Размышления на тему совести

Владимир Баталов
    Что есть совесть

    Подобно собственности, которая есть ничто иное, как некий набор материальных вещей, коих человек, их имеющий, боится лишиться, совесть — это есть ничто иное, как некий набор морально-нравственных принципов, коими человек, их имеющий, боится поступиться.


    О локации совести

    Если местонахождением собственности (т.е. набора материальных вещей) человека является земля, то местонахождением совести (т.е. набора морально-нравственных принципов) того являются небеса = тонкоматериальные миры.

    Примечание.
    Получается так, что совесть человека — это есть та же самая его собственность, но только находящаяся не на земле, а на небе! Кстати, именно это и имел в виду Христос, когда произносил следующие слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небесах, где моль и ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут»!


    О градации совести

    Подобно тому, как любая собственность (т. е. набор материальных вещей), имеющаяся у всякого человека, может быть условно разложена по разным ценностным корзинам, так и любая совесть (т.е. набор морально-нравственных принципов), имеющаяся у всякого человека, точно также может быть условно разложена по разным ценностным корзинам.

    При этом получается так, что если в одной ценностной корзине собственности у человека могут находиться такие его дорогостоящие вещи (т.е. требующие приложения больших усилий для их приобретения), как, например, движимое и недвижимое имущество, в другой — такие его менее дорогостоящие вещи (т.е. требующие приложения уже не столь больших усилий для их приобретения), как, например, одежда и предметы домашнего обихода, а в третьей — такие его практически ничего не стоящие вещи (т.е. требующие приложения совсем небольших усилий для их приобретения), как, например, всякого рода безделушки, то, в свою очередь, если в одной ценностной корзине совести у человека могут находиться такие его дорогостоящие принципы (т.е. требующие приложения больших усилий для их обретения), как, например, следование религиозным заповедям, в другой — такие его менее дорогостоящие принципы (т.е. требующие приложения уже не столь больших усилий для их обретения), как, например, следование долгу защиты родины и сохранения природы, а в третьей — такие его практически ничего не стоящие принципы (т.е. требующие приложения совсем небольших усилий для их обретения), как, например, соблюдение правил личной гигиены и поддержание порядка в собственном доме.
 

    О форматах совести

    Потому как в морально-нравственной сфере бытия-сознания совокупное человечество не представляет из себя единое целое, а распадается на такие два лагеря, как то:
    1. Лагерь Служителей, строящий собственные межличностные отношения согласно базовому принципу Служения кому-либо посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    2. Лагерь Властителей, строящий собственные межличностные отношения согласно базовому принципу Властвования над кем-либо посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.

    Причем каждый из тех лагерей, в свою очередь, дополнительно распадается еще также и на такие два отряда, как то:
    1. Отряд Эгоистичных Служителей, строящий собственные межличностные отношения согласно базовому принципу Служения либо самому себе (это есть проявление Естественного (Потребного) Индивидуализма), либо же своим ближним в собственном народе (это есть проявление Национализма) посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    2. Отряд Альтруистичных Служителей, строящий собственные межличностные отношения согласно базовому принципу Служения либо своим непосредственным ближним (это есть проявление Естественного (Потребного) Коллективизма), либо же своим ближним в чужих народах (это есть проявление Интернационализма) посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    3. Отряд Эгоистичных Властителей, строящий собственные межличностные отношения согласно базовому принципу Властвования либо над своими непосредственными «ближними» (это есть проявление Противоестественного (Непотребного) Индивидуализма), либо же над своими «ближними» в чужих народах (это есть проявление Нацизма) посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.
    4. Отряд Альтруистичных Властителей, строящий собственные межличностные отношения согласно базовому принципу Властвования либо над самим собой (это есть проявление Противоестественного (Непотребного) Коллективизма), либо же над своими «ближними» в собственном народе (это есть проявление Толерантизма) посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.

    То, таким образом, говорить о каком-либо едином формате совести для всего человечества в целом абсолютно бессмысленно. А вот о чем нужно говорить, так это о том, что представители разных лагерей и отрядов человечества существуют в парадигме таких четырех форматов совести, как то:
    1. Ветхозаветный формат совести, состоящий из набора такого рода морально-нравственных принципов, которые одновременно являются и причиной, и результатом следования каждого отдельного Эгоистичного Служителя базовому принципу Служения либо самому себе, либо же своим ближним в собственном народе посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    2. Новозаветный формат совести, состоящий из набора такого рода морально-нравственных принципов, которые одновременно являются и причиной, и результатом следования каждого отдельного Альтруистичного Служителя базовому принципу Служения либо своим непосредственным ближним, либо же своим ближним в чужих народах посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    3. Квазиветхозаветный формат совести, состоящий из набора такого рода морально-нравственных принципов, которые одновременно являются и причиной, и результатом следования каждого отдельного Эгоистичного Властителя базовому принципу Властвования либо над своими непосредственными «ближними», либо же над своими «ближними» в чужих народах посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.
    4. Квазиновозаветный формат совести, состоящий из набора такого рода морально-нравственных принципов, которые одновременно являются и причиной, и результатом следования каждого отдельного Альтруистичного Властителя базовому принципу Властвования либо над самим собой, либо же над своими «ближними» в собственном народе посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.

    Примечание.
    Помимо той, приведенной мной в статье, весьма узкой сферы задействования человеком собственных морально-нравственных принципов, когда тот применяет их относительно лишь другого человека, в каждом из форматов совести возможна также еще и более расширенная их применительная практика. Например, когда человек задействует собственные морально-нравственные принципы относительно поддержания личной гигиены, защиты окружающей среды, своей родины и т.п. и т.д.


    Об особенностях проявления разных форматов совести

    Потому как само бытие-сознание человека имеет два уровня собственной проявленности: личностной и общественный, то, следовательно, и говорить о каких-либо особенностях проявления разных форматов совести у того строго следует лишь с учетом этого фактора. Таким образом:

    1. Ветхозаветный формат совести.
    a. На личностном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Служения того самому себе посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    b. На общественном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Служения того своим ближним в собственном народе посредством исполнения разного рода тех же самых священных Обязательств и/или Обязанностей.
    2. Новозаветный формат совести.
    a. На личностном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Служения того своим непосредственным ближним посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей.
    b. На общественном уровне бытия-сознания, этот формат совести неизменно проявляется у человека, являющегося  его носителем, через базовый принцип Служения того своим ближним в чужих народах посредством исполнения разного рода тех же самых священных Обязательств и/или Обязанностей.
    3. Квазиветхозаветный формат совести.
    a. На личностном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Властвования того над своими непосредственными «ближними» посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.
    b. На общественном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Властвования того над своими «ближними» в чужих народах посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.
   4. Квазиновозаветный формат совести
    a. На личностном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Властвования того над самим собой посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.
    b. На общественном уровне бытия-сознания, этот формат совести проявляется у человека, являющегося его носителем, через базовый принцип Властвования того над своими «ближними» в собственном народе посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.

    Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).