Вдохновило и сподвигло:
игра Светлой Ночки "Этюды номер семь" http://proza.ru/2025/09/19/178
А то бы Вы вообще ничего никогда про это не узнали! ) Дальше не будет никакой мистики. Просто "за жизнь".
... У меня отпуск. Целых четыре дня. Я последние годы специально выбираю отпуска "кусочками". Так гораздо больше шансов, что не будет звонков с работы. Очень уж хочется почувствовать себя Свободной, хоть на несколько дней...
Что же делать в таком отпуске? В возрасте, когда уже слово "пенсия" произносится без малейшей доли кокетства?
Правильно: перво-наперво, посетить врачей, которых "уже давно пора, но все нет времени".
Именно по этой причине я сейчас сижу и разбираю домашний архив, пытаясь найти УЗИ 15-летней давности, которое эти самые врачи, смущенные результатами УЗИ вчерашнего, и запросили.
Куча старых бумажек, надо бы все пересмотреть, может, получится выкинуть хотя бы треть!
... О! Надо же, что нашлось! Расходная накладная номер... от 15 февраля 1999 года.
Выдано Вашей Покорной Слуге шапка жен., берет фетровый, плащ лет. женск, китель и юбка шерст. пояс.... и далее по списку, вплоть до пуговиц - таможенная форма, обмундирование, вещевое довольствие.
Два года работы на таможне - не то программистом, не то бухгалтером, не то бухгалтером-программистом.
Ага, а вот рядом лежат и фоточки из того же периода и места работы, отдела со сложным названием ОФУиБК! Сиречь - бухгалтерия.
На фото - шестеро молодых девчонок сидят за старым письменным столом (только что закончили общий обед, даже банки-тарелки убрать не успели!), в одинаковых голубых платьицах с серо-синими погонами - летняя форма, старого образца. Почти все - одногодки, "до тридцати", и только две дамы постарше, Михална и Архиповна - больше 40.
Кстати, именно Михална и Архиповна и были первыми "заводилами" на всякие общие праздники, да и просто "посиделки".
Именно эти "две дамы" (божешмой! да я сейчас уже на десяток лет их старше!) обучали нас, малолеток (у которых уже были дети младшешкольного возраста!) всяким "житейским премудростям". В жизни домашней и служебной.
Например - как бодро прошагать мимо дежурного и расписаться в журнале сдачи ключей и печати.
Думаете, это просто? А если при том требуется ещё и смотреть абсолютно прямо, а главное - затаить дыхание после полстакана винища, которым только что, всем отделом, отмечали начало лета с отбывающим в отпуск пареньком из охраны?...
А как скрываться от Сурового Таможенного Начальства? Как быстро и без потерь рухнуть вниз, на скрипучий дощатый пол, чтобы Начальник Таможни, ожидающий служебное авто перед корпусом, не узрел тебя в окне после окончания рабочего дня и не решил подняться в кабинет, чтобы выяснить, что это ты там делаешь!
Да, наш Начальник Всея Городской Таможни был Суров, хоть и очень Справедлив. Таможня была его "любимым детищем", он был готов на всё ради нее. Был абсолютно честен (в том числе и от слова "честь"!) и уважал сотрудников. Но и спрашивал работу и - по Присяге! - долг перед Родиной со всех - ого как!
До сих пор помню: когда он заходил на общее собрание - будто кто рубильник дергал, такая тишина устанавливалась, мгновенно! И говорил он всегда очень негромко, но слышно было во сех углах большого, полного личным составом (около 300 человек), зала!
А непредсказуемость его поведения, реакции была такой, что как-то выскочив из бухгалтерии по направлению в Делопроизводство (с очередной "бумажкой на ксерокопию" - а чем еще должен заниматься программист в бухгалтерии?!) я увидела двух майоров и одного подполковника, застывших в полумраке (ярких лампочек тогда не на все коридоры хватало!), прилипших по стойке "смирно" у стенки поворота на Главный Коридор.
"Вы чего это?" - несубординационно поинтересовалась младший летейнант я.
"Тише!" - прошипели мне в ответ - "Там начальник по коридору ходит! Думает!!!".
Я легкомысленно пожала плечами и побежала c бумажкой дальше (начальник как раз гулял по коридору ко мне спиной!).
Моя "храбрость" тогда объяснялась легко: я видела Начальника Всея лишь издалека, плюхалась себе мальком-переростком на "мелководье", защищенная симпатизирующей мне "главбухом" (именно она и выдернула меня в бухгалтерию из вакансии в отделе программирования!), так что я вообще не представляла себе всей глубины и ширины Таможенного Океана...
Наш отдел - ОБУиФК состоял из абсолютно, абсолютно разных душ, но - тем не менее, был самым единодушным в таможне, это признавали все.
Точнее - отдел был таким до тех пор, пока не "ушли" нашего замечательного Игоря Александровича, Начальника Всея, вслед за которым уволилась и "главбух" - худенькая, маленькая, но тоже, как и начальник, очень честная (тоже от слова "честь"!), а также очень боевая и веселая, мать двух (похожих на маму боевитостью, а на рослого папу - статью) девочек-близняшек. Одну из ее дочек-старшеклассниц мой супруг "натаскивал" какое-то время по информатике, так что мы с (уже даже бывшей!) "главбухом" иногда созванивались - был повод! А так как "мобилок" тогда и в проекте не было, то несколько раз говорили по служебному телефону, прямо в отделе...
... Когда я узнала, что одна из моих коллег, которых я, всех шестерых сразу, ужасно любила (как можно любить всех только когда тебе еще "до тридцати" и ты думаешь, что твой отдел - самый прекрасный на свете!)... Когда я узнала что одна из них ходит и докладывает нашему таможенному "особисту" о моих телефонных разговорах с бывшей начальницей - в подробностях докладывает, всякую мелочь упоминает... На сердце мое упал - впервые - огромный камень с выбитым словом "Предательство". Оглушил, придавил, обездвижил, лишил солнечного света ...
Меня начинало трясти, когда я заходила в наш отдел. В отдел, в котором мне было почти два года светло, тепло и уютно, как дома, а весело так, как дома до этого никогда не было...Я не знала, кто именно подвизался с таким рвением "стучать" на меня, и потому подозревала сразу всех.
И вот по этой причине (а еще и поскольку работы как для программиста для меня в отделе почти не было, "ксерокопить" надоело изрядно, да к тому же новый нач таможни - не стесняющийся открыто врать на общих собраниях и "подставлять" сотрудников, прямая противоположность ушедшему Игорю Александровичу - издал приказ о переводе меня в отдел валютного контроля, вообще непонятно на какую должность!) я покинула таможню, навсегда.
И с весны 2000 года началась у меня совсем другая "производственная" жизнь - с людьми, с которыми я и работаю до сих пор. Как и в таможенном ОБУиФК, почти все они - мои ровесники. Замечательные люди, кстати сказать. Хотя мне уже очень давно не 30, но и их тоже очень люблю. Хотя и не так вдохновенно, крылато, безоглядно, как это было в таможне. Первая любовь - она все равно "иная", вы же знаете ...
Как же я попала на таможню? Ах да, там "замолвил словечко" за меня муж моей одноклассницы, подруги со школьных лет чудесных. Да что там - она не просто была подруга, она всегда как старшая сестра мне была. Хоть и любила порой поучать (я была в классе младше всех на год, да и весьма наивна, ну грех было не воспользоваться, я понимаю!).
Но она же всегда была веселая, умная, справедливая, добрая... Разговариваь с ней было ну очень интересно! А какие письма она мне писала мне из институтской общаги в Москве! Я даже их зачитывала иногда окружающим, давясь от смеха.... Например, письмо про то, как ее соседка по общежитию столкнулась нос-к-носу со своим кумиром - А.Макаревичем, случайно...
Были мы подругами, были, пока не стали Окончательно Взрослыми. Печально, но факт.
... Так-с, а что среди деловых бумажек и фото делает этот пожелтевший конверт со штемпелем от 1993 года? Все письма у меня лежат в другом ящике! О! Так это же письмо именно от той самой подруги!
"Привет, дорогая моя Натуська!". Вот она, память: у меня последнее воспоминание о ней запечатано - как пробкой бутылка с джином - совем другим, более поздним, спустя семь лет от этого письма, телефонным разговором.
<раздраженным тоном>: "Наташ, спасибо что поздравила с днём рождения.. И, кстати, мы тут кредит взяли - так если не сможем выплатить, у вас займем!<язвительно> Вы ж теперь у нас самые богатые знакомые! Да-да!"
Это был 2000 год. Сразу после того, как я покинула таможню и устроилась в отдел АйТи на завод. Точнее - сразу после того, как меня порекомендовали своему Шефу, а потом и с радостью приняли в свою "программистскую семью" мои бывшие одногруппники, которые там работали.
Я стала получать зарплату примерно раза в полтора больше, чем на таможне.
Так что теперь можно было купить дочке платье на школьный утренник - из красивой, переливающейся ткани, темно-синего цвета и с бантом из органзы (на почти всю 13-ю зарплату!), а то что она как Золушка в чужих обносках все время ходит!И можно было больше не просеивать жучков из мешка с рисом, купленного по оптовой цене полтора года назад, а просто выкинуть его и купить пачку крупы. И можно было покупать нормальную гречку, а не ту, которую надо полчаса перебирать перед варкой. И придя на рынок (пешком!) не выбирать между покупкой стирального порошка и растительного масла, а купить и то, и другое...
Так что о да, это правда! мы стали жить гораздо, гораздо богаче, чем во время моей работы в таможне! Чем многие сотрудники таможни!
И страшно мне тогда стало, когда я слушала этот раздраженный голос в телефонной трубке - верите ли? Страшно! - от того, что (я же не смогу отказать подруге!) теперь эта шикарная жизнь прекратится, потому что наши друзья взяли кредит, а отдавать им нечем...
И почти сразу нахлынуло возмущение.
Почему я должна не просто уступить, не потому что меня попросили, а подчиниться такому вот "ругательному" тону?
Разве я маленькая девочка, которую отчитывают в школе за невыученный урок?
Разве есть моя вина в том, что я сейчас получаю большую зарплату?
И представьте себе, что где-то там, в глубине моей души, сидело уверенное "ДА! Ты - ВИНОВАТА! БОГАТЫМ СЕЙЧАС, КОГДА ВОКРУГ ТЕБЯ ВСЕ БЕДНЫЕ, БЫТЬ СТЫДНО! ОЧЕНЬ СТЫДНО!!!". А когда чувствуешь за собой вину подсознательно, и не хватает силы в этом признаться, разобраться с этой виной и либо принять ее либо опровергнуть - желание протеста возрастает многократно.
Но это я сейчас такая вся умная, особенно задним числом, а тогда, в 30 лет...
С этим возмущением, с протестом, пришло и накрыло и сильное, сродни панике, желание освободиться от таких отношений. Подруга и раньше нередко позволяла себе менторский тон, но чтоб вот так вот, именно когда я звонила ей с поздравлениями...
В общем, все связалось воедино. И больше я ей просто не звонила, никогда. Она мне позвонила спустя несколько месяцев, тоже с чем-то поздравляла, но разговор не клеился. И хотя она в конце разговора очень серьезно попросила: "Пожалуйста, не пропадай! Звони!" - на этом всё и закончилось.
Переживала ли я разрыв? Нет, скорее - переживала свой бунт, снова и снова.
Обижалась ли я на нее? Нет, была возмущена и напугана.
Хотела ли я возобновить нашу дружбу? Почему-то нет.
Права ли я была? Хочется написать - тоже нет.
Но сердцу не прикажешь. Как отрезало.
... А в этом старом, чудом найденном конверте, нам всегда по 20 лет, и на дворе - "лихие 90-е" (1993), но нам не страшно, мы ведь отважные, веселые, страсть какие образованные (сразу после института!) и очень, очень любящие - своих мужей, детей, мам, пап... и друг друга! И счастье, как солнце, светит нам каждый день...
Ничего! Всё будет хорошо!
Продержимся, где наша не пропадала!
PS Нет, подруга не была такой уж злой. Просто была сильным доминантом, "с характером". Конечно, не собиралась она и "принудить" меня закрывать свой кредит. Скорее всего тогда, в 2000 году, просто устала, очень устала от бедности, как и я. Наверно, в свой ДР еще и вина выпила, а тут звонит та, которая не захотела тянуть ту же лямку, а вырвалась вперед, хотя столько времени шли почти вровень...
Но мне тогда не хватило ума, чтобы понять, такта, чтобы стерпеть и любви, чтобы простить. А то, что всегда всему есть свои оправдания, и твое и только твое дело - находить и принимать их или нет, я узнала много, много позже.
Хорошо, что письмо нашлось. Пусть теперь именно оно будет "печатью" для того отрезка прошлого в моей памяти. Доброго, что бы я не говорила до этого, прошлого!