Наблюдения престарелой юннатки

Аглая Анхори
       На конкурс "Домашние животные экзотические" http://proza.ru/2025/09/27/1410



       На фото: 1. Гусеница черного кожееда (реальная длина около 2-х см)   2. Куколка (немного меньше гусеницы, видимо, гусеница то ли частично усыхает, то ли уплотняется).
       Взрослых особей сфотографировать не удалось, слишком подвижные, замирают в моменты, когда я не готова. Фото новорожденного жучка помещу при первой же возможности.



       Из цикла "Разговор по телефону с подругами"



       - Девочки, привет! Места поудобнее заняли? Ну, слушайте.
       Начну издалека. Проводя часть летних каникул у бабушки, регулярно слала родителям письма о том, как провожу время. В одном из посланий отметила: «Наблюдаю жизнь муравьев» - и далее абзац, посвященный исключительно муравьям. Эта фраза по неведомой мне причине родителям весьма пришлась по душе, и они ее время от времени вворачивали в свою речь. Правда, лишь в тех случаях, когда хотели упрекнуть меня в том, что вместо чего-то полезного я била баклуши. Обличительные слова звучали примерно так: "Мы понимаем, ты, Аглая, не бездельничала, ты наблюдала жизнь муравьев".

       К чему я напомнила?.. К тому, что не прошло и 60 лет, а я снова впадаю в детство. Только теперь я наблюдаю не за муравьями, а за жучками… Нет, жучков мне на долгую добрую память никто не дарил, сами завелись… Где-где… В вазоне, в котором я когда-то овес для котофеев  выращивала… И в цветочном горшке…  Да, и вазон, и горшок пустовали несколько лет. Я же на 5 лет уезжала, а молодежь не стала заморачиваться с выращиванием витаминов. Я, вернувшись, узрела, что коты с не меньшим удовольствием пожевывают укроп и тархун. Яйца подали курице пример, что можно не перетруждаться, и при этом никто не пострадает…

       Какие жучки?.. Маленькие, черненькие… Предполагаю, что сквознячком  в вазон занесло сразу несколько особей… Был бы один жучок – не сумел бы размножиться, а я заметила новоподселенцев лишь тогда, когда началось активное копошение на поверхности почвы. Бегали не только жучки как таковые, но и гусенички разных возрастов. И вот вместо того, чтобы сразу вынести и вазон, и горшок во двор, а там вытряхнуть содержимое вместе с живностью, надо же было задаться вопросом: чем они питаются в пересохшей почве? Не уходят же взрослые жучки на охоту за пределы вазона и горшка, чтобы принести добычу подрастающему поколению.
       Приступила к выяснению кого же мне занесло?.. Девочки, я ваше бесценное мнение выслушала. Заметьте, ни одну не перебила. Теперь вы слушайте: каждая из вас ошиблась. В интернете я нашла, что называется жучок кожеедом. Ужас какой вреднющий. Поскольку, цитирую: «Является серьёзным вредителем кожи, меха, шерсти и изделий из них. Также может повреждать перья, шёлк, зерно, муку и другие растительные продукты» («Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!» - так и напрашивалось в качестве завершающего руководства к действию).
       Но в горшке и вазоне не могло быть ничего из перечисленного, разве что непроросшие зерна и шелуха от тех, что проросли. Снова закапываюсь в Интернет. УзнаЮ, что кожеедов, оказывается, чуть ли не 600 видов. Мои – это черные кожееды, они «Питаются продукцией животного происхождения». Обратили внимание – животного! А в горшках что? Исключительно растительные остатки. Хотя… Припомнилось, что давным-давно в качестве удобрения закапывала рыбные ошметки. Если почву не поливать, то они разлагаться не будут. Согласны?!

       Следующий вопрос: какие действия предприняла моя персона?.. Нет, раскопки по выкапыванию рыбных огрызков не проводила… Нет, объявление о распродаже «2 жучка по цене одного» не вывесила… Даром тоже никому не предложила… Нет, подбрасывать недоброжелателям в качестве биологического оружия не стала (их, недоброжелателей, еще выявить надо)… Нет, в качестве корма ни жучки, ни червячки котов не интересуют... Меня тоже... Во-от, наконец-то правильный ответ, действительно, решила понаблюдать за жизнью жучков… Почему-почему, я же сказала: временами впадаю в детство… Ну, будете слушать, или я могу закруглиться?

       Начала я с того, что решила подкормить объекты наблюдений.
       Вывод №1. Действительно, если имеется пища животного происхождения, то плЮвали они на растительность. Я их угощала и картошкой, и морковкой, и капустой – каждая и в сыром, и в вареном виде. До стеблей укропа они снизошли лишь потому, что эти стебли были выловлены из бульона, то есть, имели мясной привкус. Правда, и не всякая пища животного происхождения ими одобрялась. Кошачью шерсть и подобранные на улице перья в упор не замечали. Зато куриная шкурка, "сухарики" для кошек, молочные пенки - для них самый цимес. Даже комочек фарша обгладывали не с таким рвением, как куриные обрезки. Наверное, лук учуяли. Тем не менее, без удовольствия, кривясь, но все-таки лопали.
       Девочки, не забывайте, мой помощник – сухой климат. Один из его плюсов – ничем не прикрытый продукт подсыхает быстрее, чем заплесневает. Поэтому никакого гниения, никаких миазмов.

       Вывод №2. На уроках биологии неоднократно заострялось внимание на том факте, что гусеница – это желудок. В те минуты, когда она не спит, она ест. Жрет. Запасает калории для того, чтобы взрослая особь пела и плясала, не отвлекаясь на хавчик. Мои жучки это мнение опровергли. Пищу поглощали и старые, и малые, причем, малые, то бишь, гусеницы, ели весьма умеренно, гораздо больше времени уделяли шнырянию туда-сюда-обратно.

       Вывод №3. Влажную землю не любят ни взрослые, ни дети. Особенно не любят, если брызгать прямо на них, но очень радуются, если пшикнуть из пульверизатора на закусь. Сразу бегут-ползут и вгрызаются в увлажненную шамовку. Значит, пищу они не скоблят, крупинки не откусывают, а размягчают поплевыванием. Влажная еда = экономия слюны.

       Знали бы вы, девочки, сколько интересного я узнала... Хоть и не нужного.
       Никого не удивило бы, что гусеницы то закапываются в почву, то выныривают на поверхность. Но... Выныривают тусклые, облепленные мусором. Вынырнули, начали бегать  и тут… Незаметно исчезает мусор с волосинок, а сама гусеница приобретает лоск и глянец. Впору предположить, что у основания каждой ворсинки имеется микрофонтанчик, включающийся при выползании на поверхность.

       Еще в какой-то момент я обнаружила несколько пустых гусеничных шкурок. Причем, небольшого размера. Первая мысль: «Ах, вы, каннибалы! Мало вам курятины и пенок, вы еще свою малышню загрызаете!». Но как бы я ни возмущалась, устоявшиеся традиции мне не изменить. Однако, очень скоро пришлось убедиться, что зря возвела напраслину на жучков и старших гусениц. Недели не прошло, как заметила я среди толпы беленькую-беленькую гусеничку, по человеческим меркам лет 13-14. Тут-то я сообразила, откуда взялись пустые шкурки. Особенно, когда внимательно рассмотрела их. Все, без исключений, в одном и том же месте как бы надрезаны, у всех на месте морды лица круглое отверстие, у всех шкурок места разреза одинаково оттопыриваются. Идею уловили? Если бы малышню кто-то поедал, то повреждения были бы в разных местах, а если шкурки будто сиамские близнецы, то напрашивается вывод, что молодежь линяет. Шкурка личинки растет, но медленнее, чем хозяйка, и в какой-то момент становится тесной. Личинка из нее выползает. Позже, я еще несколько раз беленьких засекала. И количество брошенных шкурок множилось. Только не спрашивайте, почему ни жучки, ни гусеницы их не ели. Тоже вроде как пища животного происхождения. Хотя допускаю мысль, что избаловала незваных пришельцев. Не будь подкормки с моей стороны, сброшенными шкурками насыщались бы за милую душу... О, наверняка именно шкурками питались, пока я не начала им добро причинять.

       А как вам, девочки, такой фактик? Заметила я однажды, что совсем взрослая гусеница (соответствует примерно 30-летнему человеку, таких крупных я стала называть "крокодилами") резко вздохнет и также резко выдохнет. То есть, надуется и сдуется, надуется и сдуется, и хвостом крутит, будто пропеллером. Понадувалась и под комок земли уползла, только кончик хвоста до конца не  втянула. Дня через 2-3 кто-то из бегающих по вазону этот комок сдвинул, и я вместо бурой гусеницы  увидела белую куколку. Тайного смысла надувания и сдувания перед окукливанием я не разгадала, но насыпала немного почвы в третью посудину, маленькую, и переложила куколку туда. Под комок, но так, чтобы не терять из виду.

       Вы наверняка видели куколки бабочек, стрекоз и каких-нибудь еще насекомых. Их поверхность монолитна и неподвижна. Что внутри творится ведомо лишь профессионалам. А наблюдаемые мною куколки (я стала специально их отыскивать и переносить в «родильную плошку», правда, чуть позже пошла по пути наименьшего сопротивления – вместо копания и ковыряния в земле стала отлавливать «крокодилов»), даже впав в стазис, оставались относительно мягкими и, не поверите, самую-самую малость подвижными. В том смысле, что сегодня куколка лежала на левом боку, через сутки – уже на правом. Некоторые из куколок и вовсе показали чудеса перемещения: у одной сначала головка указывала на север, через несколько дней - на юг; другая отползла с места превращения сантиметра на 2-2,5 (при том, что ее размер не превышал 8-10 мм); если на куколку наползает «крокодил» (они ж под ноги не смотрят, прут, как танки) хвостик куколки начинает дергаться.

       Не знаю, будет ли вам любопытно… Ага, молчите, то ли заслушались, то ли заснули… Но я все равно продолжу. Когда настает время появиться жучку, он не покидает оболочку, как бабочки и стрекозы. После 12-16 дней вылеживания, у куколки намечаются крылышки, лапки и буквально за пару дней после этого готов жучок. Бледный, желтовато-оранжеватый, он старается закопаться поглубже, поэтому я не смогла установить, сколько времени ему требуется до полного почернения.
       Вначале, ввиду неопытности, я из «родильной плошки» вылавливала жучков, выползших на поверхность. Уже черных. Думала, что раз я куколок туда перекладывала с интервалом в пару дней, то и жучки будут появляться на свет с таким же интервалом. Три раза «ха-ха»! Было дело, решив уточнить количество будущих жучков, высыпала землю из «родильной плошки» в огромное блюдо, размазала на весь диаметр, и что узрела? Помимо 4-х или 5-и куколок по тончайшему слою почвы вовсю шустрили крохотные гусенички. Настолько крохотные, что я их замечала только в движении. Стоило крохотульке (от 3-х до 5-лет по человеческим меркам) замереть, я ее теряла. Приходится признать, что у некоей юной, к тому же разнополой, парочки созревание до завершающей стадии оказалось очень близко по времени, поэтому они успели продлить свой род до того, как выползли на поверхность.
       Позже, когда эти крохотульки достигли размеров 13-14-летних подростков, я их пересчитала. Ни много, ни мало, 17 штук. Как в песне про кузнечика*. Пересадила всех в более просторную емкость. Потом решила, что в «родильной плошке» скопилось слишком много объектов наблюдений, и несколько куколок переложила к подросткам, рассудив, что новые жучки появятся до того, как молодежь впадет в стазис. Такое соседство не повлияет на точности наблюдений.
       Поскольку среди нагромождений земляных комочков, комочков пищи (не морить же голодом новорожденных жучков или ждущих впадения в стазис «крокодилов») и прочего перегноя куколки терялись на раз-два, то места кукольных метаморфоз я отмечала каким-нибудь приметным знаком: перышком, прутиком, клочком бумаги.
       Один из схронов я отметила комочком яичного желтка. То ли он закаменел, то ли не сосем по вкусу пришелся, поскольку «крокодилы» хоть к желтку прикладывались, но не слишком активно, убыль не замечалась. Считая, что твердь из желтка для гусениц не представляет интереса, столь приметный знак тоже был перемещен на территорию молодняка. Ночью 17 молодых ртов постарались так, что на следующий день несколько крошек от желтка нашла я только с помощью лупы.

       Ладно, девочки, на сегодня я закончу. И я устала, и вы заснули. Но в следующий раз обязательно дорасскажу то, о чем сегодня не успела.




       * В шуточной песенке про кузнечика есть такие строки:

         Пошли у них ребятушки,
         15 штук, 16 штук, 17 штук подряд...