостоне, которую я обещал использовать во всех важных поездках. Я оставил эту винтовку на борту и взял обычную.
 
Две или три недели назад, когда скрип корабля заставил меня подумать, что нам, возможно, придется покинуть его в любой момент, я положил тринадцать сотен долларов бумажными деньгами в задний карман, чтобы не забыть их в случае чрезвычайной ситуации.
 
Теперь я вынул деньги из кармана и положил их в сейф в моей каюте вместе с более чем сотней фунтов серебряных и золотых монет, которые мы везли для торговли с эскимосами Аляски и острова Хершеля».

Когда я читал книгу Стефанссона, то это объяснение  воспринял как его оправдание своего поступка: почему он оставил экспедицию без руководства. Убеждал, что не собирался это делать.
 
Настолько ли важно было мясо карибу, не было ли это просто предлогом покинуть корабль?

Не планировал ли он оставить  «Karluk», зная, что судно будет относить к острову Врангеля, а самому пока заниматься другими делами?

И ещё один момент в этой книге. Насторожили слова Стефанссона: «…скрип корабля заставил меня подумать, что нам, возможно, придется покинуть его в любой момент…».

Одно дело находиться на берегу, а другое – на дрейфующем судне. В смелости Стефанссону не откажешь, она не вызывает сомнений, однако и в опытности тоже.

Роберт Пири сказал о нём:
 
«Стефанссон способен преодолеть любую проблему Севера… к сообразительности, настойчивости и твёрдой воле белого человека он присовокупил умение эскимоса пользоваться местными ресурсами…

Стефанссон разработал систему полного самоснабжения, он мог бы прожить в Арктике не пять с половиной лет, а пятнадцать».


Шесть человек из его партии взяли с собой двое саней и двенадцать собак. На сани погрузили две палатки, печь с трубами, два топора, дюжину свечей, четыре галлона спирта (1 галлон = 3.78 литра), коробку галет для собак, шесть банок прессованных чайных таблеток,

десять фунтов сахара, запас спичек, три спальных мешка, спальные халаты из овчины, два куска брезента, четыре куска бекона, десять фунтов сала, сто двадцать фунтов рыбы, двадцать фунтов риса, коробку консервированной говядины, пять фунтов соли,

ящик пеммикана (пеммикан готовится из сушеного мяса, жира и сушеных ягод или ягодного сока. Он хранится очень долго, обладает малым весом и высокой энергетической ценностью (до 700 ккал на 100 г), что сделало его идеальной едой для походов и путешествий),

пятнадцать фунтов шоколада, коробку корабельных галет, винтовку Манлихера,  дробовик с боеприпасами, шесть поплавков для тюленей и походный набор для приготовления пищи.

Словом, запаслись очень даже неплохо.

Продолжение следует

На фотографии: Стефанссон и его партия покидают «Karluk»