В советскую эпоху я слышала о знаменитой картинной галерее в немецком городе Дрездене, но даже не мечтала о посещении сокровища мирового искусства в ту далёкую эпоху.
После воссоединения Германии, я переехала жить в эту страну и смогла посетить Дрезден.
На скоростном поезде я приехала в город ближе к вечеру. Отель, где я поселилась, находился в центре города, и все достопримечательности были досягаемы без использования транспорта. Устроившись в отеле, я быстро перекусила в ближайшем кафе и отправилась знакомиться с городом.
Дрезден меня очаровал с первой минуты. Романтический стиль архитектуры, удачно перекликающийся со стилем барокко, придавал улицам красоту и величие.
Город расположен на обоих берегах Эльбы. На правой стороне реки возвышается старый город, привлекающий внимание многочисленных туристов. На левом берегу расположились жилые постройки из многоэтажных домов и великолепные виллы, в которых, вероятно, живут богатые горожане. Несколько романтических замков вдали завершают прекрасную панораму.
Дрезден прошёл долгий путь развития. До XII века в этих местах в маленькой деревушке жили славяне. Название «Дрезден» происходит от старославянского языка и означает «жители болотистого леса». В давние времена это название удачно подходило для местности у Эльбы. Там действительно были низкие и влажные земли, часто затопляемые рекой.
В X–XI веках германские короли начали восточную экспансию — переселение немцев на славянские территории, и эти земли оказались под властью германских князей и маркграфов.
Германский король Оттон I Великий создал в 962 году Священную Римскую империю германской нации и стал её императором. Империя просуществовала до 1806 и никогда не имела прямого отношения к древнему Риму, но считала себя, его духовной и политической наследницей. По сути, это был союз сотни германских княжеств, герцогств, епископств и вольных городов. Для выбора императора назначались курфюрсты. Ими были принцы-выборщики и представители духовенства.
1206 год считается официальной датой основания Дрездена. В этом году о нём появилось первое письменное упоминание, но войны, пожары, эпидемии и распри внутри правящей династии не способствовали быстрому развитию города.
Дрезден входил в одно из влиятельнейших княжеств империи – Саксонию, а в XIII–XIV веках стал важным торговым пунктом и резиденцией саксонских графов. Курфюрсты Саксонии сыграли огромную роль в её политике и культуре.
В период Тридцатилетней войны с 1618–1648 годы Дрезден не был захвачен ни одной из сторон, но голод, чума и экономический упадок вновь привели к спаду его развития. Эта война началась, как борьба между католиками и протестантами, а завершилась, как война за власть между великими державами.
В последующие десятилетия городу удалось быстро вернуть себе прежний блеск, особенно благодаря большой заботе курфюрстов о его культурном и экономическом развитии. При курфюрсте Иоганне-Георге II в 1670 году в городе появились первые мануфактуры и здания в стиле барокко.
Август II Сильный и его сын Август III, управляющие Саксонией с 1694 по 1733 год, сделали Дрезден одним из самых великолепных культурных центров Европы. Эту эпоху в Саксонии называли «Золотым веком», так как в этот период Саксония достигла экономического и культурного расцвета, а её столица Дрезден превратилась в роскошную метрополию. Дрезденский замок был перестроен в барочном стиле, по оригинальным проектам созданы Цвингер, Японский дворец, возведены великолепные барочные храмы – Фрауэнкирхе и Придворная церковь, а в окрестностях города появились дворцы Морицбург и Пильниц.
Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах часто посещал Дрезден, а в 1736 году получил официальный придворный титул в период правления Августа III.
При Саксонском дворе творили не только немецкие, но и приглашенные из других европейских стран выдающиеся архитекторы, художники и скульпторы, что способствовало обогащению немецкой культуры и искусства.
Курфюрсты тратили громадные суммы на строительство дворцов, на приобретение картин для Дрезденской галереи и других музеев, а также на содержание роскошного двора. Благодаря искусству, архитектуре и музыке, Дрезден получил прозвище «Флоренция на Эльбе».
Дворцовый комплекс Цвингер возводился с 1709 по 1732 год на месте бывшей крепостной части города, между стенами. Эта зона в средневековье называлась Цвингер.
Когда-то возле этого дворца гремели фанфары, сверкало золото карет, танцевали придворные дамы. Но вскоре стены Цвингера стали хранить не звуки праздников, а сокровища духа.
Август Сильный и его сын Август III наполнили его шедеврами, скупая картины по всей Европе. Таким образом, в Цвингере появилась галерея старых мастеров с картинами Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Вермеера и других знаменитых художников. Именно здесь обрела дом «Сикстинская мадонна» Рафаэля — одна из самых прекрасных картин в мире. Её тихий взгляд стал символом города, пережившего войны, пожары и разрушения.
Не только картины и великолепные скульптуры принесли славу Цвингеру. Его залы сияли фарфором — белым золотом Саксонии. Август Сильный, влюблённый в китайскую хрупкость, повелел найти секрет создания фарфора. Алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер сумел разгадать его тайну. Так родился мейсенский фарфор, гордость Германии и чудо европейского мастерства. С тех пор фарфоровые статуэтки, тонкие чаши и огромные вазы, расписанные золотом и кобальтом, украшают галереи Цвингера. Они словно оживляют прошедшие века.
Цвингер строился, как двор для праздников, балов и парадов. Со временем он стал музеем искусств и сокровищ, каким мы его знаем сегодня.
К началу XIX века Священная Римская империя германской нации была ослаблена, раздроблена и почти символична. Над Европой поднялась звезда Наполеона Бонапарта, а для Саксонии наступило время испытаний и великих перемен. Она оказалось в самом центре бурь, изменивших судьбы континента.
В 1806 году, после разгрома Пруссии под Йеной и Ауэрштедтом, Наполеон наградил саксонского курфюрста Фридриха Августа III королевским титулом. На карте Европы появилось Королевство Саксония - союзник Франции. Король Август III стал верным вассалом императора французов, а саксонские солдаты маршировали под орлами Наполеона в далекие походы — от Польши до Москвы, где в сражениях многие саксонцы погибли
Фридрих Август III заключил союз с Наполеоном не из личной симпатии, а по политическим и прагматическим причинам. Саксония находилась между двумя сильными державами — Пруссией и Австрией, которые стремились усилить своё влияние в немецких землях. В союзе с Францией Фридрих Август III видел гарантию защиты и возможность модернизировать армию, администрацию и экономику по французскому образцу. Это соответствовало духу того времени и выглядело, как путь к прогрессу. К тому же, многие государства Германии, например, Бавария, Вюртемберг, Баден, тоже стали союзниками Наполеона.
В 1813 году в Саксонии, у стен Лейпцига, сошлись армии почти всей Европы. Король Фридрих Август III остался на стороне Наполеона, в то время как часть его армии перешла на сторону коалиции, в которую входили Пруссия, Австрия и Россия.
Битва народов под Лейпцигом стала кровавым водоразделом: десятки тысяч погибли, города и деревни лежали в руинах, а союз Франции и Саксонии был разрушен навсегда. Король Фридрих Август III был взят союзниками под стражу, а страна — унижена и ослаблена. На Венском конгрессе Саксония потеряла более половины своих земель, уступив их Пруссии. И всё же королевство выжило, Фридрих Август вернулся на трон.
С тех пор память о той эпохе живёт в старых улицах Дрездена, в камне Лейпцига и в народных преданиях, где имя Наполеона звучит то с восхищением, то с горечью.
После наполеоновских войн Саксония оказалась в зависимости от Пруссии и вынуждена была вступить в 1815 году в Германский союз, находившийся под влиянием Австрии и Пруссии. Но это не помешало ей развиваться дальше.
Появились новые объекты культуры, научные учреждения и учебные заведения. В 1836 году в Дрездене начал работать первый машиностроительный завод. В 1839 году была введена в строй железная дорога между Дрезденом и Лейпцигом. В 1872 году в Дрездене открылся первый трамвайный маршрут. Во второй половине века возникли важные для Дрездена отрасли промышленности: текстильная, пищевая, точная механика, оптика, горное дело. Активное развитие промышленности, железных дорог и торговли связывало Саксонию с другими немецкими землями.
В XIX веке в Дрездене жили и творили такие известные мировые личности, как: композитор Рихард Вагнер, художник Каспар Давид Фридрих, учёный и философ Карл Густав Карус.
К началу 20 века Дрезден имел 500 тысяч жителей и стал четвёртым по величине городом в Германии.
Когда я любовалась прекрасными зданиями Дрездена, мне не верилось, что в конце второй мировой войны центр города был превращён в руины из-за бомбёжек американской и британской авиации.
После первых крупных воздушных налётов на Дрезден летом 1944 года директор галереи Готфрид Киссельбах и музейные хранители начали эвакуацию картин и других сокровищ Цвингера. Все они были аккуратно упакованы в специальные ящики, и вывезены в каменоломни и шахты, расположенные близ Бёрнбюля, Ратена, Обершёна, Пильницы, а также в крепость Кёнигштайн. Эвакуация сокровищ закончилась зимой 1945 года, буквально за несколько недель до начала массированных бомбардировок. Дрезден был основательно разрушен, от бомбёжек погибло около двадцати пяти тысяч человек.
Историк авиации А. Запольскис написал в своей книге «Реактивные самолёты Люфтваффе» о варварской бомбардировке Дрездена и подчеркнул, что она была следствием неверного указания целей. Самолёты «Москито» ошибочно сбросили светящиеся авиабомбы не на предполагаемую цель - предприятие по производству синтетического топлива, а над Дрезденом. В послевоенное время у ветеранов Королевских ВВС существовало негласное табу - не общаться с «бомбёрами». Их считали варварами. (A.А. Запольскис «Реактивные самолёты Люфтваффе»; из-во «Харвест» (Минск), 1999 год)
Когда война закончилась, Дрезден оказался в советской зоне оккупации. Получив информацию о месте нахождения спрятанных сокровищ Дрезденской галереи, руководство СССР приняло решение забрать их в Советский Союз.
Входы в помещения, где находились картины, были, якобы, заминированы, но советские солдаты справились с опасным заданием. Рискуя своим жизнями, они разминировали хранилища и извлекли из них более 1200 картин. Сокровища искусства были отправлены в Москву и Ленинград. Подобная акция была названа государственным актом, считавшимся компенсацией за разрушения и потери советских музеев в военное время.
Вернёмся в Дрезден после окончания войны.
В хаосе развалин жители города творили чудо. Остатки дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, описаны и вывезены за город. Уцелевшие фрагменты зданий использовались в ходе реставрационных работ, а недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново, поэтому они выделяются светлым оттенком камня.
Некоторые реставраторы, художники и инженеры посвятили свою жизнь восстановлению утраченного великолепия. Камень за камнем, арка за аркой, они возвращали к жизни символ искусства и стойкости человеческого духа. На месте руин снова поднялись колоннады, балюстрады и башни. Восстановление исторического центра Дрездена продолжалось почти сорок лет. Фрауэнкирхе долго оставалась руиной и только в 2005 году возродилась в былом величии.
В 1949 году Дрезден вошёл в состав вновь образованной Германской Демократической Республики, а сокровища галереи, якобы отреставрированные в Советском Союзе, по-прежнему оставались в СССР.
Известный советский искусствовед Андрей Чегодаев, в то время хранитель трофейного фонда Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, оставил такие воспоминания о событиях второй половины 1940-х: «Мне было приказано ‹...› развесить всю картинную галерею музея, перемешав наши картины с дрезденскими. Ни о каком «спасении» Дрезденской галереи тогда и речи не было, она считалась трофеем».
Однако, когда развеска была закончена, кто-то из высшего руководства запретил демонстрировать их широкой публике. Было приказано, чтобы привезенные из Германия картины были размещены в двух залах, куда доступ был открыт только с разрешения директора музея и только для избранных.
Скорее всего, такое строгое распоряжение было получено от Сталина, так как в конце 1940-х он подписал указ, запрещавший всякий допуск к перемещенным шедеврам. В залы, где они хранилась, имели право входить только директор музея Сергей Меркуров, реставраторы и сам хранитель Андрей Чегодаев. «Дрезденская галерея была переведена на положение «совершенно секретно», чтобы ни одна душа даже не догадывалась, что она все еще находится в музее», - написал Чегодаев.
После смерти Сталина в 1953 году в СССР началась эпоха «оттепели». Хрущёв и новое руководство стремились улучшить отношения с социалистическими странами, особенно с ГДР, которая тогда нуждалась в укреплении авторитета. Возврат Дрезденской галереи стал жестом доброй воли и дружбы, символом доверия между «братскими народами».
Советская пресса писала: «Советский народ возвращает немецкому народу спасённые им сокровища искусства — как дар мира».
Историки указывают, что на протяжении долгого времени власти ГДР настойчиво просили Москву вернуть коллекцию. Некоторые немецкие специалисты даже участвовали в переговорах и готовили акты передачи.
Перед отправкой в Дрезден шедевры были выставлены в Москве, где их увидели более 1,2 миллиона человек. Эта выставка стала мощным пропагандистским событием, показавшим, что советские солдаты спасли картины от разрушения.
Торжественное открытие восстановленной галереи состоялось в Дрездене 3 июня 1956 года — событие освещалось во всех газетах социалистического лагеря.
После объединения Германии осенью 1990 года Дрезден является столицей федеральной земли Саксония в составе ФРГ. Сегодня Дрезден - крупный научный, технологический и культурный центр. Этот город можно назвать туристической жемчужиной Германии.
Несмотря на тяжёлое прошлое, Дрезден стал символом возрождения из пепла, подобно мифическому фениксу.