Солёные земли салтани в повести

Сергей Курочкин 3
Салтани земли - от повести к сказке
http://proza.ru/2025/11/02/1725
Под сенью Тихвинской иконы...
http://proza.ru/2023/04/04/915

    Царя-Салтана в сказке Пушкин представил в нескольких образах - за забором стояли: царь-батюшка, царь-отец, стороны-государь и царь-салтан, и всё это один молодой человек, потому что молодожёнов так называют. С развитием книжности этим термином - Салтан - стали обозначать также древних владык, известных из исторической и церковной литературы, а после перешло в имя собственное.

     Изучая, что значит термин цезарь и кесарь от "подноготной", узнаём, что Василий был король, переводя таким образом греческое слово ;;;;;;;;). Вам говорят, Базилиус, базилика, "здесь был Вася", а на самом деле, кто?  Однако Василевс (;;;;;;;; греч.), не только - краљ  (серб.), король (укр., белор., русск.), патша (татар., казах.), rey (исп. - рей), rex (лат.), хаан (монг.), но - Орех.  Тюркские языки не менее информативны - Хан или паша, конечно, тюрку ближе - уважаемый, достойный, сонцеликий. В котором одновременно и сон, и солнце с чаем. В повести русские представлены «солнечными внуками» (Даждь Божии), князьями Великими и прочая, а хана Кончака упомянули (попрекнули) тем, что стреляешь хан - в войско русское, как бы издалека - за землями Салтани. Все исследователи сошлись на порочащей его связи хана с турками. Поэтому исследование "салтани" на этом не заканчивается, но чтобы вывести убедительное им одно значение - солёные - продолжим сейчас. Можно просто подставить в переводчик и убедиться, да, действительно так - СОЛЁНЫЕ, но почему? и откуда это? А тут ещё - слоёные, подразумевая жирное тесто. Переставив слог ол/ло наоборот, получим сол или сло, ср. слово, словене.

    Я начинаю понимать производство словообразования: василий = "в/б а сила"; орех = о+rex, отсюда наш грех (не знать греческий и латынь). Остановились на том, что производные царь/цезарь - от дуба, но для короля неожиданно засветилось - ореховое дерево. С ним связана легенда о Пафнутии ("орех слоеный", жирный" - значение) и его дочери Ефросиньи ("Есть вера в русского сына" - дословно). Имя Пафнутий носят многие монахи, а из Ефросиний наиболее известны три - Святая Полоцкая, жена Игоря и третья - из притчи, как ушла из дома в монастырь, да ещё мужской. Отец искал, искал - не нашёл дочь. И стал ходить к понравившемуся монаху - тот его просвещал и принимал покаяния. Долго ли коротко, монах умирает и открывается отцу родному, больше некому. Тело нужно обмыть в таинстве, чтобы не узнали братья, тут игумен сообщает - я дочь твоя. Пафнутий сдержал слово, погребение у стен монастыря прошло успешно, и отец остался служить вместо дочери. Трогательная и поучительная история, как долго живут отцы.


    ОРЕХОВАЯ ОПЕКА

    Переводчик узнал в орехе - "опек", всё верно, есть страны ОПЕК и попечительские советы, дело в том, что русское слово, означающее плод или ореховое дерево (в т.ч. грецкий орех) имеет одинаковое начертание кириллицы с латинскими буквами. Когда переводили термины: царь-король-султан выходили на разные значение (луна, солнце, дуб), в т.ч. латинское - "rex" легло в основу "краля". На том и остановились в изучении имени Ярославны - Ефросинии, см. Салтани земли - от повести к сказке

    Теперь о манипуляции сознанием - фокус букв. Если написать заглавными OREX - разница заметна сразу, а если так: "орех" = "орех", всё ровно, только звук другой. Наш ОРЕХ - OREX - ОПЕК – международная межправительственная организация создана нефтедобывающими странами в 1960 году. Россия не входит в ОПЕК, она является постоянным наблюдателем в организации. Ср. "орех" -и- орех (opeck), он пишется такими же буквами как кириллицы, так и латиницы, только получаем разный звук и значение, может означать - попечение, забота, опекунство, также дерево или плод, также - "взять на поруки". Поэтическое - пекло и духовная - богадельня, человеческий орган - печень, пЕченье - шашлык, печь - русская, а печЕнье - мучная выпечка, сушка... Сухой - не мокрый, не жирный, худой (кожа да кости), хилый.

    Пафнутий - "слоистый орех" дословно; жирный - буквально, у греков он - "человек от бога", так представляется "nuti" (нути), видимо, N-новый корня - "ути" - Утиный. Ср. Утя, утка - "мать рода", "океана", баба Макошь, тайный знак язычника на памятнике Тысячелетия у группы "полоцких князей", река Утка в Питере,  Утиная заводь, фамилия Путин, корня -ин аббревиатура Христа, у - знак "уноши/юноши" (клин), уно - один, Унеча - река (приток Ипути - Бога путь). Мы во временах, когда "многохерие" - Ы (знак с палкой, клюкой) сменили на "клин" (дитя, ребёнок), вместо рысь стала Русь, а девушка оказалась в мужском монастыре... Изумительная по красоте история, когда отец потерял дочь, нашёл в мужском монастыре, похоронил и стал служить на её месте. Вероятно, в память - Ореховый Спас.


    ХАНА  ИЛИ  НЕУДАЧНЫЙ

    Поход Игоря исследователи называют неудачным. Для кого и кому хана, как говорится, если его дружины вошли в Киев? Метаморфоза и в том, что уходили полки - вернулись дружины. Слава князьям, слава дрУжинам - троекратное ура! - идут по Боричеву с Пирогощей...

    Неудачный - от удачи, это ясно. Удача от дачи, дача - от чего? Это земельные участки, которые цари дарили своим приближенным за службу. Дачный дар - слово «дача» происходит от старославянского глагола «дать». Того же корня дара и дать: пОдать - дань, насколько близко дача с данниками - наложниками (от ложки) - гражданами по смыслу. Слово гражданин - от грязи, кто не знает, из которой князи. Князей уж нет, а грязи вечны.

    Предмет для рассуждений (заплати и спи). Остаются бесспорными земля и вопрос, откуда земля - у царя? Вороне - бог послал - ответ о сыре, это уже идеология христианских поздних лет. А до этого были племена, чуть ли не родственные связи прослеживались с землёй по рекам у летописца: племя такое-то село на реку такую-то. Понятно, что образно, с целью указать местоположение первых племён изначально, но языком понятным современнику повести с IX-ХII веков. Сели на реку, на землю, да так и повелось - на пенёк - на камень, на табурет-стул всё равно, что на земле валяется хозяином. Хозяина не стало. В какой-то момент племена и родовые общины стали княжествами, а княжества - царством-королевством в христианской земле. В тоже время (VIII-IX) зародилось слово султан-салтан. В Коране «султан» означало моральный авторитет или духовную силу для обозначения абстрактной власти (что интересно), а позже стало применяться к светскому правителю, в противоположность религиозному авторитету (ещё более любопытно). Таким было значение в первые века ислама. Первое употребление слова по отношению к светскому правителю приписывают Мухаммаду ат-Табари примерно в 875-876 годах. Титул султана стал официально использоваться для главы независимой династии с XI века, начиная с Сельджукидов. Статья вовсе не о том, просто ознакомились со словом и временем происхождения.

    К термину - «неудачный» - можно также отнести группу слов с приставкой не, без которой они не существуют в языке российском. Это небрежный, неуклюжий, неряха, нельзя, невои, Нестор, Несебр, нелепый и др. Нескладуха - лепо, а "складуха" - нелепица. Наш язык на пути самообразования, ИИ - им в помощь. Наложница могу писать, а наложники - подчёркивает красным. Таким словам, как невеста, нелады нашли подмену в виде названия машин, игры в ладушки, а неудачный стал - удачливым. Удачи желать можно, и если неудачно что-то получилось, так можно сказать. А вот человек - неудачно лепый - нелепо звучит, как и ветреный - с двумя эн. Невеста может быть снохой, тут смысл в замене слова, не меняя понятия, а буквально: сноха = невеста (разных наречий). Другой вопрос, что они сформировали (в снохе), кроме сношений и родственных отношений? Сноха - соха - сохатый - история глубоких и древних отношений. У них родился Сошка, а следом - семеро с ложкой. Невеста видится моложе, в Неве, пожалуйста, быть может...

    С приставкой не, в этой связи - о словах: чем они отличаются от слов с союзом. Слово султан, салтани (земли) мне видится союзным термином. Не - прижилась в языке отрицанием (неуклюж), невелик - умалением (не очень-то), нехорошо, нескоро и т.п. А с союзом - наоборот может быть самостоятельным словом, также слитно союзом: свадьба, судьба, сват, свет, свят, ся. Встречается - в десятках, если не сотнях старинных примеров для обозначения предмета или места, выхода из какого-либо состояния, возвращения откуда-либо. «Съ тоя же Каялы Святоплъкь полел;я отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко свят;и Софіи къ Кыеву», «Се бо два сокола сл;т;ста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя».

    Самостоятельная буква/слово эс/се вошла(о) в состав сложных: эссе, сам, себе, строю, Смоленск, стены, соль, сын, стул, стол, состав, сустав, стоя, судьба, свадьба, сноха, соитие, студень, судья. И вот уже: Суджа, Себеж (город) и сту-день (блюдо), студия. К слову о монастыре - Студийском, обязательно туда сходим. Самый значительный монастырь средневекового Константинополя, основан у берега Мраморного моря - за стеной (древний Визант).

    Часто встречается в оборотах: Се бе... се же ... будуть ли си вьси ... ся съ ст;ны, или съ коня... Сейчас всё гораздо проще, если честно, я раньше не обращал на это внимания. Указывает на время, самое начало действия или события, или откуда:  «Съ заранія въ пятъкъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя» (половецкие «полки поганые» - языческие).  Со сну... «Се в;три, Стрибожи внуци, в;ютъ съ моря стр;лами на храбрыя плъкы Игоревы!». Как часто в текстах и словах оно встречается, но так незаметно. «И начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себ; крамолу ковати, а поганіи съ вс;хъ странъ прихождаху съ поб;дами на землю Рускую». Образ, указание величины предмета или указывает на того, кто стоит во главе, руководит кем-либо.

1164: Придоша Свье подъ Ладугу, и пожьгоша ладожане хоромы своя, а сами затворишася въ град; съ посадникомь съ Нежатою. Новг. 1 лет., 31 (XIII в.).
1185: Игоревъ полкъ серед; ... на перед; ему сынъ Володим;рь, и другии полкъ Ярославль, иже бяху с Ольстиномъ коуеве. Ипат. лет., 639 (XV в.).
1487: Бысть градъ великъ, съ яблоко с садовое. Псков. 3 лет., 223 (XVI в.).

Так же при обозначении способа, средства, орудия действия, при обозначении явления или состояния. Указывает на лицо или предмет, участвующий во взаимном действии.

1066: Ростиславу сущю Тмуторокани и емлющю дань у касогъ и у ин;хъ странъ, сего же убоявшеся грьци, послаша с лестью котопана. Пов. врем. лет, 111 (1377 г. ~ нач. XII в.). Читай - касоги - жители земли по реке Сож. Половцы - западнее по Двине и Полате (г. Полоцк). «И потомь миръ створихом с Тугорканомъ и со ин;ми князи половечьскими. Поуч. Вл. Моном., 160 (1377 г. ~ нач. XII в.). Тугоркан - тесть Святополка окАянного. Святополк - сын Рогнеды и Владимира (Крестителя). Святослав, Сфендеслеф, Сергей, Всеволод - многие имена начинаются или несут звук в составе имени. А добрая ссора - даже два.

1185: Попа же бяшеть привелъ (Игорь) из Руси к соб; со святою службою. Ипат. лет., 649 (XV в.).
1224: И приде  съ поклономь съ князи половьцьскыми  къ  зяти въ Галичь къ Мьстиславу. Новг. 1 лет., 62 (XIII в.).

    Ни Игоря, ни сыновей к тому времени уже не было. Ипатьевская летопись, читай - Киевская, но что происходит? Тем же годом "удачного" похода, когда в повести идёт рассказ о «сынах русских» Игоревого полка, которые бились с половцами погаными (язычниками), вдруг «Русь» предстаёт - из ряда вон? Список XV века, возможно уже тогда, спустя два-три века после события, местные идеологи открестились от этого понятия (русь), как и сегодня - видят её в Москве и Минске. Понятие не родовое и племенное - русь - теологическое. В этом смысле так, Киев и Новгород много раз воевали, когда дед Олег Гориславич (князь Курский, Тмутараканский) дружил с половцами. С 1169 года Игорь Святославич участвовал в походах против Киева (одиннадцати русских князей под знамёнами Андрея Боголюбского  против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского). Матерью Игоря могла быть дочь новгородского посадника Петрилы, отец был женат дважды и, первой жене - дочери половецкого хана Аепы могло быть уже под 50 лет на дату рождения сына - 1151 год. Потому записана Мария Новгородская. Печать Игоря - Трезуб в чистом виде, напоминаю, что печати Долгорукого и Боголюбского - Двузубы (с рожками-ответвлениями). На оборотной стороне - Георгий с копьём пеший в рост. Назван Игорем-Георгием своим отцом в память родного дяди (церковь в Царском Селе, рядом с Лицеем). В качестве даты смерти Игоря указывается 29 декабря 1202 года, или  в 1-й половине 1201 года. Похоронен в Чернигове. Имя жены Игоря в летописях не упоминается, но имя Ефросинья закрепилось в литературе за княгиней, а в повести - Ярославна (по батюшке). Она и мать всех детей. Владимир старший (родился в 1171), обручен с половецкой Свободой. На берегах Каялы (исследователи считают, что такая есть в натуре прозвища), и пишут вопреки Ипатьевской летописи - «русское войско столкнулось с основными силами половцев». Источники указывают на участие в столкновении почти всех известных половецких племенных групп Европы. Как то: «Поганый половчине Гзакъ бежитъ серымъ влъкомъ, — Кончакъ ему следъ править...».  После 3-дневного сражения Игорь был взят в плен, как и остальные князья. Побывав в плену половецком, "Попа же бяшеть привелъ (Игорь) из Руси к соб; со святою службою". Если Автор повести пишет о событии в котором принимал участие, то монах фантазирует, если не пьян.

    Событие слишком хорошо освещено в повести, чтобы доверять таким «источникам». Надо просто разобраться, кто такой Кончак, Гзак и другие. Тем не менее, тот же ИИ сообщит, что Игорь бежал из плена, оставив там своего сына Владимира, который вернулся позже, женившись на дочери Кончака. О событии перед походом: «...А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ железныхъ Великихъ плъковъ Половецкихъ, яко вихръ выторже! И, падеся Кобякъ въ граде Кiеве, въ гриднице Святъславли. Ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю! — кають Князя Игоря...». Половцы, немцы, ханы, греки и каша в голове. Кто они все такие, эти ханы, князья и в каком родстве состояли? Вскоре погибнет Игорь, спустя 15 лет от похода, а все дети Игоря и Ярославны - Владимир, Олег, Святослав, Роман - будут повешены в Галиче (не совсем ясно с Олегом). Брат Буй-Тур погибнет по неизвестной причине раньше в 1196 году. Давыд Ольгович (после 1196?) - старший внук Святослава Всеволодовича Черниговского и Киевского, героя Слова о полку - стал княжичем Стародубским (Брянская область), он опять воюет против "сватов" половцев. Жена Давыда - дочь Игоря Святославича новгород-северского с 1190 года. О противостоянии Ольговичей с Галичанами в повести есть несколько упоминаний:

    «О руская земле! Уже зашеломянемъ еси. Длъго нось мркнетъ, заря светъ запала, — мъгла поля покрыла, щекотъ славiй успе, говоръ галичь убуди — Русичи Великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а Князю славы».

    Судьба князей - сыновей Игоря после похода сложилась удачно, но ненадолго, все они княжили в западных областях земли. Владимир Игоревич - князь Путивльский, Новгород-Северский, князь Галицкий и Роман князь Галицкий (в 1208-1211 годах), Святослав князь Владимиро-Волынский и Перемышльский, Ростислав Игоревич князь Теребовльский - все убиты (повешены) одной датой - сентябрь 1211 в Галиции. Как и где скончался Олег Игоревич (1175-1205?) неизвестно. Сестра убиенных замужем с 1190 года за Давыдом Ольговичем, княжичем Стародубским. Ветвь Давыдовичей пресеклась первой, затем ольгОвичей по мужской линии, и останется ветвь Мономаховичей из мощной княжеской триады братьев по крови, и трезуб им - сокол стилизованный - на долгую память современной Украине. Однако русского сокола на стягах и печатях заменит духовный латинский голубок в идеологии, иконы пожгут, и мы имеем что имеем. Потому летописец (Новг. 1 лет.) сообщает на дату 1224: «И приде  съ поклономь  съ  князи  половьцьскыми  къ  зяти  въ Галичь къ Мьстиславу».

    А 40 лет тому назад в том же месте княжил Ярослав (Осмомысл), цитата: «Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Кіеву врата, стр;ляеши съ отня злата стола Салтани за землями». Любопытная строка в части личности Ярослава-Осмомысла-Кончака  и земель «Салтани». С личностью разобрались выше статьёй - это один человек. Противостояние продолжается в потомках.


    САЛТАНИ  ЗЕМЛИ

    Князь Игорь обращается к Галицкому князю, не удивляйтесь, эту фразу комментаторы  всех мастей приписывают Святославу Киевскому, включая в блок изучения школьникам как «Золотое слово Святослава», так я вас огорчу, отнюдь. Он тут с ума сходит и сны мутные пересказывает, при всём уважении, но не его вина, а - довели учёные, читаем:

    Галичкы Осмомыслъ Ярославе! — высоко съдиши на своемъ златокованнъмъ столе, подперъ горы Угорскыи своими железными плъки — заступи въ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота — меча времены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная, грозы твоя по землямъ текутъ: оттворяеши Кiеву врата, стреляеши съ отня злата стола салтани за землями. Стреляй Господине Кончака — поганого Кощея — за землю Рускую! за раны Игоревы, буего Святславлича.

    В переводах, как правило, Суды, Грозы, Салтани - пишут с большой буквы, а ещё и точкой разделят. Не знаю зачем, но читается сложно и нелепо. Не буду настаивать, так вижу, если прозвище царю Грозный, то принято с большой писать, а суд или султан - не кажутся такими в контексте (страшными - от раш/рус). Вот разберёмся со словами по смыслу сказанного, а далее - воля каждого как писать, а пока пытаюсь вникнуть, о чём тут? Фрагмент запутан окончательно аннотациями. Не давая себе отчёта, о чём Слово в целом, сотни переводчиков стоят на своём. Получается так, что Святослав Киевский чуть ли не умоляет хана Кончака убить своего младшего брата, но не совсем ясно за какие такие раны?  А обращение следует - к Ярославу Галицкому, который в услужении королю Угорскому (венгерскому). На этом путаница только начинается, дополняя академический бред «салтани землями» - Султана, так что участь «буйного» удельного князька предрешена пером. В принципе, можно и так обосновать, а напитавшись подобными знаниями ещё до прочтения оригинала, читать статью слёту получается почти складно, не замечая деталей чертовщины.

    «Тогда Великiй Святславъ (киевский - моё) изрони злато слово слезами смешено, и рече: о, моя сыновчя Игорю и Всеволоде!», называя родных братьев - сыновча - по лествиничному праву. Потому - эту часть повести я и разделил: Плач князя Святослава (получается) для удобства чтения (по серебряной седине), и текст ниже: ответ Игоря - ему: «Нъ рекосте — мужаимъся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами поделимъ». А вместо "плача Ярославны" - языческое вещевание - Зари Вещей с призывом триады (так получается).

    Тот клубок распутывается легко, главное уловить за какой конец дёрнуть и морской узел падёт, обнажаю наготу Прекрасного. Чтобы понять за какой, мало разбираться, какой бывает слава - в тонкостях "воровского дела" надо быть сведущим, как хитить. «Нъ нечестно одолесте, — нечестно бо кровь поганую пролiясте...» - Святослав был «дядей честных правил» (когда не в шутку занемог). И это делает ему честь - заботится не только о подопечных удельных братьях, но и о половцах. В его словах нет презрения к поганым, я бы сказал даже наоборот, сквозит уважение к обычаям и традициям соседа, уважение к противнику боя. В моём понимании - белорусам и части населения западной Европы (Тмутаракань). От времён призвания варягов и Крещения (так называемой, Киевской Руси), Полоцкая империя Рогволодов не упоминается в нашей истории, вся семья князя Рогволода убита, дочь Рогнеда с сыном Изей сошли со сцены на третьи роли, город разорён, а на главной сцене - Владимир расправляется с идолами, выбирает веру по душе и уходит полон сил - в мир иной (не старым мужем, где-то в 50). Сыновья друг друга режут, из дюжины остался один Ярослав, спор не утихает, почему, он? и кто убивал. Потому и Мудрый. И здесь бы уместно разобраться вот с чем, или кем.   

    «О! стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзе бе пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ: с его бо ныне сташа стязи Рюриковы, а друзiи Давидовы нъ рози, нося имъ — хоботы пашутъ, копiа поютъ на Дунаи...»

      Оставим на потом хоботы и стяги. Того «стараго Владимiра» исследователи воспринимают Крестителем (Лихачёв) или Мономахом (Рыбаков), не вдаваясь в подробности почему, просто так считают, не утруждаясь доказательствами. Что значит, пригвоздить?  От слова сын - дети, гвозди, нагели, отроки, клИнцы (один - клин). Докопаться до "подноготной" теперь проще, хотя бы понимаешь палец, который уже синий от молотка. То есть не пустить «молодого» дальше Киева, потому и старый (стрый) Владимир, с него - все беды. Сетует Автор повести. Никто прибивать молотком к камню не собирался, речь идёт о нераспространении религии. Как известно, некогда единая церковь раскололась на год рождения Мономаха (1054-1055), и внутри христианства зародились споры, кто истинный, а кто нет, кто белый и пушистый, а кто мурзат. Да ты - язычник! Сам ты козёл! И предать анафеме (;;;;;;; - «если ты оставишь меня», вспомните надпись на сирийском кресте, «Или-или на кого ты покинул меня»). Кабы не было смешно, см. «На чём стояли, стоим и сидеть будем!» раздел «...Лама савахфани». Пару слов о разделе и расколе, чтобы понять, в чём соль?

    В ходе полемики о опресноках православные богословы писали (против католиков и против армян, в греческий и славянский чин) отречения от ересей - Армянской и Яковитской, в тексты вошла анафема «иже не влагает в проскуру кисла теста и соли, и в святую чашу воды не льет, но глаголють яко грех есть да будут прокляти (;;;;;;; - анафема). Проклинают католиков за - пресный - не солёный хлеб. Одна из главных причин разделения, не считая в чью кассу десятина, это уже мелочи по святости процесса за главенство. Дело было так. Причиной раскола послужило - слово ;;;;;; (греч. буквально «пресный»). Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба - не говорил. Всё было тихо. Филологи подтверждают, что в тексте Молитвы Господней в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки («хлеб наш насущный») слово «;;;;;» - винительный падеж от слова ;;;;; - означает однозначно «хлеб», без уточнения его состава.

    Возьмём оба слова, мне показались они разными, и послушаем для начала ту гречь: ;;;;;; = «азимос», дословно: «пресный хлеб». В моём арсенале есть схожие русские звуки - озимый, азия, азимут и мос. Ударение на первую букву - обычное дело, то есть следует представление: А - есть/это - зимос, или: «без дрожжей» (дословный перевод). При написании слитно - пресный, прэсны, прісний (буквально). Если разделить термин: ;;; ;;; = пресный хлеб,  прісний хліб,  прэсны хлеб, бесквасни хлеб, безквасен хляб - уточняют серб и болгарин. Где ;;; (мос) - хлеб; ;;; - безквасен, прэсны (рецепт практически). Если коротко и слитно - пресный, если представиться (меня звать), я - Зимос «без дрожжей».  Если же услышали половину слова, всё равно будет «пресный хлеб» (;;; ;;;). Как ты словом не крути, его значение не меняется. Останется унять себе, что значит - пресный (прісний, прэсны), оставив на потом - хліб/хляб... В любом случае то слово "азимос" не простое и со своим "греческим смыслом", иначе было бы не солидно (не пышно, не тучно, не жирно и не толсто - многослойный термин).

      Сравнивая характеристики, между ;;;;;; (azymus) и ;;;;; (panis)- ничего общего, кроме первой буквы. Однако в переводе и то, и другое - хлеб - буквально. Как так? Вот оно - искусство слов и звуков речи. Если представиться: ; ;;;; = мастацтва, искусство, изкуство, уметност, мистецтво. Не совсем понял: из куство = из кустов? То есть стрикусы (по теме), Кустичи - от хлеба - местечковые названия. А в звуке слышится - ардонь - одноименные река и село (в значении «люди»), см. Ардонь в Слове о полку.

      Конечно же - мастацтво - не еврейская маца, а мастерство слова старообрядца (в котором мать). Если их перевести вместе рядом (как малюют на иконе), то они говорят: "прэсны хлеб" (белор.), "безквасни хлеб" (серб.), beskvasni kruh (хрв., слв.). Пресная еда - не жирная. По форме круглая, но она и в выпечке естественна, да ещё чубчик надрезать - шикардос!

      Как ни странно, языковой спор разъясняет белорусский язык: прэсны = свежий, состоит: "п-ре сны" - мечты (марыць - не голодом морить). Спор и по форме и по качеству, это не сухари очевидно, а круг - символ солнца. Речь не о том - Солёный или Солодкий, а кирпичиком или круглый, а если круглый - загнуть ли гребешок методом надреза булки круглой формы. С теологией о сыне, прэсны - "свежий", а не "чёрствый" (старый).

    Раз на улице Разъезжей - Достоевский проживал,
    Левитан писал на Съеже про какого-то ежа.
    Мне приснилось что он свежий - я там зубы поломал.
    Разве может - круглый - квасить и без Васи? во дела...


    АРТОВ, СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Слово же - ;;;;; (ардон/артон - звучит иначе, чем азимус) и буквально «хлеб» (panis, ср. Испания)), но - «оставь его»,  «пакінь яго» - в термине: ;; ;;;. Артов? Новый Свет и всё такое. Надо запомнить. На сербском: «остави га». Латинский panis свидетельствует: relinquere eum = оставьте его/ее (без указания пола, как бабка надвое), хотя - eum - ему; relinquere - уйти. На языке лингуа (латынь) со знаком ре (религия) это значит: «оставить это дело». Какое дело и кому? Естественный вопрос. Ответ: re linqu ere = Я оставлю это тебе. Я пакіну гэта табе - можно трактовать: Я предоставлю это вам (тебе) - дословно. Вот оно - искусство слов! Чисто искушение - так они рождаются, никому не понятные мои стихи, наверное, потому что нигде такое не прочесть..., где-то слышал, давно уже - Артос, Портос, даже не помню о чём там. О любви, наверное и профурсетке.

    Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба не говорил. Пока не родился сын, пока вопрос о деньгах не стал - таки ребром и бытовуха не заела, наверное, оно так и было. Выстроили две столицы (Визант и Рим), и дело пошло, заработать всегда легче, чем поделить. Это знает каждый би-з-нес-мэн, а историки свидетельствуют, что разлад церквей (раскол) начался раньше, чем был оформлен де-юре.

    Полагаю, следующие исторические аргументы, это - какой бы, мог бы, есть бы - хлеб Иисус Христос на Тайной вечере в Великий четверг Страстной недели, совершая литургию, надуманы. «Сторонники квасного литургического хлеба приводили следующие символические аргументы: только квасной хлеб является совершенным евхаристическим хлебом, в нём присутствуют все составляющие — мука как тело, закваска как душа, соль как ум, вода как дух и жизнь. Ешьте больше слои - будете умнее! Поэтому квасной хлеб — живой, он согревает и оживляет душу причащающегося; а опреснок — безжизненный, мёртвый, причащающиеся опресноками причащаются - мёртвым хлебом и не будут иметь после причащения в себе жизни; они подобны собакам, которые едят мертвечину». Красиво, образно, дружелюбно и, ни единого доказательства тому. Тем и были биты. Надо было пиво пить, а не квасить самогоном. Аргумент не пришёлся по душе.

    В 1053 году началось церковное противостояние между  патриархом Керуларием и папой Львом IX. Подробно можете прочесть в сети, я коротко. Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд в Италии вытесняется латинским, и закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Патриарх поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицалось бы служение литургии на опресноках (употребление в пищу - «удавленины»). В сравнении -  трупное мясо животного, которое было умерщвлено удавлением. Отличием удавленины от мяса животного, которого зарезали, является сохранение в нём крови. Например, мясо зайца, погибшего в силке, является удавлениной. Вот такие тонкости по хлебу насущному. С этими словами Послание было отравлено епископу Иоанну Транийскому, а через него всем епископам франков и «самому почтеннейшему папе». Передайте, чтобы знал. В ответ Михаилу сочинили - «Диалог», в котором защищались латинские обряды и порицались греческие. В ответ им следует - «Антидиалог», или «Слово об опресноках, автор некий Никита Стифат написал целый трактат. Завязалась дружеская беседа, заело, что называется, письменная перепалка переросла в дебаты устные. А от удавленины - появились... ленины (нечистые трубочисты, полукровки).

    В 1054 году некто - Гумберт в качестве легата папы римского отправился в Константинополь устроить публичный спор. Гумберт посетил вместе с императором Студийский монастырь, между ним и Никитой был устроен коллоквиум, по итогам которого последний признал себя проигравшим и отказался от своего трактата. «Антидиалог» был сожжён на монастырском дворе. Студийский монастырь - самый значительный монастырь средневекового Константинополя. Основан у берега Мраморного моря византийским патрикием Флавием Студием в 462 году.  Монахи были известны своей приверженностью православию, потому и место для дискуссии выбрано было не случайно. Студиты впервые доказали свою преданность православной вере во время раскола Акакия (484—519); они также оставались верными во время иконоборческих споров в восьмом и девятом веках. Они были изгнаны из монастыря и города императором Константином V (741—775). Игумен Савва (деятельный участник Никейского собора 787 г.) известен своим сопротивлением иконоборчеству против учения иконоборца Константина V в Константинополе. «Студийский монастырь» - дважды подвергся разрушению при разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и при взятии города турками в 1453 году. В феврале 2013 года храм был передан для реконструирования в мечеть. Развалины монастыря в современном Стамбуле не так давно посещал по дороге - от Семибашенного замка к церкви св.св.Сергия и Вакха по берегу Мраморного моря. Крепость с семью башнями (1458 года) известна не только тюрьмой-новостройкой (башни достроены), но и воротами над которыми по преданию прибил в походе 907 года  щит Олег. А путешествовал пешком по берегу бухты Золотой Рог через Влахернскую церковь, монастырь Хора, попутные музеи и мечети, и далее вдоль стены Старого города, у которой предприимчивые турки устроили огороды зелени. Счётчик по маршруту показал 33 тысячи шагов, а кошелёк исхудал на 10 лир за два стакана гранатового сока с утра до вечера. См. в подробностях - статью: Под сенью Тихвинской иконы...

    Имя Акакий, оно же Седрак, Серж, Серхио, Серьгий в значении: Sergius - будь великим, исходя уже из этого, раскол Акакия (484—519) следует понимать началом спору. А церковь св.св.Сергия и Вакха (этого же времени) послужила типовым проектом для Софий, да так и называется сегодня - малая София (в пешей доступности от Гранд Софии). Сегодня - мечеть, посещал много раз, вот и думай, христиане (русские с еврейским богом), какой хлеб умнее, чёрствый или солёный? От мечети можно запросто вывести слово меч, через него - меченых, а хотите наоборот, мечтайте. Ещё Невский передал послание словами Христа - "Я не мир принёс, но меч" - герб г. Витебска. Хотя, обрезание можно сделать и добровольно, или пометить, подняв лапу, тут дело такое, сугубо личное...

    Недолго думая, 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. После Великой схизмы спор об опресноках продолжился. На Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1445 годах было принято решение, согласно которому и в опресноках и в квасном хлебе на литургии — истинное тело Христово. Уния (победила молодость). После этого собора латинские богословы прекратили полемику по этому вопросу. Греческие иерархи и богословы отказались от решений Ферраро-Флорентийского собора в 1453 году, и после этого православные богословы продолжили полемику уже в одностороннем порядке об опресноках.

    Год 1453 печален как дата для христиан ещё и потому, пал Константинополь для "расколотых" (на квасе), тем же годом в Великом Новгороде отравлен князь (Всия Руси) прозвищем Шемяка - съел куру за обедом:), дети его укрывались в Новгород-Северском и Чернигове, короче, раскол - это не единение, это наоборот, когда христиане теряют и людей, и землю.

    Салтани земли - солёные, убедительно, но продолжим...

    04.11.2025, Санкт-Петербург