Поминовение всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении сегодня!
Сегодня мы говорим о благоверном царе Николае Романове и стихотворении Сергея Бехтеева «Николай Второй». Святые в литературе. Это самый оболганный царь, о ком писала статью. И при нем провернули то, что и сейчас хотят сделать с Россией и народом нашим многонациональном: сеют ненависть и ставят задачи изнутри, когда наши воины и защитники Отечества, волонтеры и военные батюшки делают и защищают нас на передовой. Способность различать добро и зло - повреждено в нас, людях, поврежденных грехом. И помните, что было, когда и снаружи - война и внутри - нестроения, ненависть, убийства, нападения, произошло? Неужели вы хотите повторения того, что произошло при святом императоре? Ведь тоже самое сейчас происходит.
Наверное, ни одному из российских самодержцев не выпало испытать столько поруганий и клеветы, сколько пережил в революционные годы император Николай Второй. Ныне Церковь причислила Николая Романова и всю его семью, зверски убитую большевиками, к лику святых. Впрочем, и среди современников последнего русского царя были те, кто уже при жизни почитал его как мученика-страстотерпца.
Сегодня мы говорим о благоверном царе Николае Романове и стихотворении Сергея Бехтеева «Николай Второй».
В 1917 году в России произошла февральская революция, главным событием которой стало отречение от престола императора Николая Второго. На этом закончилась история трехсотлетнего царствования династии Романовых.
Но не все в России ликовали по поводу так называемой свободы от царизма. Многие думающие люди понимали, что отречение царя вскоре обернется для народа великой трагедией. Эти чувства эмоционально выразил Сергей Бехтеев, написав поэтическое обращение к Николаю Второму.
В те дни, когда мы все так низко пали,
Везде мне грезится священный Образ Твой,
С глазами, полными божественной печали,
С лицом, исполненным небесной добротой.
Тебя жалеть я не могу, не смею:
Ты для меня — по-прежнему Велик!
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею,
И больно мне глядеть на Твой Державный Лик.
Слепой народ, обманутый лжецами,
За чистоту души Твоей святой,
Тебя клеймил постыдными словами
И казни требовал, над кем же… над Тобой!
Стихотворение «Николай Второй» Сергей Бехтеев написал в 1917 году, на третий день февральской революции. Пройдет год — и в Екатеринбурге большевики зверски убьют всю царскую семью: Николая Второго, императрицу Александру Федоровну, царевича-наследника Алексея, великих княжон Татьяну, Ольгу, Марию и Анастасию.
Сергей Сергеевич Бехтеев, воспитанный в православной вере офицер из старинного дворянского рода, был убежденным монархистом и патриотом России. Он не находит оправданий тем, кто предал царя в 1917 году…
Еще недавно так, пред Ним склоняя выи,
Клялися вы Его до гроба защищать
И за Царя-Вождя, Хозяина России,
Вы обещали жизнь безропотно отдать.
И что же! где слова? где громкие обеты?
Где клятвы верности, присущие войскам?
Где ваших прадедов священные заветы?
А Он, обманутый, Он твёрдо верил вам!
В годы гражданской войны Сергей Бехтеев сражался в рядах Белой армии, а после ее поражения с первой волной эмиграции навсегда покинул родину. Несколько лет он жил в Сербии, затем во Франции. Многие свои стихи поэт-эмигрант подписывал литературным псевдонимом «Верноподданый».
С горечью наблюдал поэт за событиями в советской России: гонение на Церковь, искоренение потомков дворянского рода, а позднее — и так называемых «пламенных революционеров»…
Впрочем, еще в феврале 1917 года Сергей Бехтеев чувствовал, что за предательство царя возмездие неизбежно…
Предатели, рождённые рабами,
Свобода лживая не даст покоя вам.
Зальёте вы страну кровавыми ручьями,
И пламя пробежит по вашим городам.
Пройдут века; но подлости народной
С страниц Истории не вычеркнут года:
Отказ Царя, прямой и благородный,
Пощёчиной вам будет навсегда!
В стихотворении «Николай Второй» есть строки о том, что спустя века правда об оклеветанном императоре все же восторжествует. Прошло одно столетие, и в России произошло церковное прославление святого царя-мученика. Как надеялся Сергей Бехтеев, «побеждена врагов чудовищная злоба, и козни зла рассеяла Любовь…».
И я надеюсь на это.
Тропарь на русском:
«Сейчас, благоверные люди, светло вспомним семью праведных царственных страстотерпцев, Христову домашнюю церковь: Никола;я и Алекса;ндру, Алексея, О;льгу, Татьяну, Мари;ю и Анастаси;ю. Они заключения и страданий не побоялись, пытки и смерть от богоборцев приняли и надежду на Бога в молитве получили. Ради этого обратимся к ним с любовью: о, святые страстотерпцы! Услышьте голос покаяния и плача нашего народа, укрепите землю Российскую в любви к православию, сохраните от междоусобиц, попросите у Господа мирного жития людям и милости душам нашим».
На церковно-славянском:
«Днесь, благове;рнии лю;дие, све;тло почти;м/ седмери;цу честну;ю ца;рственных страстоте;рпец, / Христо;ву еди;ну дома;шнюю Це;рковь:/ Никола;я и Алекса;ндру, / Алекси;я, О;льгу, Татиа;ну, Мари;ю и Анастаси;ю. Ти;и бо, уз и страда;ний многоразли;чных не убоя;вшеся, / от богобо;рных смерть и поруга;ние теле;с прия;ша / и дерзнове;ние ко Го;споду в моли;тве улучи;ша. Сего ради к ним с любовию возопиим: О святии страстотерпцы, гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите, землю Российскую в любви к Православию утвердите, от междоусобныя брани сохраните, мир мирови у Бога испросите и душам нашим велию милость».
Однажды одной певчей в руки попала хорошая книжка — «Царские дети». Её автор-составитель — историк Наталья Константиновна Бонецкая. Книга рассказывает о жизни семьи последнего русского императора Николая Второго. О том, как воспитывался он сам, когда был маленьким, о том, как росли его дети. В книге описаны и будни царской семьи в Зимнем дворце; и месяцы, проведённые в цветущей Ливадии; и страшные страницы крестного пути Романовых: их арест и расстрел в подвале Ипатьевского дома в ночь на 17-е июля 1918 года. Перечитывая книгу «Царские дети», выдержки из писем великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, отрывки из дневника их матери, Александры Фёдоровны, каждый раз вдохновляюсь их примером. Какими глубокими, тёплыми и искренними были отношения в семье Романовых, как берегли они друг друга! Хорошо бы и нам так научиться. И извлечь урок из прошлого, чтобы не повторилась страшная трагедия.