ЧЕТЫРЕ АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ РОСТА СОЗНАНИЯ — ЛЕСТНИЦА К НЕБЕСАМ
Лестницу к небесам
Ты выбираешь сам!..
Песня
Четыре низших, простейших контура сознания созидают не человека как «венца творения», а «личинку», из которой может вырасти бабочка. Точнее говоря, не бабочка, а высший тип человека — нелокальная личность, преодолевшая пространство и время в дерзкой попытке объять необъятное, преодолевшая «здесь и сейчас» в своём самоутверждении в вечности и бесконечности, преодолевшая разделение мира на «я» и «не-я» в осознании и постижении целостности мира.
Согласно восьмиконтурной модели сознания Лири-Уилсона (“The Eight-Circuit Model of Consciousness”), помимо четырёх уже существующих в стволе и левом полушарии мозга контуров сознания и соответствующих им программ, ещё 4 контура существуют в потенциальном виде в коре правого полушария головного мозга (хотя в голографическом, целостном мозге понятия справа и слева весьма условны). Они подобны тем программам, которые из личинки лепят бабочку. Только в теле бабочки эти программы не зависят от её сознания (что с неё взять, твари божьей), а в теле человека разумного и в человеческом мозгу эти программы активируются при непосредственном участии самого человека, его сознания, его воли, его самости, его желания духовного роста, его постоянного активного усилия.
Это контуры (по Уилсону):
— 5. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ — биопрограмма наслаждения. Эта ступень эйфорического чувственного блаженства тела и гедонистического кайфа впервые появилась в элитарных слоях общества около 4 тысяч лет назад. Чувство всепоглощающей космической любви присуще именно этой ступени сознания. Как отмечает Е.А. Торчинов в своей книге «Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного»:
«Шаманизм, элевсинские мистерии, культ Диониса, раннее христианство, гностицизм, тантра и т.д., по Уилсону, обладали техникой трансмутации, то есть раскрытия пятого контура».
Её нейрологическая составляющая, по-видимому, расположена в правом полушарии мозга и нейрологически связана с лимбической системой (от лат. limbus — “край”) переднего мозга и гениталиями. Единство души и тела, позитивное мышление, ощущение «кайфа», влияние сознания на тело вплоть до чудотворных «даров исцелений» способны даровать долголетие.
«Христианская Наука, нейролингвистическое программирование и холистическая медицина состоят из хитроумных приёмов, цель которых — хотя бы временная активизация этого контура; тантра-йога направлена на полный сдвиг сознания в этот контур», — утверждает Роберт Антон Уилсон [1].
Биопрограмма «Бог есть Любовь», которая широко используется в религиях Востока и Запада, способствует новому восприятию действительности сквозь призму вездесущей и всепоглощающей Любви человека к Богу и Бога к человеку. Эта неземная Любовь (христианское «агапэ», индуистское «бхакти») ведёт к слиянию, единению с человека с Богом.
— 6. НЕЙРОГЕНЕТИЧЕСКИЙ контур «коллективного бессознательного» и генетической памяти — биопрограмма экстаза, которая запускается, когда нервная система освобождается от диктата тела. На этой ступени нервная система, согласно Уилсону, начинает считывать информацию, хранящуюся в генах, в архивах ДНК. Нервная система превращается в самодостаточную «вещь в себе», переживая колоссальный экстаз от нового качества бытия, пронзая пространство и время, выходя за локальные пределы собственного «эго».
Сознательное или случайное чтение генетической памяти ответственно за феномены расовой памяти, обеспечивает доступ к архетипам (прообразам) «коллективного бессознательного», а также не только к воспоминаниям прошлой жизни, но и к эволюционному сценарию будущего, служа, по словам Уилсона, «своеобразным эволюционным “радаром”». Доступен лишь тем, кто освоил в совершенстве и практикует много лет высшие ступени раджа-йоги.
Однако, как отмечает Е.А. Торчинов: «…теория генетической ПАМЯТИ не может объяснить всего многообразия трансперсональных ВОСПОМИНАНИЙ. Например, чех может ВСПОМНИТЬ СЕБЯ древним китайцем или негром с берегов Конго и т.п. Подобные воспоминания ставят большой вопрос о локализации памяти “прошлых” жизней, но однозначно лишь то, что такая память не может передаваться на генетическом уровне» [2].
В онтологии Единого как Духовной Матрицы Мира и Вечной Жизни такое объяснение может быть получено. Память «прошлых» жизней не локализуются в генах. В целостной, холистической, голографической Вселенной память «прошлых» жизней сохраняется в некоем нелокальном Вселенском информационном «винчестере». Бессознательное начало человеческой психики даёт доступ к этому нелокальному и нематериальному Вселенскому голографическому хранилищу памяти. Нейрогенетический контур сознания способен активировать этот доступ, чтобы прочесть Вселенскую «книгу жизни».
— 7. Система МЕТАПРОГРАММИРОВАНИЯ базируется на синтезе йоги и научного метода. Возникла на Западе после научной революции (XVI–XVIII вв.) в среде различных «герметических» обществ. Второе дыхание обрела в 60-х годах прошлого века. Предположительная локализация контура — в лобных долях головного мозга. По сути дела сводится к тому, что человек становится системным администратором своих биопрограмм, управляя сотнями тысяч своих биопрограмм, свободно перепрограммируя свой биокомпьютер, делая upgrade импринтов, сознательно входя в новые «тоннели реальности».
Подобно буддистам и суфиям, Тимоти Лири, Джон Лилли и Роберт Антон Уилсон исходят из отсутствия сущностного «я», статичного «эго» и возможности активного перепрограммирования нервной системы на создание иных, гораздо более продвинутых в эволюционном отношении «я»:
«“Я” представляется жёстко фиксированным, но это не так; вашим “я” в любой момент времени является контур, который доминирует в вас в этот момент времени. Если я наведу на вас пистолет, вы сразу же перейдёте к первому контуру, и он будет вашим “я” на этот момент. Но если вы ощущаете половое влечение к кому-либо, вы переходите к четвёртому контуру, и он будем вашим “я” до оргастического удовлетворения этого влечения (или безнадежного разочарования). Смысл большинства вводных упражнений в суфизме и у Гурджиева заключается в том, чтобы пробудить в вас идею, что “я” не постоянно, а всё время дрейфует между импринтами различных контуров" [1].
Когда человек осознаёт всю относительность своего восприятия мира, зависящую от программ мозга, контуров сознания, паттернов мышления и жизненных стереотипов, то он освобождается от оков дихотомического сознания — создателя иллюзорной материальной псевдореальности.
Путь человека к Свободе из темницы дихотомического сознания и Платоновой пещеры теней, в которой он проводит всю свою жизнь, проходит через познание Света Знания. На Свободу — с чистой совестью и чистым Знанием-Видением. Бесправный подданный империи сознания становится всемогущим Властелином Знания.
Империя сознания, Знанию не препятствуй!
Твой лозунг: «Разделяй и властвуй!»
Весь мир Единства разделяешь ты на части,
Плодя тем самым беды и напасти.
Меч-кладенец сознания мир Единства рассекает
И человека колдовскою силою Майею пленяет.
Попавший в плен пожизненно в темнице пребывает,
Свет Знания туда вовек не проникает.
Могучая империя кривых зеркал сознания
Не позволяет пленникам постигнуть силу Знания.
На страже власти разделения стоит дихотомия,
Не выпускает на Свободу, в мир, где царствует София.
И пленник пребывает вечно в царстве сна,
Там правит не Господь, а Сатана.
Там иллюзорный сладкий сон — как будто явь,
Там власть коварна: разделяй и правь!
Но власть империи продлится не вовек,
Власть свергнет Пробуждённый человек!
В миг Пробуждения скажет: «Холос, здравствуй!
Владыка Знание, объединяй и царствуй!»
Перепрограммирование своего сознания, подобно переключению программ в телевизоре, даёт нам возможность погрузиться в иные, фантастические, сказочные для здравого смысла и «пещерного» дихотомического сознания миры. Об этом свидетельствует опыт пациентов Станислава Грофа, создателя трансперсональной психологии:
«Они знали, что значит быть тем или иным животным или растением на протяжении всей эволюционной лестницы. Они могли ощутить себя клеткой крови, атомом, термоядерной реакцией внутри солнца, сознанием целой планеты, или даже сознанием всего космоса. Они демонстрировали способность преодолевать границы пространства и времени, а подчас помогали следствию в раскрытии преступления. Более того, они могли иногда встречаться с нечеловеческим интеллектом во время космических путешествий, бестелесными существами, духами из «высших плоскостей сознания» и другими сверхчеловеческими сущностями» [3].
На этом контуре дело не ограничивается лишь здоровьем и долголетием. Согласно Уилсону:
«Метапрограммирование даст нам Высший Разум» [4].
Из единственной весьма ограниченной и к тому же иллюзорной псевдореальности индуистской Майи «пещерное» сознание устремляется во множественные безграничные и бесконечные реальности «Высшего Разума».
Холотропическое* сознание, которое ориентируется на Мир как Целое, а не его отдельные разделённые части, на Мир Духа, а не материи, из видимого оком материалистического мирка атомов воспаряет в незримый оком трансцендентный мир платоновских Идей, Эйдосов, Форм. С грешной смертоносной «земли», погружённой во мрак, — на божественные животворящие и светоносные «Небеса».
* от греч. holos — «целый», и trepein — «двигаться в направлении к чему-то» — означает «направленный к целостности».
Метапрограммы — это уже контроль самого человека как просветлённого существа над архаичными программами человека как биоробота. Метапрограммирование — «это способность самообучения или способность обучаться обучению».
На первых двух основных контурах сознания, которые направлены на банальное биовыживание человека, матерью-природой программируются бессознательные инстинкты животного и иерархия в стае, включая человеческую стаю под названием «общество». На двух последующих за дело сознательного метапрограммирования человеческого сознания берётся сама человеческая стая, то есть общество: государство, власть, культура. Иногда (и весьма часто) эта метапрограмма носит название «промывание мозгов».
Как правило, метапрограммирование человеческой стаей своих особей сводится к удержанию человека в рамках 4 основных программ биовыживания. Мол, плодитесь и размножайтесь, дорогие граждане! Любите власть! Любите царя! Любите народ!
Далее — ни-ни. Запрещено, нельзя. Взбираешься всё выше, и выше, и выше — преступник, еретик, безумец, ретроград, враг народа.
Но и на этапе метапрограммирования сознания внешней природной средой и человеческой стаей дело не заканчивается, несмотря на всю мощь государства и власти. Дальше в дело вступают мистические, религиозные и духовные практики. Их практикует не церковная паства, привычная к выхолощенному культу и обыденному ритуалу, и даже не сами священники, служители этого культа, а шаманы, суфии, йогины, мистики и гностики.
Из биороботов — в аристократы духа. Из отформатированного жёсткого диска для кудесников-программистов от партии власти, рекламных агентств, респектабельных церковных иерархов и лидеров новоявленных сект продвинутый пользователь своего биокомпьютера превращается в системного администратора программ своего мозга и своего сознания, а то и программиста.
Навязанное извне метапрограммирование трансформируется в спонтанный апгрейд своего биокомпа, в котором метапрограммистом служит собственное Пробуждённое, просветлённое сознание, скачкообразно переходящее в чистое Знание-Видение (на санскрите — Джняна-Видья) Единого Ума (Экачитта). Этот Единый Ум буддистов и есть тот самый «Высший Разум», о котором говорит Уилсон.
Этот Единый Ум, или Высший Разум является последним, восьмым психическим контуром, который находится уже за пределами мозга. В отличие от йогов, которые называют его Пурушей, и буддистов, которые называют его Единым Умом (Экачитта), Роберт Антон Уилсон назвал его метафизиологическим (нелокальным) квантовым контуром.
— 8. МЕТАФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ (НЕЛОКАЛЬНЫЙ) КВАНТОВЫЙ КОНТУР. Это высший пик целенаправленно культивируемого человеческого сознания, воспарившего над телом и даже мозгом со всеми его стволами, таламусами, полушариями, корой и серым веществом. Как правило, связан с пограничными ситуациями на грани жизни и смерти, трансперсональным и околосмертным опытом.
Во всех религиозных и духовных практиках восхождение к Абсолюту, Мировому Духу, Богу предполагало и предполагает частичный или полный отказ от 4 основных программ биовыживания. (Вспомним хотя бы обет безбрачия, принцип ненасилия (ахимса) у индусов, буддистов и джайнистов, непротивление злу христиан («подставь левую...»).) Выключение первых четырёх биопрограмм приводит к расширению сознания, к познанию мира во всей его скрытой для глаз красоте и всеохватывающей полноте.
Религиозная трансформация сознания, которая либо включает в себя аскезу и умертвление плоти (как в христианстве), либо, наоборот, гармоничное развитие плоти и её синергию с сознанием (как в йоге), порой вступает в противоречие как с внутренней биопрограммой выживания индивидуума, так и с метапрограммированием государства, для которого человек важен не как мистик, познающий мир таким, как он есть, а как биоробот, верный подданный, электорат, потребитель-производитель, солдат, рабочий, колхозница или современный офисный планктон.
В этом плане Воля к жизни Шопенгауэра совпадает с волей к мощи государства. Цели и того и другого волюнтаризма — удержать человека в роли биоробота, борющегося лишь за биологическое выживание и руководствующегося лишь животными инстинктами. Духовная трансформация сознания призвана уничтожить кандалы разума для достижения Пробуждения из сонного царства «пещерного» сознания и обретения чистого Знания-Видения. Такое уничтожение кандалов разума (“mind-forged manacles” William Blake) и дихотомического сознания ведёт к метафизическому Освобождению из Платоновой пещеры теней и из круговорота жизни-смерти, исполненного страданием.
Это Пробуждение и Освобождение означает трансформацию направленного к целостности холотропического сознания в чистое Знание-Видение. В процессе такой трансформации происходит непосредственное голографическое слияние психики Пробуждённого со Вселенским Океаном Психеи, когда крохотная часть становится равна необъятному Целому, а человек — Вселенной.
Я — это Вселенная.
Я — микрокосм естества.
Я — искра жизни нетленная
В пламени Божества.
Я — это часть Целого.
Нет Целого — нет меня,
Голографически зрелого
Плода неземного огня.
Слияние микрокосма с макрокосмом, напоминающее чувство безбрежного космического единства, называемого «океаническим экстазом» на уровне первой Базовой перинатальной матрицы (БПМ I), о котором говорил Станислав Гроф, или «океаническим чувством» — «ощущением “вечности”», чувством «единого целого с внешним миром», о котором задолго до Грофа говорил Ромен Роллан, происходит уже за пределами мозга.
Это «состояние отождествления себя с физической вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звезд»! Это «слияние с Богом или Абсолютом»! Это «растворение “я” в бесконечном сознании»! Это «Единство с архетипической Великой Матерью»! Это «присутствие на пиру олимпийских богов с вкушением нектара и амброзии»!
Сознание рождается в мозгу младенца, ниспадая из состояния первичного метафизического Единства в состояние физической разделённости в самом начале начал, ещё в чреве матери. И туда же, в это состояние фундаментального нелокального Единства, возвращается при достижении Пробуждённым мудрецом восьмой, высшей ступени развития сознания, которое трансформируется в чистое Знание-Видение! Вот это диалектика!
По мнению Роберта Антона Уилсона, этот Высший надтелесный контур «представляет собой систему квантово-механических взаимодействий, которым не требуется биологическая оболочка» [5].
Этот последний, восьмой контур сознания по Уилсону соответствует последнему, восьмому этапу духовного роста йоги Патанджали — «самадхи», который служит вершиной Духа, даруя ему Высшее Освобождение. На этом уровне место человеческого разума и дихотомического «пещерного» сознания целиком и полностью занимает высшее иррациональное и бессознательное начало, истинно сущее нелокальное и нематериальное «Я».
В Йога-сутрах Патанджали это отделённое от материи «чистое сознание», отличное от «загрязнённого» человеческого сознания, именуется Дух-Пуруша.
«Йога есть прекращение деятельности сознания. Тогда Зритель пребывает в собственной форме» [6].
Эта же последняя, восьмая ступень «лестницы сознания» по Уилсону — «нелокальное сознание» — также служит восьмым, завершающим этапом благородного срединного восьмеричного пути к Пробуждению и Спасению, заповеданному Буддой. (Буддийская математика: Пробуждение = Спасению.) Благородный срединный восьмеричный путь спасения у буддистов делится на 3 больших этапа:
1. Этап мудрости, состоящий из праведного воззрения (понимание смысла учения о спасении, причём не просто понимание на уровне логики, а прочувствование на уровне экзистенции) и праведного стремления (решимость действовать в соответствии с учением, готовность к духовному подвигу);
2. Этап нравственности: праведная речь (безо лжи, клеветы, грубости и ругательств, без лживых слухов, сеющих раздоры), праведное поведение (отказ от насилия, от уничтожения любого живого существа, от воровства, от пьянства, от прелюбодеяния), праведная жизнь (решимость в честном способе добывания средств к существованию, способе, основанном на праведном поведении, способе, который не вовлекает ни самого себя, ни кого-либо другого в мир насилия, воровства, пьянства, сексуального рабства, растления и разврата);
3. Этап сосредоточения и развития сознания начинается с праведного усилия — решимости постоянно преодолевать дурные мысли и побуждения, привязывающие сознание к земным иллюзиям, которое переходит в праведное сознание — постоянное сосредоточение на том, что уже осознано и достигнуто на пути к спасению.
Основная задача этого заключительного этапа большого пути — успокоить сознание, не разрываться на части в погоне за большими страстями и мелкими страстишками, сконцентрироваться на главном, сосредоточиться на созерцании как последнем подготовительном этапе для перехода в нирвану. Бури и ураганы сознания должны успокоиться, дабы человек мог обрести психическое Зеркало Мира, чистое и гладкое, подобно зеркальной глади психического Океана во время психоштиля.
Утих девятый вал сознания,
На Океан Психеи опустился полный штиль.
На глади Океана отразилось Небо Знания —
Зеркальной Мудрости высокий стиль.
Именно в этом психическом Зеркале Мире можно узреть отображение истинно сущего Мира, истинной реальность (Татхаты, Таковости), незримого Мира Духа. Достижение этого последнего этапа даёт шанс избавиться от уз сансары и достичь блаженного покоя нирваны.
Дабы заглянуть в это психическое Зерцало необходимо совершить последнее и важнейшее усилие — достичь Пробуждения от грёз эмпирического иллюзорного бытия в сонном царстве дихотомического «пещерного» сознания. Праведное самоуглубление, самосозерцание — дхьяна — в итоге приводит к молниеносной трансформации хилотропического со-знания, ориентированного на материю, на «здесь» и «там», на «я» и «не-я», на вчера, сегодня и завтра, в холотропическое чистое Знание-Видение, ориентированное на Целое, на Единое, на незримый Дух.
Именно чистому Знанию-Видению доступен Мир как Целое, Мир в его Таковости, Мир Такой, каков он есть на самом деле, без искажения органами чувств, кандалами «пещерного» сознания, иллюзорными ментальными конструктами и биопрограммами мозга.
Пробуждение из сонного царства колдовского сознания, затягивающего его обладателя в мир иллюзий, дарует Пробуждённому блаженный покой нирваны в мире Таковости, который есть Мир Духа, сущий в вечности и бесконечности. Пробуждение знаменует Великое Освобождение из психического королевства кривых зеркал, подданный которого постоянно вертится в колесе жизни-смерти, исполненном страдания.
Но вот приходит миг чудесный,
Миг Пробуждения Ума!
И видит око Мир Небесный,
И память инфы выдаёт тома.
Свершилось! Вот покой нирваны!
Окончена сансары круговерть!
Прощайте, идолы и истуканы!
Прощай, страдание и смерть!
Когда локальное хилотропическое (ориентированное на материю) сознание бывшего принцы Сиддхартхи, сидевшего в состоянии глубочайшего внутреннего созерцания в течение 7 недель под деревом Бодхи в лесной глуши, внезапно совершило молниеносный квантовый скачок на этот нелокальный холотропический (ориентированный на Целое) уровень Духа, то он и достиг Пробуждения Единого Ума.
В этот чудесный миг «перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Освобождения. Здесь Сиддхартха вошёл в состояние транса (самадхи) Океанического Отражения, когда его сознание уподобилось безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь неподвижных вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) — Пробуждённый, Просветлённый» [7].
В зеркальной глади Высшего Ума
Отсутствуют любые искажения.
Над океаном психики не носятся шторма
И отражается весь мир Освобождения.
В том мире — лишь блаженство и покой,
Страданию и смерти мир тот неподвластен.
Парит в нирване психоштиля Дух Святой,
Ум Пробуждённый над сансарой властен.
Достижение восьмого этапа благородного срединного пути спасения приводит к обретению чистого Знания-Видения, истинного Гносиса. На долгом пути к обретению этого Высшего Знания сбрасываются оковы дихотомического «пещерного» сознания, делящего мир на «я» и «не-я», дающего иллюзорную картинку мира и приковывающего человека к Платоновой пещере теней. На тернистом пути к обретению этого Высшего Знания-Видения отбрасывается всё локальное, включая собственное «я», которое существует только в искажённом, локальном, хилотропическом «пещерном» сознании. Достижение последнего, восьмого этапа сознания служит концом бесконечного сериала жизни-смерти, исполненного страдания.
А пока до этого этапа нам, простым смертным, — как до звёзд, завершим наш познавательный урок начертательной геометрии контуров человеческого сознания и краткий обзор ступеней его роста выдержкой из заключительной части книги Е.А. Торчинова «Пути философии Востока и Запада»:
«Таким образом, мы увидели, что мозг играет весьма существенную роль в религиозном опыте. Мозг — это средство для обеспечения выживания в мире земной жизни. На генетическом уровне мозг запрограммирован на включение четырёх основных биопрограмм, призванных обеспечить продолжение физического существования. Мозг фильтрует гипотетическую “плерому” и производит настройку сознания на специфическую реальность. Но если мозг подвергается специфическому воздействию, старые программы отключаются или вовсе стираются и сознание открывается для совершенно нового мира. Воздействие некоторых психоактивных веществ и других “выключателей” первых четырёх биопрограмм вызывает ощущение расширения сознания, выхода за границы ущербной обычной реальности, а также приводит к пониманию неизречённости своего опыта, т.е. к осознанию невозможности адекватного выражения психоделического опыта на чувственно-рациональном уровне.
Одна из главных задач мистика состоит в сознательном контролировании мозга: в умении разблокировать активность правого полушария головного мозга (практически не действующего у обычного человека), в способности освободиться от знаково-речевого, моделирующего диктата левого полушария и, возможно, даже в выходе сознания “за пределы” мозга. <...>
Таким образом, мы можем сказать, что МОЗГ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ КАК В РОЛИ ТЮРЕМЩИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ТАК И В РОЛИ СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА В ИНОЕ БЫТИЕ».
Именно в роли СТАРТОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПЕРЕХОДА В ИНОЕ БЫТИЕ, а не тюремщика человеческого сознания выступает головной мозг в индийских религиях. Целью всех индийских религий и философских систем служит как раз метафизическое Освобождение из сансарического бытия, Высшее Освобождение, не доступное рациональному пониманию человека Запада, зацикленному на правах человека.
Освобождение из Платоновой пещеры теней и из круговорота жизни-смерти происходит не при помощи машинной техники, а при помощи усиленной психотехники, известной на Западе под названием «медитация». Именно Хай-тек психотехники и даёт возможность человеческому сознанию подняться на психическую вершину Мира, соприкоснувшись с нелокальными Небесами.
Примечания:
1. Роберт Антон Уилсон «Психология эволюции»
2. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада. Познание запредельного»
3. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»
4. Роберт Антон Уилсон «Квантовая психология»
5. Роберт Антон Уилсон «Космический триггер»
6. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА ("ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ И "ВЬЯСА-БХАШЬЯ") перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого: http://psylib.org.ua/books/patanja/ostru/txt05.htm
7. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм». Глава 1
27 августа 2025 года