Конец господству гиксосов в Египте пришел с юга, со стороны фиванских фараонов.
Перед Яхмосом и его наследниками , фараонами 18 династии , не раз вставал вопрос, что делать с амореями, оставшимися в нильской дельте.
Египтяне отрицательно относились к пребыванию амореев в стране, опасаясь, что они могут либо снова захватить власть в Египте, как это случилось в период гиксосов, либо присоединиться к противнику во время войны.
Наличие подобных подозрений в отношении западных семитов отмечает и Библия: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не умножался; иначе, когда случится война, соединится и он С нашими неприятелями, и будет воевать против нас, и уйдет из страны» (Исх. 1:8–10).
Процесс ухода растянулся на многие десятилетия. Раньше всех Египет покинули те аморейские племена, вожди которых были непосредственно связаны с гиксосскими фараонами и составляли их окружение, например гиксосский «дом Иосифа». И, наоборот, те амореи, кто жил дальше от гиксосской столицы-Авариса и не участвовали в войнах с Фивами, получили возможность задержаться дольше.
Где-то в середине 15 в. до н. э. «дом Иосифа» , представляющий северные древнееврейские племена,покидает Египет и возвращается в Ханаан.
Что касается «дома Иакова»,т.е. южных древнееврейских племен, то они надолго задерживаются в Египте — вплоть до начала 12 в. до н. э. Вероятно, вождям южных колен без особого труда удалось доказать, что они в отличие от «дома Иосифа» не имели никакого отношения к гиксосам и в их войнах не участвовали. По этой или какой-либо еще причине, но южная группа «Иаков-Йеуда» не разделила участи большинства аморейских племен, вытесненных в 15 в. до н. э. из дельты Нила. Египтяне позволили остаться не только южным древнееврейским племенам, но и другим группам амореев, которые не были связаны с гиксосами. Вероятнее всего, это были те самые аморейские племена, которые намного позднее участвовали вместе с «домом Иакова» в библейском исходе Моисея.
«Дом Иосифа» возвращается на свою прежнюю племенную территорию- в район Схема в Ханаане. Однако за время его отсутствия в Ханаане в течение двух с половиной веков произошли немалые изменения, и к 15 в. до н. э. большинство населения этой страны стало оседлым. Те аморейские племена, что не ушли в нильскую дельту, осели на земле в самом Ханаане и усвоили ханаанскую культуру. Но главное заключалось в том, что племенные территории ушедших в Египет амореев (включая древних евреев) оказались большей частью заняты и поделены между ханаанскими и аморейскими городами-государствами. Несколько израильских племен, вернувшихся В Палестину, фактически оказались бездомными.
За евреями, вернувшимися из нильской дельты, прочно закрепляется имя «хабиру». Под ним подразумевались тогда не просто полукочевые амореи, а те из них, кто потерял собственную племенную территорию, одним словом, бездомные и странствующие поневоле. В нильской дельте полукочевые амореи перешли к оседлому образу жизни и возвращение к кочевничеству было у них вынужденным и неполным.
Хабиру были вынужденными странниками, которые, потеряв свои племенные земли, стремились не просто к их возврату, а к оседлому образу жизни на них. Видимо, большинство таких хабиру в Ханаане составляли три
северных племени, относившиеся к «дому Иосифа».
Ханаан накануне завоевания
Накануне завоевания древнееврейскими племенами Ханаан представлял собой довольно пеструю картину в этническом отношении. Из библейских источников наиболее полный перечень народов Ханаана приведен в книге Бытие, которая называет десять из них (Быт. 15:19–21). В других, более поздних библейских книгах, например во Второзаконии, упоминаются только семь народов: «хетты, и гиргаши, и эмореи, и ханаанеи, и перизеи, и хивеи, И йевусеи» (Втор. 7:1). И наконец, отдельно от них библейские тексты называют филистимлян и маахатеев.
Абсолютное большинство жителей Ханаана относилось К западносемитским народам. Все они были очень близки между собой и говорили на разных диалектах одного и того же языка. Раньше всех из них пришли в Палестину ханаанеи, поэтому они занимали самые удобные и благоприятные для земледелия районы; те, кого позднее греки называли финикийцами, тоже считали себя ханаанеями
Были здесь и полукочевые аморейские народы, не успевшие осесть к 12 в. до н. э. К ним относились родственники «дома Иакова» — моавитяне, аммонитяне и эдомитяне, которых привел в Ханаан библейский патриарх Авраам.
Борьба за возврашение прежних племенных территорий
Возвращение нескольких северных племен в Ханаан в 15 в. до н. э. ознаменовало начало второго этапа борьбы за страну: на этот раз речь шла не столько о завоевании, сколько об отвоевании своих прежних племенных территорий. Но установление египетской власти в Ханаане сделало невозможным возврат утраченных земель, и северные племена , как уже говорилось,превратились в хабиру — бездомных, «перемещенных лиц» в собственной стране. Они заняли пустующие и неудобные для земледелия области в центральной и северной Палестине, занимались скотоводством и шли в наемники к местным правителям. Положение их изменилось к лучшему лишь во второй половине 14 — начале 13 в. до н. э., когда ослабление Египта сделало его власть над Ханааном чисто номинальной
Именно в эти годы хабиру переходят в наступление и отвоевывают часть своих прежних территорий. Однако новое усиление Египта в 13 в. до н. э. привело к возврату египетского контроля над Ханааном и к потере большинства отвоеванных земель. Возможно, именно в период зенита египетского могущества северные колена объединились в племенной союз "Израиль".
Третий и самый важный период борьбы за Ханаан начался с начала 12 в. до н. э., когда внутриполитические распри в Египте, с одной стороны, лишили его контроля над этой страной, а с другой — позволили племенам Моисея покинуть нильскую дельту. Именно в это время расширенный израильский племенной союз приступил к решающей фазе завоевания, которая послужила основой для библейской книги Иисуса Навина.
Здесь, в Ханаане, «дом Иакова» объединился с «Израилем»: две племенные группы превратились в единый народ . Пять-шесть столетий спустя носители традиции — левиты и аарониды — присоединили к этому третьему этапу борьбу за Ханаан много преданий, относящихся к первому и второму периодам, в результате чего появилась видимость единой военной кампании, которой в действительности не было, и которая, естественно, не может быть подтверждена археологическими данными.
Борьба за овладение всем Ханааном была завершена лишь в период правления царя Давида, то есть только в первой половине 10 в. до н. э. Несмотря на это, авторы книги Иисуса Навина внесли в нее все известные им эпизоды завоевания страны древнееврейскими племенами с 23 по 10 в. до н. э. Разумеется, археология никогда не сможет подтвердить, что все они имели место в течение одной короткой военной кампании под руководством Навина. Таким образом, официальная библейская версия является результатом компиляции эпосов южных и северных племен, рассказывающих о событиях различных периодов времени.