Перо учёного, меч мужа, глаз царедворца.
Великий Гемфри Деви. Что рассказать о тебе? Ты был мастер на все руки. Именно ты открыл первым элемент хлор, а бор выделил в чистом виде. Именно ты с Вуджвудом смог сделать прообраз первой фотографии. Именно ты доказал что наличие кислорода в кислоте необязательно - всего лишь 200 лет назад это не знали! Ты стал бароннетом за твои заслуги в химии. Но самый великий подвиг, что ты совершил - был подвиг взращивания ученика аптекаря Майкла Фарадея.
Есть какая-то кармическая предопределённость в жизни людей. Именно Майклу Фарадею была предопределена возможность осуществить новую технологическую революцию и стать одним из спусковых крючков для нового технологического уклада цивилизации - третьего.
Майкл Фарадей был помощником Гемфри Деви и помогал ему в исследованиях. Одним из таких исследований было исследование движение металлических проволочек с током в поле магнитного тока. В этом не было уже никакого чуда - геометр Французской Академии Ампер Андре Мари, как справедливо заметил историк науки Карцев, очень хорошо описал взаимодействие токов друг с другом, а также взаимодействие тока с магнитным полем. Деви и Валлостона интересовало прикладное значение взаимодействия - вращение металлического проводника в магнитном поле.
Человечество тогда пропустило тогда очень важную вещь. Одноименные заряды двигаясь по параллельным проводникам так что всё время один заряд напротив другого - почему-то не отталкивались а притягивались друг к другу. А ведь был звоночек от преобразований Лоренца для электрических и магнитных полей! Магнитное поле ведь релятивистский эффект (читай Савельева). Но теории относительности тогда ещё не создали. Хотя уже вовсю была геометрия Лобачевского!
Дело шло к постановке эксперимента и Деви и Валлостон пообещали даже статью в научном журнале... И легкомысленно...отправились в отпуск. Фарадей остался на месте. И тут случилось так что редактор требовал статью немедленно!
И Фарадей поставил! Это был первый в истории человечества электродвигатель.
Вернувшиеся из отпуска учёные были в бешенстве! Особенно Валлостон. Но был и отходчив. А вот Гемфри Деви нет. С этого момента отношения между ними охладевают и когда Фарадею присваивали титул члена Королевского общества в урне среди многих белых шаров оказался чёрный. легенда приписывает этот шар Деви.
Так закончился первый этап восхождения Фарадея. За ним последуют этапы и далее.
Не секрет что Гемфри Деви был создателем электрохимии. И Фарадей теперь смог описать это процесс математичнески.
Но самый главный сюрприз от Фарадея ждал нас впереди. Это сейчас мы знаем о том что электрогенератор и двигатель обратимы. Но тогда это было под вопросом.
10 лет Фарадей после скандала 1821 года не занимался электромагнетизмом. Он вернётся к нему только в 1931 году. И снова одна маленькая подробность поможет ему открыть эффект электромагнитной индукции. Не один он был такой умник. Колладон тоже ведь ставил эксперимент вставляя магнит в катушку и вынимая. Сама установка и наблюдатель за гальванометром были в разных комнатах чтобы экспериментатор не влиял на эксперимент. Но Колладон был один. И пока он бежал из комнаты в комнату - ток заканчивался. А у Фарадея был помощник. Создатель электродвигателя стал создателем электрогенератора.
После голосования в Королевском обществе Деви сдаёт лабораторию Фарадею. Отношения у них под конец жизни Деви улучшились. У того начинается этап этап решительных открытий. Фарадей изобретает трансформатор, тем самым замыкая процесс электрической революции в человечестве. Так один гений создал новую революцию. Как ныне редко это сейчас бывает!
Я не буду далее перечислять все его достижения. Их слишком много. Отмечу лишь наиболее существенные - открытие диамагнетизма, Фарадей был первым нанотехнологом, открытие поляризации света. Но главный вклад в науку - была чёткая формулировка теории близкодействия, которая прямо светилась в работе. Он не говорил об этом, но это было видно. А через много десятилетий после его смерти, после вскрытия его посмертного письма в Королевском обществе, стало очевидно, что теорию близкодействия тайно создал он, а не Максвелл, который, по образному замечанию Милликена, лишь одел идеи Фарадея в аристократические одежды математики.