(к 180-летию со дня рождения Карла Маркса)
Как-то на излете застоя я гостил в деревне у приятеля. Когда мы
уже несколько отяжелели, один из компании вдруг спросил меня:
-- Вот Карл Маркс, почему он женился на... своей жене?
-- Да кто его знает, -- не подозревая подвоха, промычал я.
-- Она ведь была графиня? (Как раз в это время шел сериал о
молодом Марксе).
-- Ну и что?
-- А он ведь -- вождь рабочего класса? Почему же он на графине
женился?
Я был поставлен в тупик. Теперь-то, конечно, ответ ясен (как,
впрочем, и тогда, но тогда прямо так в незнакомой компании не
стоило его обнародовать): "влюбился, потому и женился". И странно
было бы, если бы Маркс тонкой и обаятельной графине предпочел
одну из тех бельгийских кружевниц, о которых написано в
"Капитале". Женщину, пахавшую по 12 часов, а потом вынужденную
идти на панель, ибо хозяева мастерских платили с таким расчетом,
чтобы только таким способом можно было обеспечить себе
прожиточный минимум. И, конечно, другом он предпочитал иметь
фабриканта Энгельса, интеллектуала, который понимал его и который
по своим нравственными качествам стоял много выше какого-нибудь
вечно пьяного пролетария с мозолистыми кулаками.
Что и говорить, не очень-то любил Маркс, как и его вернейший
последователь Ленин, пролетариев, если вести речь не о классе, на
который они возлагали свои надежды, а о конкретных представителях
этого класса. Но еще больше они не любили общество, которое лишает
человека всего, доводя его до скотского состояния. А единственный
путь обретения угнетенными своего человеческого достоинства он
видел в разрушении общества, самим характером своего устройства
делящего общество на раба и господина.
За 150 лет, минувших после появления Манифеста, жизнь много раз
подтверждала справедливость учения бородатого вождя обиженных и
угнетенных. Ну а нынешняя ситуация в России может служить
буквально иллюстрацией его выводов. Пролетарии ведут себя так,
как и должны вести себя пролетарии в обществе с неразвитым
классовым сознанием. Буржуазия в полном соответствии с Марксом
ведет себя так разнузданно, как и должна вести себе буржуазия в
обществе, где инстинкт самосохранения еще не набросил узду на ее
непомерные аппетиты. А наша интеллигенция ведет себя так, как и
положено вести себя среднему классу (правда, по доходам трудно
нынешних учителей и врачей поместить в середину).
Кстати, если основным противоречием буржуазного общества Маркс
определил противоречие между трудом и капиталом, то основными
бойцами как с той, так и с другой стороны он полагал именно
представителей среднего класса. Не без злорадства он живописал
разгон французских демократов, не сумевших правильно определить
свое место в перевороте 18 брюмера. Наверное, с не меньшим не без
злорадства можно видеть голодовки и прочие акты комичного бы,
если бы за ним не стояли человеческие драмы, протеста наших
интеллигентов. Ведь вы же хотели перестроиться в рынок: теперь
кушайте его, как сами себе и приготовили.
Но что поделаешь, за средний класс, и особенно
интеллигенцию, нужно бороться. Или, как прозорливо заметил
К. Маркс в письме к Аненнкову: "Мелкой буржуазии будет
принадлежать ведущая роль во всех грядущих битвах [с обеих сторон]". Вот потому он и женился на графине.
...Многие великие учителя человечества полагали, что чтобы
жизнь изменилась к лучшему, человек должен изменить себя. Маркс считал,
что переделывать человека бессмысленно, нужно переделать
общество. Спор этот не закончен и, наверное, никогда не
закончится. Но любая из сторон этой дилеммы лучше той концепции,
в которую, похоже, все мы угодили на 10 году перестройки, а
именно: ничего менять не надо, потому что бесполезно.
В.Соколов