Белгород. Сахарский дневник. Часть вторая
«Сахарский дневник» Николая Сологубовского
Часть 2
Фотовыставка «Петроглифы пустыни САХАРА», открытая 24 октября в Галерее фотоискусства Белгорода, дает возможность познакомиться с сохранившимся до наших дней искусством древней Сахары, когда Великая пустыня была зеленым цветущим краем. Созерцая наскальную живопись, мы ощущаем движение Времени, которому неподвластно Вечное: Искусство, созданное руками Человека Мыслящего и Творческого…
Выставленная в Белгороде коллекция фотокартин создана при активном содействии Комиссии по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и Российско-Африканского клуба МГУ имени М.В.Ломоносова.
Фотовыставка в Белгороде показывает произведения древних культур, обнаруженных в пустыне Сахара (Ливия, Алжир, Марокко), регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров.
Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены «Сокровищами Человечества» Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Фотокартины можно увидеть в Белгороде до 28 ноября…
Продолжаю публиковать записи из своего «Сахарского дневника»…
ПЕТРОГЛИФЫ САХАРЫ. Из дневника Н.Сологубовского
ИСКУССТВО – ЭТО ВЫСШЕЕ, САМОЕ СОКРОВЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Огюст Роден
«В глубокой древности в Сахаре было два периода влажности, когда существовала жизнь.
Первый из этих дождливых периодов приходился на эпоху раннего палеолита. Сахару населяли тогда предки современного человека.
Второй дождливый период приходится на эпоху неолита, когда Сахару населяли племена охотников и рыболовов, живших по берегам больших рек и озер».
Д. А. Ольдерогге
Ливия и Сахара всегда находились на стыке межкультурного взаимодействия. Здесь зарождались цивилизации, они оставили после себя артефакты, который рассеяны на такой большой площади, что их трудно обнаружить. Мы должны ихискать в центре Сахары. Именно здесь люди сделали первые попытки осесть на земле, создать человеческие общества и дать им возможность развиваться.
Моя самая любимая картина «Счастливая старость».
Наскальная живопись. Так мы назвали это прекрасное панно, найденное в глубине пещеры. Пожилой мужчина в длинном платье опирается на трость. Его поддерживает женщина в юбочке. Скупыми красками художница (или художник? Нет, скорее художница…) запечатлел чувство счастья быть вдвоем на закате своих дней.
«Эпоха охотников» Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
Интересно бы узнать, кто мне в моей жизненной пустыне принесет мне последний стакан воды?
«Танцующие кошки»?
Петроглиф. На высоте 80 метров от высохшего русла некогда полноводной реки – фигуры, которых туареги называют «джиннами». Секрет этих «танцующих джиннов» или «кошек Маммоны» (это название придумали итальянские ученые) до сих пор не разгадан.
Высота фигур - два метра. Линии – идеальны. Как и каким орудием труда был обработана гранитная глыба? Каков смысл этого огромного петроглифа?
Картина вызывает много вопросов, которые остаются без ответов.
«Эпоха охотников». Мессак Сеттафет, вади Матхандуш.
Messak Settafet, vadi Mathendush.
«Народное собрание».
Наскальная живопись. Панно. В центре картины - фигуры «Трех мудрецов». Внизу картины - много людей, которые собрались вместе. Чтобы посоветоваться? Для обсуждения важного вопроса? Демократия… Или первый Совет народных депутатов,
Ведь пишут некоторые ученые, что было первобытное коммунистическое общество. Когда не было ни собственности, ни рабов…
Значит, была и Советская власть?
А какая Власть будет в Будущем?
«Эпоха охотников». Горный массив Акакус. Ван Амил.
Tadrart Acacus.
Территория Сахары была заселена уже в раннем палеолите. Она тогда не была пустыней. Обнаружены каменные орудия, относящиеся к шелльской и ашелльской культурам…
«Охота».
Наскальная живопись. Фрагмент большого панно.
Люди, вооруженные дротиками, окружили муфлона.
С древних времен собаки помогали людям охотиться.
Собаки стали домашними животными с 12-го тысячелетия до н.э.
«Эпоха охотников». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
«Эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам ученых) с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.
«Охота».
Наскальная живопись. Фрагмент большого панно.
Люди, вооруженные дротиками, окружили муфлона.
С древних времен собаки помогали людям охотиться.
Собаки стали домашними животными с 12-го тысячелетия до н.э.
«Эпоха охотников». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
«Охота на муфлона с собаками».
Наскальная живопись. Фрагмент большого панно.
Охотники вооружены луками и стрелами. В центре панно – хищный зверь ( Древний лев? Саблезубый тигр?) набрасывается на человека. Внизу панно - фигура человека, на голове которого маска с рогами.
«Эпоха охотников». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
«Нападение»
Наскальная живопись. Фрагмент большого панно.
Справа – нападающий воин. Слева – трубач подает сигнал тревоги. Внизу воины-защитники.
Это панно – редкая картина войны, встреченная нами в пустыне Сахара. Основная часть картин изображает мирную жизнь людей и охоту на животных.
Были времена, когда люди жили мирно. Не враждовали.
«Эпоха охотников». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus
«Парикмахерская».
Наскальная живопись. Фрагмент большого панно.
Перед нами – одна из древнейших профессий: парикмахер.
«Эпоха пастухов». Горный массив Акакус, Ван Амил.
Tadrart Acacus, Uan Amil.
«Эпоха пастухов» - с 8-4 тысячелетия до н.э. до 4,5-1,5 тысячелетия до н.э.
«Салон женского платья HAUTE COUTURE».
Так мы назвали фрагмент огромного панно о жизни людей, найденного в горах Акакуса.
А как бы вы назвали?
«Эпоха пастухов». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
«Маленький крокодиленок с длинными ногами».
Петроглиф. Этот вид крокодила, который бегал по Сахаре, исчез в процессе эволюции животного мира.
«Эпоха охотников». Мессак Сеттафет, вади Матхандуш.
Messak Settafet, uadi Mathendush.
«ДАМА С СОБАЧКОЙ»
Одна из самых моих любимых картин.
Фрагмент большого художественного панно о жизни людей.
Мы назвали этот красочный рисунок, который увидели в одной из пещер горного Акакуса, «ДАМА С СОБАЧКОЙ». Обратите внимание на прическу и наряд дамы: браслеты, белые туфельки. И рядом маленькая собачка…
Непостижимо! Это нарисовано неизвестным художником или художницей шесть тысяч лет назад. И эта картина сохранилась до наших дней!
Антон Павлович, откликнитесь!
«Эпоха пастухов». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
«Амазонка».
Так мы назвали этот живописный портрет. Перед нами фрагмент большого панно о жизни людей, в центре которого – женская фигура (вождь племени?) Другие фигуры изображают мужчин (охотников? воинов?). Видно, что эта пещера была обитаема в течение многих тысячелетий, и каждые новые ее «жильцы» рисовали свои рисунки, но… не зачеркивая, не замазывая картин своих предков.
На этом панно также можно увидеть бегущие воины-гарамантов, головы которых украшены страусиновыми перьями.
«Эпоха охотников?» или «Эпоха пастухов?».
Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
«Схватка гигантов».
Петроглиф. На высоте 50 метров от высохшего русла некогда полноводней реки – фигуры противостоящих (враждебных друг другу?) слона и обезьяны (Кин Конг) размером со слона. Что это? И почему эти две фигуры запечатлены? Вель каждый петроглиф – это долгий труд…
Смысл этой картины до сих пор не разгадан….
«Эпоха охотников». Мессак Сеттафет, вади Матхандуш.
Messak Settafet, vadi Mathendush.
«НЕ ХОЧУ ЗАМУЖ!». Фрагмент из панно наскальной живописи о жизни древних людей.
А как бы вы назвали эту картину?
«Эпоха охотников?». Горный массив Акакус.
Tadrart Acacus.
Картина «Пейзаж пустыни Сахара».
Дюны надвигаются на горы.
Вспомнилось:
«Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби –
Это лишь отраженье сахарской волны
В сатанинской воспрянутой злобе.
Н. Гумилев. «Сахара»
Картина «Закат в Сахаре»
Последний вечер в Великой пустыне, последние лучи заходящего солнца…
Сахара очищает тела и укрепляет души.
Генри Мишо
Эрг Мурзук. Юг Сахары.
«Я всегда любил пустыню. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видишь. Ничего не слышишь. И однако в молчании этом рождается что-то...»
Антуан Сент-Экзюпери.
«Сахара очищает тела и укрепляет души».
Генри Мишо
Закат в пустыне – «очей очарованье».
Еще один день неповторимый уходит в вечность.
Эрг Мурзук. Юг Сахары.
Пустыня очищает, преображает, созидает.
Она нам открывает только границы настоящего чуда: это расцвет добродетелей человека, поражение ложных ценностей, ненужных соблазнов, чванства и низости. Это гимн силе воли и любви.
И иногда это испытание голодом и жаждой, торжество духа над плотью.
Шарль де Фуко
Бесконечность Сахары.
«В ПУСТЫНЕ, ВЫ ВИДИТЕ, ЕСТЬ ВСЕ… И НЕТ НИЧЕГО,,, ЭТО ГОСПОДЬ ПЕРЕД ВАМИ… БЕЗ ЛЮДЕЙ»
Оноре де Бальзак.
Картина « Горы Акакуса».
Дюны пустыни Сахара подступают к горам Акакуса.
Пройдут тысячелетия, и эти горы тоже исчезнут под песками?
Или вся Сахара снова зазеленеет?
Tadrart Acacus.
Эрг Мурзук. Его называют «морем смерти»
Линии барханов пустыни Сахара завораживают.
«Тот, кто не познал молчания пустыни, не знает, что такое молчание».
Туарегская пословица.
Картина «Российские путешественники в центре эрга Мурзук».
«Археологические исследования последних десятилетий доказали, что Сахара некогда была обитаема. От Атлантического побережья до долины Нила и далее, в Нубийской пустыне, обнаружены следы деятельности человека».
Д. А. Ольдерогге
Картина. ВАУ АН-НАМУС. ВУЛКАН.
В центре пустыня Сахара находится гигантский вулкан с кратером, окруженном красными, голубыми и зелеными озерами.
В красном озере – «огромная рыба», сказали нам гиды и даже описали ее длинную шею.
Спуск по вертикальному склону в вулкан прошел удачно.
Ночевали у кратера. Всю ночь там ухало и охало.
Туареги ночевали на гребне вулкана.
Лохнесс так и не появилась.
Картина «Искалеченный слон».
Перед нами - петроглиф слона, обезображенного варварами-браконьерами. Сколько таких бесценных творений челочеческого таланта выкрадено и вывезено из пустыни Сахара алчными торговцами артефактов!
«Эпоха охотников». Горный массив Акакус. Tadrart Acacus.
Вспомнились замечательные слова…
Сделай из твоей жизни мечту, а из мечты – реальность.
Антуан Сент-Экзюпери.
Земля нас учит большему, чем все книги. Потому что она сопротивляется нам. Человек осознает себя, когда преодолевает трудности.
Антуан Сент-Экзюпери.
Картина «Пейзаж Сахары»
Мы должны научиться уважать жизнь во всех ее формах: нельзя беспричинно уничтожать ни одну из травинок, ни один из цветков, ни одно живое существо, потому что и они тоже созданы Господом.
Теодор Моно
Картина «Жирафы».
«И бег его плавен, как радостный птичий полет»
Н.С.Гумилев. «Жираф»
Фрагмент наскальной живописи
Горный массив Акакус. Tadrart Acacus
Картина «Закат в Сахаре»
Последний вечер в Великой пустыне, последние лучи заходящего солнца…
Звезды горят над безлюдной землею,
Царственно блещет святое созвездие Пса:
Вдруг потемнело - и огненно-красной змеею
Кто-то прорезал над темной землей небеса.
Путник, не бойся! В пустыне чудесного много.
Это не вихри, а джинны тревожат ее,
Это архангел, слуга милосердного Бога,
В демонов ночи метнул золотое копье.
Иван Бунин
(продолжение следует)
Очень прошу, напишите мне о ваших впечатлениях, если вы уже побывали в Пустыне, на почту :
sweeta45@mail.ru